Творя неправедный суд над Иисусом Христом, иудейские первосвященники стремились, во что бы то ни стало, соблюсти закон человеческий. Так, для вынесения смертного приговора Спасителю им необходимо было заручиться санкцией римского прокуратора, ибо только он мог утвердить такое решение согласно имперскому законодательству. Именно поэтому из Гефсиманского сада, где Христос был арестован, Его препроводили сначала в дом первосвященника Иудеи Анны, потом во дворец Каиафы – первосвященника Иерусалимского храма, а затем процессия направилась в преторию - резиденцию Понтия Пилата, наместника Римского императора.
Жилище прокуратора находилось в крепости Антония. В этом роскошном здании, которое выстроил Ирод Великий к северу от храмовой горы, располагался также римский воинский гарнизон, ответственный за порядок в Иерусалиме. Первосвященники не стали входить во дворец римского наместника, поскольку посещение дома язычника считалось осквернением для иудеев. В Евангелии сказано, что Пилат сам вышел к ним навстречу на особую площадку перед входом в Преторию. Это был просторный вымощенный каменными плитами помост - по-гречески он назывался лифостротон, а по-еврейски гаввафа. Именно на этой площадке Понтий Пилат сказал: «Се человек!», указывая на Спасителя. Затем он умыл перед еврейским народом руки – предпринял попытку снять с себя ответственность за неправедный суд. И отдал Христа на Распятие! После этого, пишет евангелист Матфей, римские воины надели на Иисуса багряницу, возложили Ему на голову терновый венец и насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! А затем повели из претории на Голгофу.
Крепость Антония была полностью разрушена еще в первом веке, и долгое время все версии ее исторического местоположения не находили каких-либо весомых подтверждений. Но в 1932 году во время научных раскопок в старой части Иерусалима французский археолог Луи Венсан обнаружил древние каменные плиты. Исследовав находку, ученый заявил, что это ни что иное, как часть евангельского лифостротона!
Комментарий эксперта:
Обширный участок, вымощенный каменными плитами размером два на полтора метра, был откопан археологами на территории католического монастыря Сестёр Сиона, иначе он также называется «Эссе хомо», что в переводе означает «Се человек». Это название обители дала древняя арка–возможно, одна из тех, чтовели в первом веке от храма к крепости Антония. И если верно предположение, что это именно та арка, под которой Понтий Пилат произнес, указывая на Христа, «Се человек», то вполне закономерно, что в непосредственной близости от нее обнаружились плиты, которыми был вымощен упомянутый в Евангелии лифостротон.
Какие основания были у Луи Венсана для того, чтобы утверждать, что найденные им плиты – это именно лифостротон, или гаввафа? Во-первых, археолог произвел датировку своей находки, и установил, что мостовая относится к первому веку от Рождества Христова. Во-вторых, на плитах отразились приметы жизни, характерной для того времени: желоба водостоков, насечки против скольжения конских копыт. Но главное – на них были выбиты особые рисунки – разметка для так называемой игры в царя.
Комментарий эксперта:
Один из рисунков, заинтересовавших Луи Венсана, занимает сразу несколько древних плит. На одной из них изображена корона, от которой отходит прямая линия, а на другой - меч, который эту линию разрубает. Также здесь различима первая буква греческого слова «Василевс», что переводится как «царь». Очевидно, что это не что иное, как разметка для жестокой игры в царя – развлечения римских солдат эпохи второго Иерусалимского храма. По правилам этого игрища, осужденный на смерть издевательски провозглашался царем. На него надевали красную одежду, которая отдаленно напоминала царскую порфиру, голову украшали шутовской короной, а в руки вместо скипетра давали палку. Наряженному таким образом «царю», глумясь, оказывали «почести», чтобы по завершению фарса его убить. Именно так описывают евангелисты и поругание Спасителя, произошедшее на лифостротоне - площадке перед крепостью, где обосновался римский гарнизон Иерусалима.
У Луи Венсана нашлись оппоненты, которые оспорили датировку обнаруженных им каменных плит. Так, коллега и соотечественник французского археолога Пьер Морис Бенуа заявил, что помост относится к первой половине второго века, а, следовательно, является частью не крепости Антония, которой в то время уже не существовало, а одного из зданий Римской колонии, построенной на руинах Иерусалима в 135 году.
Но, так или иначе, рисунки на плитах стали доказательством, что «игра в царя» действительно была одним из развлечений римских воинов. Разметка для этого дикого игрища объяснила один из страшных эпизодов беззаконного судебного процесса над Христом и подтвердила историческую верность евангельского повествования.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер