
Недавно мы с младшим сыном посетили очень интересный московский музей под названием «Живые системы». В нём показывают и рассказывают о том, как устроены живые организмы, в том числе и человек. Все экспонаты музея можно потрогать, запустить в действие.
А меня в этом музее заинтересовало зелёное кольцо, нарисованное на полу. Оно определяет размер персональной зоны каждого человека: то расстояние, на которое комфортно к нему приближаться. Это расстояние вытянутой руки — от полуметра до метра. В этой зоне мы взаимодействуем с семьей и друзьями, допуск в эту зону есть знак доверия и дружбы. Ещё более близкий контакт — до полуметра — это интимная зона, куда допускаются только самые-самые близкие.
И я задумалась о необходимости личного пространства каждому человеку. Не только чисто физического пространства на расстоянии вытянутой руки, но и психологического личного пространства, внутрь которого не допускаются без разрешения даже самые близкие. И это правильно, когда у каждого человека, в том числе и ребёнка, есть неприкосновенное индивидуальное, куда не лезут, не ломятся, и это — его личное пространство.
У одного человека это пространство - шире, у другого - уже, но потребность в такой собственной территории, полностью контролируемой и безопасной, универсальна. Это пространство воспринимается человеком как часть собственного «я», и поэтому так болезненно воспринимаются посягательства на эту территорию, как нападение, от которого необходимо защищаться. В дневниках Пришвина есть мысль о необходимости защищать «святыню самости» каждого человека. На Западе эту святыню самости называют «privacy» — у нас это переводится как «приватность».
К сожалению, не все это понимают. И сегодня очень часто бывает, что жёны читают личную почту своих мужей, выискивают в телефонах крамольные смски. «Как же так?» — думают они, — «Если я не буду этого делать, я не смогу держать мужа под контролем, он распустится и найдёт себе другую. Нет уж, лучше я потихонечку просмотрю его телефон, обшарю его пиджак в поисках записок...». Также можно услышать, что матери без спроса вламываются в комнату своих взрослых детей. Очень часто это происходит потому, что с ними в детстве поступали так же. И нет опыта, как оберегать чужое личное пространство, как не ломиться туда, куда не стоит ломиться. И такую мать даже обижает, когда подросток закрывает свою комнату на ключ и прячет от неё свои личные записи под пароль. Но всё-таки стоит научиться соблюдать личное пространство своих близких. Ведь ребёнок, к границам которого родители относятся с уважением, научится и сам уважать собственные и чужие границы, сможет впоследствии постоять за себя, поймёт, что он хочет, и возьмёт ответственность за свои решения.
Но тут могут мне задать такой вопрос. Как же не проверять личные сообщения своего подросшего ребёнка, если со всех сторон рассказывают страшные истории про подростковые группы в соцсетях... Как с этим быть? Если подросток ничего не рассказывает дома, как понять, что у него в жизни происходит, если тайком не читать его переписку?
Единственный способ узнать, что происходит в жизни моего ребёнка — выстроить с ним доверительные отношения. Посмотрите: ведь наш Отец Небесный очень уважительно относится к нашей личной свободе, никогда ничего не навязывает. Уважение и поддержка, а главное — контакт с подростком — вот, что поможет мне хотя бы примерно представлять себе, как и чем он живёт, что его волнует и огорчает. Только так, и никак иначе: не насилием, не взломом границ. И они будут благодарны за это своим родителям. Взаимное доверие и уважение — очень хрупкие и нежные цветы, но их можно и нужно вырастить совместными усилиями на семейном поле.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица