Писателя Льва Толстого нередко воспринимают как представителя светской дворянской культуры, воспитанного на Руссо вместо Евангелия. Помню, мне пришлось беседовать с благочестивыми прихожанками одного подмосковного собора. Я так и не смог убедить их, что Лев Толстой создал немало православных по духу произведений. Для них Толстой — богоотступник, враг Церкви.
С другой стороны, среди интеллигенции всё больше появляется сторонников «христианизации» писателя и его произведений. Они утверждают, что Лев Толстой — подлинный христианин, боровшийся с фарисейством.
Мне кажется, нам важно обратить внимание на факты из жизни и творчества писателя прежде, чем соберёмся его осуждать или превозносить. Тогда сможем извлечь духовную пользу.
Приведу любопытные факты.
Из отчётов по Тульской епархии конца 19 века известно, что Толстой на лошади врезался в крестный ход, встречавший чудотворную икону Божией Матери. Лев Николаевич пытался не только словами, но и силой разогнать крестьян.
С другой стороны, перед последним уходом из Ясной Поляны в 1910 году писатель читает роман «Братья Карамазовы» — одно из самых христианских по духу произведений современной ему литературы. Более того, он берёт роман с собой и едет в монастырь Оптина пустынь.
Мне кажется, это не удивительно. По воспоминаниям самого писателя, в детстве его окружали православные праведники — тётушки Остен-Сакен, Юшкова, Ергольская, монахиня Мария, юродивый Аким. В жизни этих людей проявились любовь к людям, вера в Бога, дар молитвы, милосердие, кротость. Христианские добродетели отобразились потом и в творчестве яснополянского писателя.
Именно красота православного идеала, к примеру, воспевается в первой повести Толстого «Детство». Стоит лишь вспомнить жизнь-житие и праведную кончину няни Натальи Савишны и мамы главного героя или горячую молитву юродивого Гришеньки.
Настоящий гимн праведнику звучит в рассказе «Рубка леса». В образе солдата Жданова раскрывается сила простого, смиренного, благочестивого человека, сохраняющего верность Богу, несмотря на трудные условия грубой армейской жизни.
Любопытные примеры православных по духу произведений представляют собой «народные рассказы», к примеру «Свечка» и «Три старца».
Как видим, Лев Толстой — фигура сложная, ищущая. К сожалению, не все это понимают. На писателя часто навешивают ярлыки, когда рассуждают о его религиозных взглядах и отношениях с Церковью. И учёные навешивают, и журналисты, и те, кто творчество писателя изучал только в школе. Хорошо бы сначала перечитать художественные произведения Льва Николаевича. Они свидетельствуют не только о желании противостоять Церкви, но и о внутреннем тяготении к Ней. А ещё о проявлении Божьего дара в творчестве яснополянского писателя. Это важно понимать и учитывать. Тогда мы сможем не только отказаться от безоговорочного осуждения или превозношения Толстого, но и получать духовную пользу от чтения его книг.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница