Творя неправедный суд над Иисусом Христом, иудейские первосвященники стремились, во что бы то ни стало, соблюсти закон человеческий. Так, для вынесения смертного приговора Спасителю им необходимо было заручиться санкцией римского прокуратора, ибо только он мог утвердить такое решение согласно имперскому законодательству. Именно поэтому из Гефсиманского сада, где Христос был арестован, Его препроводили сначала в дом первосвященника Иудеи Анны, потом во дворец Каиафы – первосвященника Иерусалимского храма, а затем процессия направилась в преторию - резиденцию Понтия Пилата, наместника Римского императора.
Жилище прокуратора находилось в крепости Антония. В этом роскошном здании, которое выстроил Ирод Великий к северу от храмовой горы, располагался также римский воинский гарнизон, ответственный за порядок в Иерусалиме. Первосвященники не стали входить во дворец римского наместника, поскольку посещение дома язычника считалось осквернением для иудеев. В Евангелии сказано, что Пилат сам вышел к ним навстречу на особую площадку перед входом в Преторию. Это был просторный вымощенный каменными плитами помост - по-гречески он назывался лифостротон, а по-еврейски гаввафа. Именно на этой площадке Понтий Пилат сказал: «Се человек!», указывая на Спасителя. Затем он умыл перед еврейским народом руки – предпринял попытку снять с себя ответственность за неправедный суд. И отдал Христа на Распятие! После этого, пишет евангелист Матфей, римские воины надели на Иисуса багряницу, возложили Ему на голову терновый венец и насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! А затем повели из претории на Голгофу.
Крепость Антония была полностью разрушена еще в первом веке, и долгое время все версии ее исторического местоположения не находили каких-либо весомых подтверждений. Но в 1932 году во время научных раскопок в старой части Иерусалима французский археолог Луи Венсан обнаружил древние каменные плиты. Исследовав находку, ученый заявил, что это ни что иное, как часть евангельского лифостротона!
Комментарий эксперта:
Обширный участок, вымощенный каменными плитами размером два на полтора метра, был откопан археологами на территории католического монастыря Сестёр Сиона, иначе он также называется «Эссе хомо», что в переводе означает «Се человек». Это название обители дала древняя арка–возможно, одна из тех, чтовели в первом веке от храма к крепости Антония. И если верно предположение, что это именно та арка, под которой Понтий Пилат произнес, указывая на Христа, «Се человек», то вполне закономерно, что в непосредственной близости от нее обнаружились плиты, которыми был вымощен упомянутый в Евангелии лифостротон.
Какие основания были у Луи Венсана для того, чтобы утверждать, что найденные им плиты – это именно лифостротон, или гаввафа? Во-первых, археолог произвел датировку своей находки, и установил, что мостовая относится к первому веку от Рождества Христова. Во-вторых, на плитах отразились приметы жизни, характерной для того времени: желоба водостоков, насечки против скольжения конских копыт. Но главное – на них были выбиты особые рисунки – разметка для так называемой игры в царя.
Комментарий эксперта:
Один из рисунков, заинтересовавших Луи Венсана, занимает сразу несколько древних плит. На одной из них изображена корона, от которой отходит прямая линия, а на другой - меч, который эту линию разрубает. Также здесь различима первая буква греческого слова «Василевс», что переводится как «царь». Очевидно, что это не что иное, как разметка для жестокой игры в царя – развлечения римских солдат эпохи второго Иерусалимского храма. По правилам этого игрища, осужденный на смерть издевательски провозглашался царем. На него надевали красную одежду, которая отдаленно напоминала царскую порфиру, голову украшали шутовской короной, а в руки вместо скипетра давали палку. Наряженному таким образом «царю», глумясь, оказывали «почести», чтобы по завершению фарса его убить. Именно так описывают евангелисты и поругание Спасителя, произошедшее на лифостротоне - площадке перед крепостью, где обосновался римский гарнизон Иерусалима.
У Луи Венсана нашлись оппоненты, которые оспорили датировку обнаруженных им каменных плит. Так, коллега и соотечественник французского археолога Пьер Морис Бенуа заявил, что помост относится к первой половине второго века, а, следовательно, является частью не крепости Антония, которой в то время уже не существовало, а одного из зданий Римской колонии, построенной на руинах Иерусалима в 135 году.
Но, так или иначе, рисунки на плитах стали доказательством, что «игра в царя» действительно была одним из развлечений римских воинов. Разметка для этого дикого игрища объяснила один из страшных эпизодов беззаконного судебного процесса над Христом и подтвердила историческую верность евангельского повествования.
Накормим тех, кто попал в беду
Фонд «Банк еды «Русь» много лет помогает людям по всей России самым необходимым — едой. В преддверии Нового года и Рождества фонд запустил акцию «Положите подарок под благотворительную ёлочку». Её цель — собрать как можно больше средств, чтобы обеспечить запасом продуктов тех, кто в этом нуждается: одиноких пенсионеров, многодетные семьи и родителей особенных детей.
Среди тех, кому нужна помощь оказался Иван Николаевич и его близкие. В 60 лет мужчина остался один с двумя несовершеннолетними детьми. В дружную жизнь семьи вмешалось несчастье — супруги и мамы, Натальи, не стало. Теперь Иван Николаевич растит двоих сыновей самостоятельно. У одного из них — инвалидность: он не слышит, не говорит, плохо видит и с трудом передвигается. Родные для него — опора во всех смыслах.
Иван Николаевич берётся за любую подработку, чтобы мальчишки были сыты и одеты. Но порой его усилий не хватает, чтобы закрывать все потребности семьи. В такие моменты банк еды «Русь» всегда оказывается рядом. Продуктовые наборы делают жизнь отца и его сыновей заметно легче. Заработанные деньги Иван Николаевич может вкладывать в лечение старшего сына и распределять на другие нужды семьи.
Примите участие в акции «Положите подарок под благотворительную ёлочку», так вы поможете банку еды «Русь» обеспечивать продуктами всех, кому они необходимы. Оставить любой посильный перевод можно на официальном сайте фонда.
Когда человек уверен, что он сможет накормить себя и близких, у него появляются силы жить!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Этика диалога М.М. Бахтина». Алексей Козырев
Гостем программы «Светлый вечер» был декан философского факультета МГУ Алексей Козырев.
Разговор шел о том, как известный философ Михаил Михайлович Бахтин размышлял о взаимоотношениях человека с окружающими и с Богом, и как это соотносится с христианской традицией.
Этой программой мы завершаем цикл бесед, приуроченных к 130-летию со дня рождения М.М. Бахтина.
Первая беседа с кандидатом философских наук Андреем Теслей была посвящена жизненному пути М.М. Бахрина (эфир 22.12.2025)
Вторая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена христианскому взгляду на труды М.М. Бахтина (эфир 23.12.2025)
Третья беседа с доктором филологических наук Татьяной Касаткиной была посвящена размышлениям М.М. Бахтина о творчестве Ф.М. Достоевского (эфир 24.12.2025)
Четвертая беседа с доктором филологических наук Анастасией Гачевой говорили о христианских мотивах в произведениях М.М.Бахтина (эфир 25.12.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Ответ Президента В.В. Путина на Прямой линии о вере в Бога;
— Возможность дискуссии о вере в общественном пространстве;
— «Вифлеемский огонь» — новая Рождественская традиция;
— Праздничные традиции разных времен;
— Выставка в Москве об истории «Алисы в Стране чудес» в России;
— 200-летие со дня основания Серафимо-Дивеевского монастыря.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер












