Писательница Надежда Смирнова живет в маленьком городке под Калугой, где, то ли по иронии судьбы, то ли в подтверждение известной Библейской истины о том, что в своем отечестве пророков не бывает, о ее успехах на литературном поприще знают немногие. При этом в столице книги Надежды уже несколько лет выходят многотысячными тиражами, а недавно права на ее произведения приобрел настоящий гигант российской книжной индустрии – издательство Эксмо. Именно там вышел ее сборник под названием «Я вернулась, Господи».
До этого Надежда Смирнова печаталась исключительно в православных издательствах, что, однако, совершенно не мешало ее книгам мгновенно набирать популярность и даже становиться лидерами продаж самых крупных книжных интернет-магазинов. Теперь же писательница в буквальном смысле «вышла в свет», и еще раз доказала, что православная художественная литература давно перестала быть «вещью в себе».
Жанр, в котором пишет Надежда, наверное, можно назвать «женской прозой»: легкий, как бы ни к чему не обязывающий стиль повествования, любовные треугольники, свидания и разлуки, ревность и безответная любовь… Однако даже такой, казалось бы, классический «набор» ни на минуту не вводит читателя в заблуждение. Недаром в числе любимых писателей автор называет Достоевского и Чехова! Стараясь соответствовать столь высоким авторитетам, Надежда Смирнова в своей книге «Я вернулась, Господи» показывает читателям совсем не глянцевую картинку на тему «любовь-морковь», а, ни много ни мало, глубину человеческого падения и высоту его духовного взлёта.
Основную часть книги занимает одноименная повесть. Как понятно из названия, она – о женщине. Самой обыкновенной, которая, как и все, хочет любить и быть любимой. Вот только неудачи в любви она привыкла переживать в обществе… бутылки водки. История алкоголички Ирочки - интеллигентной девушки, дошедшей до самого края, и вновь возвратившейся к жизни, вряд ли оставит читателя равнодушным, и уж точно даст богатую пищу для размышлений.
Несколько рассказов, включенных в сборник, как бы логически продолжают тему повести, и связаны с ней не только эмоционально, но порой и сюжетно. Все вместе они составляют единую гармоничную картину, по которой, пожалуй, можно судить о неординарном внутреннем мире самой Надежды Смирновой, которая через свою книгу «Я вернулась, Господи», буквально заражает читателя своей твердой уверенностью в том, что даже в конце самого длинного тоннеля обязательно засияет свет.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.