![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/05/TV-TATL-TBTV-TA-TO-1280Ch720.jpg)
Сухаревская и Зубовская площадь, Пыжёвский, Вишняковский и Колобовские переулки — откуда взялись в Москве эти названия? Оказывается, с ними связана одна из замечательных страниц русской истории. Эти и множество других столичных улиц, переулков и площадей, названы по фамилиям стрелецких командиров. Давным-давно на том самом месте, где сегодня — дороги, тротуары, кафе и магазины, располагались стрелецкие слободы. То есть, квартировались полки стрельцов — первой русской регулярной армии.
«В лето 7058 (семь тысяч пятьдесят восьмое) учинил у себя Царь и Великий князь Иван Васильевич стрельцов три тысячи человек», — сообщает неизвестный русский книжник. Семь тысяч пятьдесят восьмой год от сотворения мира — это 1550-й год от Рождества Христова. Середина шестнадцатого столетия. Время правления царя Ивана IV — Грозного. Именно тогда его указом был учреждён первый стрелецкий корпус — постоянное боеспособное войско.
Воинами новой армии были преимущественно представители знати, опытные в бою: молодые люди из боярских, дворянских и княжеских семей, готовые постоять за родную землю. При этом брали далеко не каждого: за одного кандидата в стрельцы должны были поручиться семь человек! Оружие у стрельцов по тем временам было самое передовое. В их распоряжении находился огнестрельный арсенал: пищали — род небольших пушек, и мушкеты. Именно поэтому в народе стрельцов стали называть «людьми огненного боя».
«Боевое крещение» первая русская регулярная армия получила под стенами Казани в 1552 году. Сражение завершилось триумфальным взятием крепости и присоединением Казанского ханства. Потом была Ливонская война. В 1572-м прогремела знаменитая битва при Молодях, когда стрельцы героически проявили себя в сражении с превосходящим по численности войском крымского хана Девлет-Гирея. Вплоть до конца 17 века стрельцы принимали участие во всех войнах и сражениях. А в мирное время выполняли функции полиции и пожарных.
В стрелецком войске поддерживалась высокая организация и дисциплина. Регулярно проходили смотры и учения. Стрельцы имели свою форму — у каждого полка был свой цвет кафтанов и островерхих шапок. А главное — они были единым народом одной православной веры. Тогда как в Европе, к примеру, в рядах одной и той же армии часто воевали наёмники из разных земель, говорящие на разных языках. Европейские солдаты порой элементарно не понимали друг друга. А силы русских бойцов сплачивала вера. Она поднимала их дух в самых тяжёлых сражениях. Любопытно, что даже выдача жалованья у стрельцов была приурочена к церковным праздникам. Она происходила два раза в год: на Благовещение и в день памяти преподобного Сергия Радонежского. Стрельцы возводили полковые храмы. Самые известные — храм святителя Николая в Пыжах, церковь Знаменской иконы Божией Матери за Петровскими воротами, храм Живоначальной Троицы в Вишняках — сохранились до наших дней. В них, и в названиях московских улиц продолжает жить память о стрельцах, героических воинах первой регулярной русской армии.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (26.06.2024)
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2020/10/Pavel.jpg)
Рим., 80 зач., I, 18-27.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Задумываясь о своих эмоциях, мы можем оценивать их как положительные и отрицательные. К первым стремимся, а вторых стараемся избегать. Когда библейские авторы говорят о Боге, они иногда приписывают Ему человеческие эмоции, причём не только положительные, но и отрицательные. Например, могут говорить о том, что Бог гневается. Но как это может быть? Разве может любовь гневаться? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
Отрывок, который мы сегодня услышали, начинается с утверждения апостола Павла, который говорит о гневе Божием, открывающемся с неба. Сразу же важно заметить, что гнев открывается не на самих людей, но на их нечестие и всякую неправду. Но даже если это так, вопрос о том, как может Бог гневаться, остаётся в силе.
Чтобы на него ответить, надо, во-первых, помнить, что Библия говорит с человеком на человеческом языке. Бог Библии, открывшийся в своё время Аврааму, Исааку и Иакову, — живой и личностный, премудрый и волящий... Говоря все эти слова, мы должны понимать, что все они только отдалённо описывают Бога, но никак не объясняют Его природу. В этом смысле Он нашему миру совершенно иноприроден и в своём существе непознаваем. В свою очередь, это значит, что гнев — это человеческая эмоция, которой мы пытаемся нечто описать. Но что же? В чём суть гнева? Она в том, что, гневаясь, мы противимся всему, что неправильно и несправедливо. В случае с нами к гневу у нас обычно примешивается злоба и жестокость. Но самая главная проблема с нашим гневом состоит в том, что мы далеко не всегда можем точно сказать, что такое правда и какой поступок будет правильным в том или ином случае. В отличие от нас, Бог — Творец этого мира и Он прекрасно знает, что в нём правильно и созидательно, а что разрушительно. Гневаясь, как мы видим, Он гневается как раз на зло и нечестие. Однако, вся проблема в том, что в сотворённом им мире быть злыми и нечестивыми могут только разумные и свободные существа, к которым мы — люди — как раз и принадлежим. Живая и неживая природа развивается в мире бессознательно и не свободно, а потому никакие животные и растения за своё состояние ответственности не несут. Люди же вполне способны выбирать и поступать в соответствии со своим выбором. Более того, не только поступать, но и вносить дисгармонию и противоречие, как в собственную жизнь, так и в жизнь мира. Эти поступки в сегодняшнем чтении апостол связывает с суетой, с омрачением сердец тех людей, которые отказались почитать истинного Бога и вместо Него стали почитать творения собственных рук. Но удивительно, как апостол описывает Божий гнев: потому Бог предал их собственным их страстям, то есть оставил людей, чтобы их собственное заблуждение было для них возмездием.
Итак, Бог не гневается на нас так, как гневаются люди, Он любит нас, но не пребывает с нами насильно, ожидая нашего свободного обращения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Неутомимая пенсионерка
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/hand-silhouette-light-sun-sunrise-sunset-335-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: PxHere
Я расскажу вам вдохновляющую историю энергичной пенсионерки, о которой узнала из СМИ.
В июле 2023-го Наталья Землякова отпраздновала 70-летний юбилей. Она врач, большую часть жизни работала по профессии; продолжает трудиться и на заслуженном отдыхе — волонтёром.
Наталья убеждена, что каждый человек должен уметь оказывать первую помощь пострадавшим. «Эти навыки важны не меньше, чем таблица умножения», — говорит она. Потому и решила доктор Землякова бескорыстно преподавать взрослым и подросткам правила доврачебной помощи. Эта идея появилась у неё во время пандемии, в 2019 году. Тогда пенсионерка, по её словам, стала блогером: записывала обучающие видео для волонтёров, проводила трансляции на темы здорового образа жизни.
Сегодня Наталья Григорьевна ведёт несколько очных групп — обучает более ста человек разных возрастов и профессий! В планах — организовать занятия по начальной медицинской подготовке ещё и для малышей в детском саду.
Наша героиня родилась в солнечной Молдавии, в городе Тирасполе, а живёт в Сибири — в Новом Уренгое. Наталью Григорьевну вдохновляют история и туризм, но больше всего ей нравится общаться с людьми и делиться своими знаниями. В качестве координатора Новоуренгойского отделения Всероссийского общественного движения «Волонтёры-медики» она посещает корпоративные форумы по всей стране. «На этих мероприятиях мне интересно всё, — признаётся Наталья. — Возвращаюсь в свой город с головой, полной идей!»
Наталья Григорьевна и сама хочет быть полезной людям, и других старается сделать нужными! «Считаю, что самое главное в жизни — дарить добро», — говорит она.
По-моему, с этой энергичной женщиной невозможно не согласиться!
Все выпуски программы Живут такие люди