В знаменитом советском юмористическом журнале «Крокодил» была постоянная рубрика под названием «Говорят дети». В ней печатались забавные рассуждения малышей, которые присылали в редакцию родители юных «юмористов». Книга Ольги Юревич «Матушкины цветочки» в каком-то смысле напоминает эту рубрику. Супруга священника Андрея Юревича и многодетная мама написала книгу, в которой собрала множество любопытных и забавных эпизодов из семейной жизни, связанных с любимыми чадами.
В «букете» матушки Ольги – целых семь «цветочков». Шесть девочек и один мальчик. Есть, правда, уже внуки, но о них, скорее всего, нужно будет писать отдельную книгу. Хотя, разумеется, главной целью Ольги Юревич было не просто рассказать о том, какие у неё прекрасные и уникальные дети. Матушка признаётся, что хотела бы, чтобы у читателей возникло не только совершенно естественное здесь чувство умиления, но и здоровая зависть, чтобы, прочитав, сказали себе: мы тоже так хотим! И рожали второго, третьего, восьмого. Потому что семья и дети – это счастье, уверена матушка Ольга. И не доверять ей, воспитавшей семерых, у нас нет никаких оснований.
Ольга Юревич в книге «Матушкины цветочки» приводит свой диалог со старшей дочкой Лерой накануне её поступления в институт. Разговорились о будущем, и на вопрос, хотела бы она иметь столько же детей, сколько в их семье, Лера ответила веским и категоричным «Нет!» Матушка хотела было взгрустнуть, но через секунду услышала уверенный голос дочки: «У меня будет гораздо больше!»
В одном из интервью по поводу выхода книги в свет, Ольга Юревич рассказывала, как записывала все, что вспоминалось, по ночам – днём на это времени, конечно, не хватало. И вот читаем в книге удивительную запись, смешную и одновременно потрясающую в той неосознанной правоте, которая так присуща маленьким детям. Они молятся Богу, и, что поразительно - просят не конфеты, не игрушки, не наряды! Восьмилетняя Фрося благодарит: «Спасибо за то, что мы не бедные и не богатые». Что это, если не мудрость? Хотя чему тут удивляться, если уже в шесть лет Фрося просила Бога «простить Адама и Еву», приводя «железный» аргумент – «уж столько лет прошло!»
У Ольги Юревич потрясающе получилось передать атмосферу многодетной семьи, в которой много света и тепла - потому что только в таких условиях могут вырасти и расцвести «Матушкины цветочки».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема