Есть такая поговорка — «В Оптину за опытом». Сложилась она неспроста. В древний монастырь Оптину Пустынь, расположенный в Калужской области неподалёку от города Козельска, со всех концов России съезжался народ за духовным советом старцев-подвижников. Немало побывало там известных писателей и поэтов. На протяжении многих лет оптинские старцы утешали, вразумляли, вдохновляли русских литераторов. Молились и благословляли на то, чтобы слово их для народа было спасительным и обращало ко Христу. О том, что искали в Оптиной творческие люди, рассказала Людмила Ильюнина в своей книге «Оптина Пустынь — обитель вдохновения».
Гостем Оптиной был Николай Васильевич Гоголь. Автор «Мёртвых душ» трижды приезжал туда, и встречался со старцем Макарием (Ивановым). Именно старец Макарий стал одним из первых критиков гоголевского публицистического сборника назидательного характера «Выбранные места из переписки с друзьями» В своём опубликованном отклике на произведение старец подчёркивал его сильные духовные стороны, однако определял и недостатки, советуя писателю глубже вчитываться в произведения святых отцов Церкви.
В июне 1878 года Оптину Пустынь посетил Фёдор Михайлович Достоевский. Он приехал в обитель с тяжёлым грузом на душе — незадолго до этого скончался его маленький сын Алексей. Три дня провёл писатель в монастыре. Достоевский получил тогда утешение от преподобного Амвросия Оптинского. Они подолгу беседовали о духовной жизни, и старец так охарактеризовал Достоевского: «этот — из кающихся». Впоследствии, как известно, многие черты преподобного Амвросия Оптинского Фёдор Михайлович придал герою своего романа «Братья Карамазовы», старцу Зосиме.
Отдельная глава в книге Людмилы Ильюниной «Оптина Пустынь — обитель вдохновения» посвящена поэтессе середины ХХ века Надежде Павлович. В поэзии Надежда Александровна была последовательницей Блока, а в духовной жизни — чадом преподобного Нектария Оптинского. Павлович спасла старца от расстрела большевиками, а после закрытия монастыря в 1918-м году добилась, чтобы там открыли музей, и тем самым уберегла обитель от разрушения. Надежда Павлович — автор вдохновенной поэмы «Оптина», которая целиком цитируется в книге наряду с другими стихами поэтессы, посвящёнными монастырю.
В третьей части книги нас ждёт знакомство с творческим наследием одного из самих оптинских старцев — преподобного Варсонофия (Плиханкова). Стихи он писал ещё до прихода в обитель. Став монахом уже в зрелом возрасте, старец Варсонофий сохранил любовь к поэтическому творчеству. И стал слагать стихи о молитве, евангельском пути спасения, о радостях и трудностях жизни в монастыре. На страницах сборника, составленного Людмилой Ильюниной, мы прочтём некоторые из его творений. И поймём, почему Оптина Пустынь — обитель вдохновения.
Все выпуски программы Литературный навигатор
- Людмила Ильюнина. «Оптина Пустынь — обитель вдохновения»
- Михаил Сизов. «Белые платочки»
- Патриарх Сергий (Страгородский). «На дальнем Востоке. Письма японского миссионера»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь»
Жизнь ― она вне пределов суеты. Она ― это кваканье лягушек или запах пожарища и тона переходные небес; или дождь, ночь, тишина и капли по крыше; или рассеянные туманы, сиреневые рассветы, или ночные огни. Всё это за пределами чувств. То, что схватываешь пальцами души, как берёшь на ощупь воздух, то, иное, к чему не можешь притронуться, ― но ты и этого касаешься, непроизвольно, непринуждённо, по-свойски, словно тысячу лет тебя там ждали, и вот ты пришёл домой.
Все выпуски программы Утро в прозе
14 января. О семье святителя Василия Великого
Сегодня 14 января. День памяти святой Емилии, матери святителя Василия Великого, жившего в четвёртом веке.
О семье святителя — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы слышим слова «святое семейство», то всегда относим их к Пресвятой Богородице, Праведному Иосифу и Господу нашему Иисусу Христу. В истории церкви было немало семей, в которых все члены семьи были святыми. Одним из самых замечательных таких семейств была семья святителя Василия Великого. Его мама Емилия, он сам, его сестра Макрина, его брат Петр, епископ Севастийский, все они станут святыми. И не просто святыми, а теми людьми, которые во многом повлияют на становление Церкви Христовой, потому что IV век — это золотой век святоотеческой письменности.
Отец умер рано, и святитель Василий вспоминал, что воспитывала и наставляла их в благочестии сестра Макрина, но над всем этим, как птица, своими крылами покрывала своей любовью мать святая Емилия. И дети росли, все разные, и все очень по-разному в церкви раскрылись. Но все стали святыми.
Удивительно, как в церкви послужит святитель Василий. Он будет и талантливым администратором, и догматистом, и первым будет основывать Дома милосердия, которые так и будут называться Дома Святого Василия. Там будут самые обездоленные, самые презренные, самые отверженные. И вот этот опыт, безусловно, святитель Василий извлек из опыта христианской заботы своей матери, потому что она заботилась обо всех. Она была примерной христианкой, любящей, скорбящей и сорадующейся со всеми людьми, которые встречались на ее пути.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 января. О почитании Святителя Василия Великого
Сегодня 14 января. День памяти Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, жившего в четвёртом веке.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
В литургической жизни православной церкви Святой Василий, вместе с Иоанном Златоустом и Григорием Богословом, именуется Великим Вселенским Учителем и Святителем. Эта почтенная традиция восходит к XI веку. Вместе со святыми Дионисием и Афанасием, которые оба были Александрийскими епископами, Святой Василий — один из всего трех отцов церкви, получивших наименование «Великий». Данный обычай весьма древний и связан с исключительной ролью этих святых в сохранении единства Вселенской Православной Церкви в эпоху гонений, как это было при Дионисии, во время догматических противостояний при Афанасии и самом Василии.
Делом жизни Василия стал Второй Вселенский Собор в Константинополе. Святого Василия следует считать подлинным духовным отцом нашего Никео-Константинопольского Символа веры. Ежедневно, читая его в молитвах и на богослужении, мы благодарно вспоминаем Святого Василия.
Святой прожил всего 49 лет. Его смерть стала подлинной трагедией для современников. По словам его близкого друга, святого Григория Богослова, она повергла в скорбь не только православных, но даже иудеев и язычников всей Кесарии. При этом сам Василий, скорее всего, знал о предстоящем ему исходе, поскольку, как это удалось установить современным исследователям, страдал от тяжелого заболевания кишечника. Подобно другим аскетам того времени, ранние подвиги, которым святой подвергал себя в начале своего монашества, подорвали его здоровье. Раны, от которых он, подобно исповедникам первых веков, страдал, так и не смогли излечиться. Уже во времена Василия церковь увидела в аскетизме и ограничении себя по заповеди Христовой продолжение мученических подвигов. Краткость жизни Василия — утешение тем служителям церкви, кто по неисповедимым путям Бога не имели возможности приобщиться к долголетию в земной истории.
Все выпуски программы Актуальная тема