В трёх километрах к юго-западу от Ялты, окружённый великолепным парком и террасами, спускающимися со склона холма Могаби к морю, расположился один из самых известных дворцов Крыма – дворец трёх императоров – Ливадийский дворец.
В свой дознаменательный период имение Ливадия принадлежало графу Льву Потоцкому, который купил его в 1834 году.
Известный российский дипломат из польского рода обладал хорошим вкусом и заботливо отстраивал Ливадию. При нём появился парк со статуями и фонтанами, впоследствии только расширявшийся, были устроены оранжереи, сады и виноградники.
После смерти графа Потоцкого эти земли были выкуплены императорской семьей. И с 1861 года в Ливадии стала обустраиваться их летняя резиденция.
Согласно документам, Ливадия находилась в личной собственности Императорского Дома, и могла передаваться по наследству.
За период с 1862 по 1866 годы под руководством известного архитектора Ипполита Монигетти Ливадийское владение пополнилось Малым дворцом, домами для свиты и рабочих, изящной церковью в византийском стиле – домовым храмом семьи – Крестовоздвиженским.
Именно здесь позже – 20 октября 1894 года присягнет на верность престолу Николай Второй, и пройдет панихида по покойному императору Александру Третьему, скончавшему в Ливадии свои дни.
При Александре Втором Дом графа Потоцкого был перестроен в Большой дворец. Правда, в 1910 году уже при Николае Втором он был разобран, и спустя год на его месте возник новый дворец – Белый. Дворец из белого инкерманского камня, построенный в стиле итальянского возрождения, стал личным заказом императора Николая Второго архитектору Николаю Краснову, ранее бывшему главным архитектором Ялты.
По признанию императора дом получился именно таким, каким и хотела видеть его семья. Николай Краснов был удостоен звания архитектора Высочайшего двора.
С тех пор Белый дворец кардинально не перестраивался, и в таком архитектурном облике дожил до наших дней.
В тот же период была перестроена вся хозяйственно-техническая база имения, созданы зимний театр, электростанция и улучшен водопровод. Сегодня в перестроенном здании царской электростанции располагается центр органной музыки «Ливадия».
Ливадийский дворец служил резиденцией императорской семьи более полувека. В последний раз они посетили ее весной 1914 года.
В ноябре 20-го имение было национализировано. А с 1925 года во дворце заработал санаторий противотуберкулезного профиля.
В феврале 1945-го года после масштабных восстановительных работ Ливадийский дворец принимал знаменитую Ялтинскую конференцию. На время ее проведения во дворце располагалась американская делегация во главе с президентом Франклином Рузвельтом. Знаменитая фотография лидеров трех стран – Черчилля, Рузвельта и Сталина – сделана в Итальянском дворике дворца.
До 1953-го года Ливадийский дворец служил государственной дачей для высшего партийного и государственного руководства СССР. Затем снова был отдан в санаторный фонд.
Летом 1974-го года дворец стал выставочным комплексом санатория и открылся для посещений и проведения экскурсий. В залах первого этажа была воссоздана обстановка времени работы Ялтинской конференции.
В 1993-м году Ливадийскому дворцу присвоили статус музея, и полгода спустя музей представил посетителям новые экспозиции, связанные с периодом жизни семьи Романовых в Ливадии.
Сегодня Ливадийский дворец всемирно известный музей, научный и культурный центр. Его стены бережно хранят ценные экспонаты, материалы и книги, а его история связывает поколения.
«Память о Великой Отечественной войне». Священник Константин Мальцев
У нас в гостях был настоятель храма новомучеников и исповедников российских в станице Ленинградской Краснодарского края священник Константин Мальцев.
Мы говорили о том, чем важно сохранение памяти о подвигах людей во время Великой Отечественной войны и как эту память передавать следующим поколениям.
Все выпуски программы Светлый вечер
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема