Когда Галина Щербакова работала над сценарием для экранизации своей знаменитой повести "Вам и не снилось", на киностудии имени Горького ее попросили изменить имя главной героини. В фильме она становится Катей, хотя на самом деле в повести ее зовут Юля. "Это же все-таки не Шекспир" - сказали тогда писательнице.
И, тем не менее, Щербаковой хотелось подчеркнуть, что драма "Ромео и Джульетты" вполне возможна и в наши дни. Вот почему в книге героев зовут Рома и Юля, а сюжетная линия, посвященная их столь ранней, но сильной и настоящей любви, во многом повторяет знаменитую шекспировскую трагедию.
Рома и Юля - девятиклассники, в их возрасте влюбленность - дело, в общем-то, самое обычное. Но когда в начале нового учебного года они встречаются в классе, то испытывают нечто, совсем не похожее на сумбурные и невнятные подростковые чувства. Оба скоро понимают, что любят друг друга, более того - хотели бы прожить вместе всю жизнь. Они даже планы на будущее начинают строить… Но выясняется, что отец Ромы в молодости был сильно и безответно влюблен в Юлину маму. И этого оказалось достаточно, чтобы мать Ромы возненавидела Юлю и категорически запретила сыну с ней общаться.
Но все-таки, «Вам и не снилось» - далеко не просто повесть о сложностях первой любви. Скорее, это яркая иллюстрация того, что любви вообще не может быть «первой», «второй» или «третьей». Каждым эпизодом, порой даже не связанным напрямую с главными героями, автор подчеркивает: Любовь бывает только одна. Об этом красноречиво свидетельствует и отец Ромы, как выяснилось, не забывший свои чувства к Юлиной матери. И учительница литературы Татьяна Николаевна, так и не сумевшая, - или не захотевшая - устроить свою личную жизнь с нелюбимым. Во время одной из «педагогических» бесед с Юлей, Татьяна Николаевна говорит ей о том, как хорошо, когда у человека есть чувство долга. Потому что именно оно побуждает заботиться, оберегать, быть рядом. И тогда Юля взволнованно говорит в ответ учительнице, что побуждать к такому способна только любовь. Это, пожалуй, ключевой момент всего произведения, написанного честно и эмоционально, оставляющего у читателя ощущение прикосновение к некой тайне – чистой, возвышенной и прекрасной.
В отличие от Шекспира, писательница оставляет финал открытым. Кто-то наверняка решит, что Рома повторил судьбу Ромео, но большинство читателей, скорее всего, будут верить в счастливый конец. Кажется, Галина Щербакова самим названием своей повести "Вам и не снилось", дает такую надежду.
16 июня. О заботах человека

В 6-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
О заботах человека — священник Алексий Дудин.
Мы все с вами прекрасно знаем, что человек — это не бабочка-однодневка, и заботиться о будущем для человека — естественно. Он, безусловно, должен думать о будущем себя самого. Он должен думать о будущем своей семьи, должен думать о будущем своей церкви, должен думать о будущем своего Отечества.
Так почему же Христос сказал именно эти слова и именно таким образом? А это объясняется следующим образом: человеку свойственно подменять тяжелое более легким, и заботу о небесном и духовном подменять заботой о земном. Поэтому для того, чтобы человек не скатывался в постоянную заботу о земном, Господь провёл такую духовную границу безопасности.
Господь, во-первых, знает и говорит нам о том, что все благое, что мы творим на этой земле, мы можем сделать только с помощью Божией. И человек, опытно знающий об этом, всегда просит Бога, чтобы Господь благословил его дела. Без этого благословения не получится ничего доброго.
Не нужно излишне заботиться о завтрашнем дне, но в каждом своем деле помнить, что успех человека зависит не только от его собственного произволения, но зависит от этого произволения и того благословения, которое должен дать Бог. И в этой формуле это благословение является решающим фактором.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июня. О словах из послания Апостола Павла к римлянам

В 3-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Нет делающего добро, нет ни одного».
О понимании этих слов — игумен Назарий (Рыпин).
Святой апостол Павел говорит о том, что никто не оправдывается перед законом. И хотя закон дан был иудеям — они тоже не исполняли закон. Именно закон духовный прежде всего. Закон больше дан для того, чтобы явился грех, как говорит апостол. Но не оправдываются законом ни иудеи, ни эллины. И как раз в свидетельство того, что все под грехом, он и приводит эти слова и много других слов, цитируя Священное Писание Ветхого Завета.
Говоря о том, что мы оправдываемся только верой в Иисуса Христа, который искупил человеческий род, который взял вину наших прегрешений на себя. И именно верой в Него мы оправдываемся, чтобы человек не надеялся лишь на собственные дела.
И, конечно же, состояние духовное не только современников апостола Павла, но и нас с вами, и во все времена, не самое лучшее, потому что человек так или иначе согрешает. Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников.
Поэтому, безусловно, мы уповаем не на собственные дела, не на то, что мы делаем перед Богом, но на ту веру, исходя из которой мы эти дела совершаем, безусловно. Потому что вера без дел тоже мертва, но всё же мы не надеемся только на свои дела. То есть нужна вера, которая является действенным началом, руководящим началом к нашей деятельной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июня. О духовном смысле Апостольского поста

Сегодня 16 июня. Начало Апостольского поста.
О его духовном смысле — священник Родион Петриков.
Сегодня начинается Апостольский пост. Время, когда Церковь призывает нас пройти вслед за учениками Христа, которые постились перед тем, как отправиться на проповедь по всему миру.
Но что делает этот пост таким особенным? Конечно, это не только просто традиции или пищевые ограничения. Апостольский пост — это школа внутренней свободы, где мы учимся подчинять тело духу, а шум повседневности — тишине молитвы.
В Нагорной проповеди Христос говорит нам: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры». То есть важно не превратить пост в формальность, а наполнить его смыслом. Истинный пост — это не только отказ от скоромного, но и активная любовь,прощение обид, помощь ближнему и борьба со своим эгоизмом.
В мире, где все мгновенно — от еды до информации,— пост становится противоядием от поверхностного отношения к жизни. Пост замедляет нас, чтобы мы могли услышать Бога, ближних и самих себя. Как апостолы готовились к служению через пост и молитву, так и мы через эти дни можем стать ближе к тем, кто страдает, и яснее понять свое призвание.
Пусть этот Апостольский пост станет для нас не тяжкой обязанностью, а дорогой к духовной радости, той, что рождается, когда мы жертвуем малым ради великого: временем ради молитвы, комфортом ради милосердия и гордыней ради смирения.
Все выпуски программы Актуальная тема