Еще Сергей Есенин утверждал, что определить, как в действительности относится к вам тот или иной человек, очень просто: достаточно лишь посмотреть на то, как он ведет себя по отношению к животным. Автор незабываемой «Песни о собаке» тонко подметил, что если друг перед другом люди могут притворяться, играть роли, казаться совсем иными, чем они есть на самом деле, то заискивать перед животными нет никакого смысла. А значит, с ними человек – всегда таков, какой он есть. Однажды эту мысль поддержал и продолжил писатель из Воронежа Гавриил Троепольский. Его повесть «Белый Бим Черное ухо» вот уже без малого полвека будоражит умы, сердца и чувства читателей. Она стало главной книгой автора, после которой он фактически уже ничего больше не создал.
Сюжет всем нам хорошо знаком: одинокий пенсионер Иван Иваныч в один прекрасный день завел щенка. Собачка, по словам заводчика, была «с брачком» - белая, с черными подпалинами на морде, и черным ухом. И это при том, что вообще-то шотландским сеттерам по строгим стандартам экстерьера полагается быть черными или темно-каштановыми. Заводчик от посрамившего породу маленького альбиноса собирался без лишнего шума избавиться, но к счастью, щенок вовремя попался на глаза Ивану Иванычу. Так Бим стал его верным другом и, пожалуй, единственным по-настоящему родным существом. Но однажды хозяина на «скорой» увезли в больницу. Бим остался один…
О том, что испытывает собака, вдруг лишившаяся, без преувеличения, смысла своего существования, Гавриил Троепольский рассказывает в своей повети «Белый Бим Черное ухо» так невероятно правдоподобно, что сначала просто поражаешься тому, как писателю удалось настолько глубоко прочувствовать переживания пса. А потом становится ясно: Бим – это зеркало, в котором отражаются человеческие поступки. И книга - не столько о несчастной собаке, сколько о людях. Разных - добрых, любящих, сострадающих - и черствых, равнодушных и жестоких.
Наверное, нет такого читателя, у которого эта книга не вызвала бы слез. Когда Бим изо всех сил несется вслед за уходящим поездом, и вагоны, которые кажутся псу «домиками», неумолимо убегают от него все дальше и дальше, сдерживать эмоции, надо признаться, очень трудно. И вовсе не от чрезмерной чувствительности, а потому, что очень сильно хочется изменить что-то в себе. И представить, что у пронзительной, светлой и трогательной повести Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо» вполне мог бы быть счастливый финал.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема