«Летний цикл в русском фольклоре». Исторический час с Дмитрием Володихиным - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Летний цикл в русском фольклоре». Исторический час с Дмитрием Володихиным

* Поделиться

Гость программы — специалист по русскому фольклору, кандидат исторических наук, заместитель заведующего кафедрой культурного наследия Московского государственного института культуры Елена Боронина.

Разговор шел об особенностях летнего цикла в русском фольклоре и о том, как устное творчество отражало народное сознание.

Ведущий: Дмитрий Володихин


Дмитрий Володихин:

— Здравствуйте, дорогие радиослушатели, это светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час», с вами в студии я Дмитрий Володихин. И сегодня мы поговорим о светлом, о радостном, о чудесном. Летнее время, и народ наш русский создал огромное количество песнопений, связанных с летней порой, с праздниками, которые отмечаются по христианскому календарю именно в летние месяцы. На дворе июль, с июлем связано два из таких праздников. Это день Иоанна Предтечи, Иванов день, как его называют в народе и день святых апостолов Петра и Павла, в просторечье Петропавлов день. Но помимо этого речь может идти и о том, что это пора сенокоса, это пора трудовой, достаточно деятельности, пора солнце, тепло, света, радости, время, когда крестьянин, который отдыхает-то собственно более или менее зимой, получает огромное обилие работ и вместе с тем он, как бы это правильно сказать, но хотя бы он лишён забот о тепле, от того, чтобы расчищать свой двор от снега от мороза. У нас сегодня в гостях замечательный специалист по русскому фольклору, кандидат педагогических наук и доцент кафедры культурного наследия Московского Государственного института культуры Елена Германовна Боронина. Она будет нашим экскурсоводом по русскому фольклору, по песенным произведениям народного творчества, которое относится, как бы это сказать по-научному, к летнему циклу, и ей я даю слово, но, прежде всего, чтобы она коротко обрисовала нам, что собственно происходит летом в народном сознании и какие песнопения оно выдаёт. А потом мы с вами приступим к тому, что хорошенько послушаем, сегодня она нам принесла много произведений. Сегодня у нас полутекстовая, полумузыкальная передача, Елена Германовна, здравствуйте.

Елена Боронина:

— Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. Рада встрече, поделиться тем, что я искренне люблю, что мне нравится, что составляет предмет моего удовольствия и профессионально моей деятельности. Итак, июль — макушка лета. Разнотравье, сенокос, жара, купание, грозы, грибы, ягоды. Удивительное время, время, наполненное не только делами, как сказал Дмитрий Михайлович, но и наполненное звуками, звуками, которые раздаются в это время очень интенсивно. Так важнейшие праздники: важнейшие праздники — Иванов день.

Дмитрий Володихин:

— Постойте, постойте, давайте мы сначала о звуках, которые раздаются очень интенсивно. О чём это вы? Кажется мне, вы о птичках или о смехе, о песнях, о грозах, о чём?

Елена Боронина:

— Давайте действительно о звуках поговорим. Всё пространство наполнено этими звуками, насыщенно, оно объединено с природой в одно целое запахом музыкальной такой некой среды. Потому что кукуют кукушки, поют соловьи, квакают лягушки, жужжат шмели. Всё цветёт вокруг, та же липа, кстати, к середине июля уже мальва распустилась во всех садах, если шиповник только начинает лето, то уже самая макушка лета — это такие пирамидовидные цветы — мальвы, всё, распустились и любуются нами, а мы ими на наших участках или палисадниках, или в деревенских палисадниках. Это всё звуки: гроза, ветер, шум листвы, шум дождя, шумящий по листве, это всё звуки, которые наполняют наше с вами пространство. Я хочу сказать, по последним данным, по сведениям, я отношусь к специалистам этномузыкант, по последним данным, эти звуки во многом и определяют тот стиль песен, той музыкальной ауры, которая оформляет это время, которая наполняет это время.

Дмитрий Володихин:

— То есть давайте уточним. Сама природа от кукушки до шмеля, условно говоря, она даёт народу те звуки, которые входят в его песенные произведения.

Елена Боронина:

— Да, да в его звуковой мир, в его песенные произведения, которые он воспроизводит. В это время звучат рожки, удивительные совершенно, далеко звучащие, природные, сделанные из природного материала, звучат калюки, это такие тростниковые флейты, которые делаются размером с руку того, кто играет. То есть если это мальчишечка играет, а на этих флейтах именно мальчики, мужчины играли, значит с руку подросточка, руку большого настоящего мужчины.

Дмитрий Володихин:

— Большого дядьки.

Елена Боронина:

— Да. А мы с вами поговорим и послушаем сейчас о женских инструментах, которые делались из травы, из полой травы, типа укропа, как мы все знаем, только укроп он меленький, а у нас трава дудник, он растёт на болотах, на заболоченных местах на юге России. Называется эта трава кугa, и делают из неё инструменты, и называют кугиклы. Это маленькие трубочки, женщины держат их в руках и постепенно, как бы опускают звук, вдувают туда, на дно этой трубочки. Три в одной руке у одной исполнительницы, две придувальные трубочки более плотные, с более низким звуком у другой исполнительницы. А ещё они фивкают, они голосом умудряются фивка, фиф-кав, вот такие вот звуки в тональности самой или так же, как звучит дудочка, или продолжая её звучание, то есть практически звук трубочки, звук голоса. Древнейшая музыка, которая сохранилась у нас на территории России, например, в Курской области, мы с вами можем послушать, музыку леса, как я её называю. Это исполняет уже детский ансамбль, особенно светлые, хорошо то, что дети играют, подростки играют на этих инструментах и владеют ими столь виртуозно.

Дмитрий Володихин:

— Сейчас мы поставим эту музыку, но прежде хотелось бы спросить: вы сказали «музыка леса», это то же, что, условно говоря, крестьянин берёт у леса, у леса, звучащего ярко, насыщенно по летней поре. И вместе с тем играет на этих травяных инструментах, наверное, не в лесу. Где он на них играет? На каких-то вечёрках, в избах, где происходят работы с этими инструментами?

Елена Боронина:

— Вы знаете, если мы говорим о рожках, то это профессиональный инструмент пастуха, он пасёт, он на лугу, он в поле, на берегу реки, играет в пойме реки, где самые лучшие травы, и где и так далее. То это звучит на открытом пространстве, на воздухе. Кугикла — это инструмент, звучащий на вечёрках, там, где собирается молодежь, там, где проходит гуляние, вот мечища, гуляния, северные, или как у нас вечёрки, среднерусские встречи, на среднерусской территории, встреча молодёжи. Кугикла, например, используется и как самостоятельное звучание или как инструмент, аккомпанирующий той же самой тимоне курской, известная пляска с частушками, частушкам аккомпанирует. Вот кто-то играет, а остальные поют. Причём нередко кугикла входит в оркестр, то есть звучит балалайка, звучит рожок, звучит скрипка, оркестр стоит в середине, а вокруг него водится хоровод, корогод, мы сегодня поговорим ещё об этом, о корогодах.

Дмитрий Володихин:

— Ещё один вопрос такой маленький, успеем мы послушать те замечательные маленькие драгоценности русского музыкального творчества, которые вы принесли. А вопрос в следующем: вы говорите, что кугикла это то, чем иногда аккомпанируют другим инструментам. Ну вот вопрос тогда насколько интенсивный звук? Пастушеский рожок раздаётся далеко, а вот кугикла, насколько сильный у неё звук, ведь это всего-навсего травинки, насколько он интенсивный?

Елена Боронина:

— Вы знаете, он не такой интенсивный, безусловно. Но это точно так же как дождь шумит. Это же совершенно

несравнимо, умиротворение какое-то наступает, когда ты слушаешь эти капли, этот шум дождя, вот приблизительно такое же состояние и от этих кугикл. Это что-то такое высокое, интересное и являющееся вершиной культуры человека, деревенской культуры.

Дмитрий Володихин:

— То есть это то, что требует определённого внимания, созерцательного настроения. Ну что ж, дорогие радиослушатели, пожалуйста, приготовьтесь, вы можете просто послушать в тишине, а можете под эту мелодию вот прямо рядом с тем местом, где вы слушаете радио, пуститься в пляс с частушками. Итак, наигрыш на кугиклах. «Музыка леса». Звучит музыка.

Дмитрий Володихин:

— Дорогие радиослушатели, напоминаю вам, что это светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час», в студии я Дмитрий Володихин и замечательный специалист по русскому фольклору, человек, который исходил пол России в экспедициях, собирая этот самый фольклор, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурного наследия Московского Государственного института культуры Елена Германовна Боронина. Ну что ж, мы с вами поговорили о лесе, о сенокосе и помянули праздники. Вот давайте сейчас вернёмся к народному календарю. Мы назвали два праздника: Иванов день и Петропавлов день. Но это ведь не единственные праздники, к которым народ привязывается. Они оба падают на июль, на седьмое и на двенадцатое июля, но там, как я понимаю, есть и другие памятные для народа даты.

Елена Боронина:

— Давайте мы немножечко на начало июля посмотрим. Итак, 6 июля — Аграфена — купальница, этот день предшествует Иванову дню, в этот день закупываются, вообще на Троицу на юге начинают купаться, а у нас вот в средней полосе и на севере, а я сегодня готовясь к передаче, ещё посмотрела деревенские святцы вологодские, у меня ещё немало информации северной такой. Так вот там закупывались на Аграфену — купальницу. На день, предшествующий Иванову дню. Считалось особенно важным в этот день, чтобы дети купались вместе со взрослыми. Помните, Дмитрий Михайлович, когда купаемся: «баба сеяла горох, их, вох, их, вох, обвалился потолок, их, вох, их, вох», и ныряем, и смотрим. Вот то же самое и происходило.

Дмитрий Володихин:

— Вот это вы помните, а я не помню, огромное количество наших слушателей слышат это впервые, но хорошо, что вы об этом напоминаете, что всё это у нашего народа есть.

Елена Боронина:

— Ну вот мы совершенно искренне именно с этими приговорами. Вот я хочу сказать, что дети, с их радостью большой и непосредственным чистым светлым отношением к этому тёплому времени, когда можно побегать, можно поиграть, можно отдохнуть, удивительно совершенно озвучивают это время, о котором мы говорили в первой половине нашей программы, добавляют свои звонкие детские голоса. А помните, как: «Божья коровка, улети на небо, дам тебе хлеба, там твои детки кушают котлетки»? Когда божья коровка сидит на руке, крылышками шевелит, то ли улететь, то ли нет, если к вёдру, хорошая погода, значит она полетела, а если в воздухе много влаги вот-вот дождь пойдёт, она сидит и надежнее ей быть на руке. Вот знают ли детки современные такие приговоры? Или: улитка, высуни рожки, там угощу тебя чем-то.

Дмитрий Володихин:

— Ну вот насчёт божьей коровки я в своё детство помню, слышал, насчёт улиток нет. А вот насчёт Иванова дня. Понимаете, что мне интересно, день, связанный с памятью Святого Иоанна Предтечи или как говорили в древности Предотечи, он ведь довольно странно отразился в нашей культуре. О нём много говорили в кинематографе, в литературе никак не народной, в литературе рафинированной, почему-то оттуда выбрали какие-то странные магические вещи, охоту за мифическим цветущим папоротником, я помню в такой своеобразной патриотической сказке в фильме советских времён «Финист Ясный сокол» тоже многое связано вот с этим чудесным папоротником. То есть очень часто культура обращается к языческому пласту середины лета, а ведь Иванов день — праздник христианский. Что действительно в этот день есть в народе и до какой степени все эти языческие вещи характерны или скорее там есть вещи, связанные с христианским бытом, с христианской культурой?

Елена Боронина:

— Иванов день, вот когда мне приходилось быть на Пенеге в экспедиции, это республика Коми архангельскские наши земли, старообрядцы проживают там до сих пор очень активно и интересно, так вот там называли это Иван день. Хочу сказать, что отмечают это 7 июля по новому стилю, 24 по-старому, и связано это с самыми длинными днями в году, самыми короткими ночами. Праздник этот свойственен тем, что его главным атрибутом является зелень — это венки, это цветы, берёза, которая тоже стоит в центре праздника и очень много украшали цветами, водили хороводы с песнями, разжигали костры, такие были пятачки молодёжные своеобразные, пели, водили хороводы и отмечали Ивана Купалу. Его называли ещё Иван Травник или Иван Цветник, ещё Иван Семенник иногда называли. У нас в Московской области дед Ваня, наш потомственный старообрядц, слепой смолоду, который тоже очень много информации нам сообщил, вот он тоже говорил, что отмечали этот день. Итак, название его не только Иван Травник, но и Иван Купала. Вы знаете, когда ко мне студенты Московского института культуры, где я заместитель заведующего кафедрой, подходят и начинают, особенно на вступительных экзаменах, рассказывать, что у нас есть общий праздник Иван Купала. Мне приходится хмурить брови и задавать вопрос. Но это не совсем так, Иван Купала был распространён на юге России, этот праздник, скорее, связан с белорусскими корнями, а у нас в средней полосе это именно Травник, Семенник и так далее.

Дмитрий Володихин:

— Давайте мы послушаем одно песнопение из экспедиции, связанное с Ивановым днём. Вот вы говорили о венках, как раз это песнопение «Вселиственный мой венок».

Звучит песня.

Дмитрий Володихин:

— Послушали «Вселиственный мой венок». Ну что ж, раз дорогие радиослушатели, Иван Купала — это Иван Травник, послушаем Елену Германовну о травах, которые относились к этому времени, которые заготавливались в это время.

Елена Боронина:

— Итак, Иван Травник, Иван Цветник, что

к этому дню, к Иванову дню, к седьмому июля, цветы и травы набирали целебную силу, и повсеместно на Иванову росу, а Иванова роса тоже была особая, и умывались под Иван день росой девушки, старались белила лишние своим щёчкам придать. Женщины собирали лечебные снадобья: шалфей, ромашка, васильки, зверобой, донник, череда, колган, валериана и, конечно, липа. Вот сейчас середина июля, в начале июля зацветает липа. И все они высушивались особым образом в тенёчке, ни в коем случае не на солнце, и потом использовались. Я не знаю, я, например, мать-и-мачеху своим деткам давала, когда желудочек расстроится чем-то, всегда это травы, которые были у меня в запасе. Так вот запас купальских трав был всегда и в царской аптеке, мы с вами о крестьянской музыке говорим, а теперь смотрите, Алексей Михайлович написал московскому стольнику:

«Которые волости у тебя в конюшенном приказе ведомы, и ты б велел тех волостей крестьянам и бобылям на рождество Иоанна Предтечи, июня в 23-й день,(как раз 7 июля) набрать цвету серебориннаго, да трав империновой да мятной с цветом, и дятлю, и дятельнаго корня, по 5 пудов».

То есть 70 кг травочек велено было собрать и предоставить к царскому двору.

Дмитрий Володихин:

— А я хотел уточнить, что стольник — достаточно высокая придворная должность, я не знаю, как это перевести в чины Российской империи, нечто между полковником и генерал-майором на придворной службе, то есть человек, занимающий достаточно высокое положение. Это значит, что ему идёт приказ: займись, дело важное.

Елена Боронина:

— Да, вот он чем июль богат, чем дарит нас с вами. Ну что же народный опыт природоведения он был ещё более интересен, например, крестьяне владели обстоятельным знанием о каждом звере, о каждой травке, которые водятся у них в краю. Эти уроки усваивали с малолетства, например, наблюдали за поведением животных, насекомых, растений, что если лягушки расквакались, то это перед дождём, а если муравьи забрались в муравейник, то это перед сильным ветром или грозой, пчёлы злятся и часто жалят — это к засухе. Паук, если старательно плетёт свои сети, это к ясной погоде, по солнцу, по растениям определяли время дня, раскрылись цветы льна и картофеля — это раннее утро, если закрылся полевой осот — это полдень, а сжали лепесточки лютики, или, скажем, кувшинки на реке — это дело к вечеру, то есть где-то часов в 16 уже не найдёшь распущенную лилию, если только вдруг какая-то задумавшаяся попадётся.

Дмитрий Володихин:

— А вот вы рассказываете про паука, а вот только-только мне мать с дачи звонила и рассказала, что паук за утро сплел огромную паутину от окна сельского дома нашего и до теплицы, так старался, и значит погода ясная будет. Дожди уходят.

Елена Боронина:

— Да, видимо, так, надеюсь, что приметы работают.

Дмитрий Володихин:

— Ну что ж, дорогие радиослушатели, мне хотелось бы сегодня поставить побольше мелодий, которые связаны с народным творчеством, сейчас мы будем переходить к теме Петропавлова дня, и самое время поставить ещё одну мелодию, потом Елена Германовна нам расскажет, что это за праздник и как он отражается в народном сознании, а пока народное песнопение «На Петра хлеб пекла»

Звучит песня.

Дмитрий Володихин:

— Дорогие радиослушатели, это Радио ВЕРА, в эфире передачв «Исторический час» с вами в студии я Дмитрий Володихин, и мы ненадолго прерываем наш разговор, чтобы, буквально, через минуту вновь встретиться в эфире.

Дмитрий Володихин:

— Дорогие радиослушатели, это светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час». У нас в гостях замечательный специалист Елена Германовна Боронина, замечательный специалист, мастер знаний, связанных с русским фольклором, старинный экспедиционщик, человек, который собрал огромное количество песенных сокровищ русского народа, ныне один из ведущих преподавателей кафедры культурного наследия Московского государственного института культуры, ну и рядом с ней я. Мы разговариваем о летнем цикле в русском фольклоре, и добрались как раз до Петропавлова дня. Конечно же, подавляющее большинство тех, кто нас слушает, знают, что день святых апостолов Петра и Павла завершает длительный, но достаточно лёгкий, рыбный, как говорят в народе, апостольский или иначе Петров пост, и в общем, народ этому радуется. Итак, что у нас в русском фольклоре связано с этим днём?

Елена Боронина:

— Дмитрий Михайлович, вот в такой исторической передаче, я бы хотела всё-таки напомнить, что те ансамбли, которые мы сегодня слушали, это этнографические, аутентичные ансамбли, коллективы, я думаю, наши слушатели поняли это. Итак, второй ансамбль из деревни Петрова Гута Климовского района Брянской области, чудесный, аутентичный, один из самых сохранившихся ансамблей, в записи московских фольклористов, большой их экспедиционной, сподвижнической работой. А первый был, «Вселиственный мой венок», когда мы говорили об Иванов дне, это был ансамбль села Подсереднее Алексеевского района Белгородской области тоже известный аутентичный ансамбль под руководством Ольги Ивановны Маничкиной, известной народной исполнительницы. Ну а мы с вами идём дальше, итак мы добрались уже до 12 июля, до большого церковного праздника первый верховных апостолов Петра и Павла, а в народном календаре — это Петров день или Петровки. Самый разгар лета, пик жары, а в петровскую ночь раньше не спали, не спали, чтобы увидеть, как солнце на небе играет, встаёт оно рано, в ожидании восхода жгли костры, пели песни, ходили вокруг села и караулили солнце. И вот оно на заре выходит, на холмы, пригорки, праздничные наряды торжественно освещало восходящее солнце, оно переливается всеми лучами, но особым образом играет, оно пульсирует, оно то ярче, то менее интенсивно. Я один раз видела в своей жизни подобное явление. Вот стожары на юге это и есть явление играния солнца на Петров день. Оно то повернётся, то спрячется, то поднимется, то опустится, и блестит, переливается, голубым, розовым, всякими разными цветами. Это чудесное явление по народным представлениям можно наблюдать несколько раз в год: на Рождество, на Крещение, Благовещение, Пасху и Иванов в день. Но не всегда можно его увидеть, потому что...

Дмитрий Володихин:

— И на Петров день.

Елена Боронина:

— Да, и на Петров день, да. На Петров день солнце играло в последний раз. Оно отсекало половину лета. Считается, что с Петрова дня дело идёт к осени, а до этого оно как бы забиралось на свою горку, на свою вершину, а дальше, после Петрова дня, оно потихоньку начинает катиться ближе к осени и к Спасовым дням, которые мы отмечаем в августе.

Дмитрий Володихин:

— Ну насколько я понимаю, Петров день отмечен был хороводами, то есть по разным поводам хороводы водили и ранее по народному календарю, но вот середина лета была отмечена радостными, весёлыми хороводами и достаточно разнообразными и многочисленными.

Елена Боронина:

— На Петровки собирались на гуляния с хороводами и с качелями, разговлялись после Петрова поста, везде проходили Петровские ярмарки, наступала страда, которая называлась страдником или сенозарником. Но это потом, а вначале.

Дмитрий Володихин:

— А что за страда? Мне всегда казалось, что страда — это уже будет жатва, имеется в виду сенокос?

Елена Боронина:

— Да, сенокос. С Петрова дня начинался сенокос. Нельзя упустить время. Одна пора в году, когда сено косить. «Всяк, кто дорос, спеши на сенокос», — говорили в народе. Все косили, мужики, конечно, в первую очередь косили, женщины уже в основном там, где не было рабочих рук мужских, они вставали, даже маленьким детям давали специальные маленькие косы, отводили им небольшие угодья или давали небольшие кусочки скосить, где было старшим неудобно и так далее. Приговаривали: «Коси коса, пока роса».

Дмитрий Володихин:

— Ну вот я так понимаю, что хоровод — это не то, что может вытеснить крестьянина из его рабочего времени, хоровод — это то, что водят с наступлением темноты или его водят в воскресный день. Вот когда?

Елена Боронина:

— И так, и так было. Очень многие песни пелись в этот период летний во время возвращения домой, или во время того периода, когда шли на работу, по пути пели, или в воскресный день после храма немного отдыхали и выходили, водили горки. Горок было три, могло быть три, первая была утренняя горка, вторая дневная — основная, и третья была вечерняя — самая длинная, больше всего молодёжи на неё собиралось, скажем так, это в воскресный день.

Дмитрий Володихин:

— Понятно, те, кто постарше, уже просто валялись на кровати, чтобы отоспаться перед рабочим днём...

Елена Боронина:

— Да полюбоваться на молодёжь выходили, чего там спать-то? Спать зимой будем.

Дмитрий Володихин:

— Ну у кого силы есть, те и выходили. А вот важный момент. Насколько я понимаю, традиции горок, хороводов вы стараетесь на кафедре культурного наследия Московского государственного института культуры восстановить, и там есть такая традиция: отмечание горок как раз с хороводами?

Елена Боронина:

— Итак, действительно мы были в Архангельской области в экспедиции и смогли увидеть, услышать, записать удивительные совершенно горки, многочасовые хороводные действия, которые до сих пор исполняются коренными жителями этих земель Пенежья, Мезени, Печоры, и мы увидели, насколько много интересного всего там происходит, насколько красивые костюмы, насколько удивительно это звучит в пойме реки.

Дмитрий Володихин:

— То есть это до сих пор?

Елена Боронина:

— Да, это до сих пор исполняется.

Дмитрий Володихин:

— Это не ушло в старину?

Елена Боронина:

— Это не ушло в старину. Да. Можно себе представить какого уровня, какой глубины традиции отечественные у нас хранятся, выполняются при том, что люди живут достаточно сурово, там в июне может снег выпасть, там практически такого светлого времени очень мало, но они рады, они счастливы, они водят эти горки и просто купаются в этих звуках.

Дмитрий Володихин:

— Заметим, дорогие радиослушатели, они водят хороводы, а их заедают комары и мошка. То есть надо найти какое-нибудь хорошо продуваемое, хорошо солнцем залитое место, для того, чтобы хоровод не прерывался похлопыванием по щекам и по остальным частям тела.

Елена Боронина:

— Да, то есть на каком-то возвышении это место искалось, это удивительно, но когда мы были, просто не было комаров, не знаю можете ли вы себе это представить? Мы были в июле.

Дмитрий Володихин:

— Это смотря место какое. Есть такое замечательное очарованное место, Богом данная Россия — это Соловки. Там в июле самый комар, в августе уже нету мошки совсем.

Елена Боронина:

— Я была там тоже в августе, тоже без комаров обошлось.

Дмитрий Володихин:

— Вот повезло. А всё, нет в августе на Соловках комарья.

Елена Боронина:

— Ну у нас в июне в средней полосе, 7 июня — это Лукерья Комарница, комариные свадьбы, у нас самый июнь комариный месяц.

Дмитрий Володихин:

— Ну миновал уже.

Елена Боронина:

— Миновал.

Дмитрий Володихин:

— Ну слава Богу, дорогие радиослушатели, хотел откровенно к вам обратиться: смотрите. О чем рассказывает Елена Германовна? Рассказывает она о хороводах, которые в общем реконструируются в условиях вуза, об экспедициях, в которых видят то, что, может быть, больше никто никогда не увидит. И то, что ещё сохранилось, но может уйти в прошлое, стать таким неведомым сокровищем. И призываю тех, кто сейчас ищет для себя место в гуманитарном вузе, приходите к нам — на кафедру культурного наследия Московского государственного института культуры, на магистратуру ещё можно подать документы. Вы вдоволь наездитесь на экспедиции, наводитесь хороводов, напоетесь этих песен, всему вас Елена Германовна и остальные умельцы кафедральные обучат. Приходите, с радостью вас примет Елена Германовна и вся кафедра. Ну а пока будет правильным вот эту самую хороводную музыку послушать. И я попрошу сейчас поставить мелодию «Хожу я с потравки», хороводное как раз пение.

Дмитрий Володихин:

— Дорогие радиослушатели, ну а теперь давайте продолжим наше шествие по месяцу июлю в народной жизни, ведь Петров день, или Петропавлов день, или день первоверховных апостолов Петра и Павла — это ведь для огненного месяца на пике лета, или, если угодно, на горбушке лета, как говорили в старину, это ведь не последний христианский праздник, который народ помнит.

Елена Боронина:

— Итак, 14 июля Космы и Дамиана, летние Кузьминки, в эту пору снимают в огородах первые овощи, корнеплоды хозяева, к середине июля в садах поспевают вишни, красная смородина, наливаются яблоки, и дальше дело идёт, катится потихонечку к 21-му июля — это Казанская летняя. Казанская — уже большой праздник, праздник Казанской иконы Божьей Матери. У нас немало храмов, приходов посвящены именно этой иконе.

Дмитрий Володихин:

— С 16-го века отмечаем. То есть праздник древний, и отмечен разными героическими воспоминаниями, поэтому, конечно, да, и притом, кстати, расцвёл он при первых государях из династии Романовых, а его установлению способствовал святой Гермоген, патриарх Московский и всея Руси. Вот народ его любил, этот праздник.

Елена Боронина:

— Если можно, мы чуточку немного назад вернёмся, к 11-му июля, это день святого Германа, я вот по отчеству Германовна сама и часто бываю в храме в этот день и поминаю батюшку своего дорогого и хочу сказать, что это день памяти соловецких святых, этот день, конечно, тоже.

Дмитрий Володихин:

— Один из них — это Герман Соловецкий.

Елена Боронина:

— Да, Савватий и Герман. Да. Итак, 22 июля Панкрат и Кирилл, 24 июля Авыимья и Ольга и так далее потихонечку мы добираемся уже до августа. Эта тема уже будущих программ.

Дмитрий Володихин:

— Дорогие радиослушатели, я напоминаю вам, что это светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передачи «Исторический час», я надеюсь, что в будущих «Исторических часах» у нас будет и август, и осенние праздники, что Бог даст, то и будет, а сейчас хотел бы напомнить вам, что эта замечательная экскурсия, которая проводится сейчас в эфире — это дело рук, вернее, дело уст, Елены Германовны Борониной, замечательного специалиста по фольклору, одного из, можно сказать, представителей школы русского фольклора Московского государственного института культуры. Возвращаюсь немножечко к июлю, к овощам и фруктам, насколько я понимаю, июль — это время, когда начинают обильно снимать огурцы с огородов. Есть места у нас, которые славятся огурцами: Ростов, Лух и так далее.

Елена Боронина:

— Луховицы подмосковные.

Дмитрий Володихин:

— Да, да, да. И насколько я понимаю, в народе если не отмечали, то во всяком случае как-то радовались этому. Сейчас чуть ли не региональный официальный праздники типа день огурца. А вот относительно яблок. Как вы сказали: начинают наливаться яблоки. Но есть же народное поверье, с христианской культурой оно не связано, оно, может быть, даже несколько древнее. Яблочный Спас раньше которого нельзя есть яблоки, мне прабабка моя говорила: вот съешь яблочко, на том свете Бог предкам твоим яблочек не даст до следующего года. А когда это Яблочный Спас? Это что?

Елена Боронина:

— Это 19 августа, это второй Спас, первый был медовый — это 14 августа, второй — это 19 августа яблочный Спас — преображение Господне.

Дмитрий Володихин:

— То есть иными словами, вот в июле яблочки уже начинают наливаться, кушать их надо только чуть-чуть позже.

Елена Боронина:

— Кушать, начиная с 19-го. Я знаю, мне бабушки говорили: нельзя есть матери, например, у которой младенцы ушедшие, умершие дети есть, Господь не даст им на том свете яблочка.

Дмитрий Володихин:

— Так, дорогие радиослушатели, мы храним все эти замечательные приметы народного быта, которые родились много веков назад, но давайте сразу скажем: к христианскому быту, к христианскому богословию, христианской культуре, христианской этике всё это отношения не имеет. Эти правила вы можете спокойно нарушать.

Елена Боронина:

— Да.

Дмитрий Володихин:

— Не бойтесь, Господь наш Всемилостивый, неужели Он кому-то там яблок или мёда не даст? Вот в этом смысле, конечно, приметы народные, но довольно забавные. А мне хотелось бы повернуть наш разговор к тому, что лето — это время очень радостное для детей. Недавно мой сын, уезжая на дачу, сказал мне: хочу лягушку, хочу квакушку, Маленький мальчик, и сейчас он там в полях ищет, где там маленькая лягушка, очень ему хочется посмотреть. Но в целом это действительно, все эти замечательные летние дни, короткие для средней полосы России, тем более короткие для Русского Севера, они наполнены радостью, чистой радостью детской.

Елена Боронина:

— Итак, дорогие наши радиослушатели, я хочу сказать, что были у детворы всевозможные летние забавы. Например, вернее, не забавы, обязанности. Они приносили взрослым на покос обед, помогали грести сено, здесь они уже не развлекались, а по-настоящему помогали. Они помогали вывозить сено, утаптывали его наверху детскими маленькими ножками, уплотняя, для того, чтобы потом удобно было вести воз. Были у детворы другие летние заботы: они поливали огороды, пасли на лугу гусей, индюшек, сторожили птичий молодняк. Например, завидев в небе ястреба или коршуна, они кричали: «Ястреб, ястреб, ящичком твои дети кричат: не таскай цыплят, или гай-гай, на чужой край там хватай, а моих не замай!». То есть не трогай. То есть такие вот были приговорки, деревенские дети никогда не скучали, да и сейчас дети не скучают, надо сказать, находили себе развлечения. На пастбище они находили лопух, из него делали всевозможные шапочки или шляпы девочки, щавель, ели это всё, скажем, сладкие цветочки клевера они высасывали, пробовали так в детстве или нет? Мы так, например, было такое.

Дмитрий Володихин:

— Мне опять же прабабка моя рассказывала, что в голодное время, когда хлеба не хватает и в особенности там в наиболее ужасающие колхозные годы советской власти дети бегали в поле и находили там, цитирую: сладкие бубыри. Вот эти сладкие бубыри и есть основание клевера.

Елена Боронина:

— Ну и всевозможные там... гусиный лук к тому времени уже поспевает. Все это было интересно. Пытались, когда первая картошечка, она уже к концу июля подходит, пытались сделать из неё, вставляли в неё перо, когда птицы пролетают, роняют большое крыло, или куриное перо, и она летает очень здорово, жужит, дребезжит, я помню, мы когда маленькие были так развлекались, у кого дальше все это полетит.

Дмитрий Володихин:

— Я хотел бы вам напомнить, дорогие радиослушатели, что картошка — это дело довольно позднее для России, в эпоху Средневековья у нас никакой картошки не было, она с очень большим трудом вошла в сельское хозяйство России в 19-м веке, да, действительно были мятежи крестьянские, но понимаете, для того чтобы укоренить картофель, который сейчас распространён повсеместно в крестьянской сельскохозяйственной культуре, надо было объяснять, что собственно у картошки есть. Попытка есть картофель, не жареный, не сваренный приводило к печальным последствиям для желудка, а попытка есть картофельные ягоды — это же чистый яд, и люди травились. Конечно же, от непонимания происходили бунты. Ну вот возвращаясь к детям, насколько я понимаю детским делом в деревне, в основном детским делом, был поход в лес за ягодами, ну и чуть позднее наступает грибная пора, за грибами. Это поручали детям, потому что это работа не взрослая.

Елена Боронина:

— Вы знаете, дети когда шли, они много приговорочек разных говорили, чтобы удача их ждала. И даже знаете, я помню мне рассказывали, как они гадали, как они говорят, получится у них хороший поход в лес или нет. Ну это элементарно совершенно. В зависимости от того, как корзинка падала перед ними, они смотрели: если она падает вверх дном — плохо, корзинка не наполнится, если корзинка падает набок, значит половиночка будет всего набрана, а если она вставала на донце, вела себя хорошо, значит целую корзинку дитенок принесёт из леса своим родителям, вот успешно будет всё, мама, папа похвалят, помощник, кормилец.

Дмитрий Володихин:

— Ну обычай хороший, но опять же это гадание. Вот насчёт ягодок, понимаете, конечно, взрослый человек не пойдёт, но для ребёнка это и забава, и труд, и труд довольно серьезный, потому что для того чтобы набрать полное лукошко ягод, нужно было покланяться травке, надо было в общем хорошенько утомить, ручки, ножки, спинку, и вместе с тем ягода она ведь в крестьянском хозяйстве шла не только на то чтобы её принести, съесть, её сушили, вялили, варили, насколько я понимаю.

Елена Боронина:

— Да, мочили, вот была водяника, красника, северная ягоды, она выполняла ту же роль, что и капуста, там огромное количество витамина C было, только варенья очень мало варили раньше, считалось, что ягодники...

Дмитрий Володихин:

— Но сахар-то, сахар к нам пришёл довольно поздно.

Елена Боронина:

— Да, варенье практически не варили. Мёдом заливали иногда, было такое.

Дмитрий Володихин:

— И кроме того, я, конечно, очень извиняюсь, но что было, то было, слова из песни не выкинешь, настаивали на ягоде хмельные напитки и в этом смысле какой крестьянин не помянет добрым словом северную ягоду морошку.

Елена Боронина:

— И малину.

Дмитрий Володихин:

— Ну малина не только северная, она повсеместная, но вот вместе с тем.

Елена Боронина:

— Морошка, да, у нас в Москве нет, а в Тверской области на севере её большое количество. Хочу сказать, возвращаясь к нашему институту, что мы в настоящее время едем в экспедицию в Вологодскую область, очень надеемся, что эти обычаи, о которых мы сегодня с вами говорили, летние, увидим, услышим, с детьми тоже поговорим, пообщаемся, потому что дети тоже одна из наших профессий, направлений нашей подготовки, наших специалистов. Ну а самое главное, что мы увидим все эти красоты, попробуем ягоды, о которых мы с вами говорили сегодня, потому что вывезти москвичей на природу, на свежий воздух — это очень важно.

Дмитрий Володихин:

— Ну скажем так, есть такой очень своеобразный тур на том же самом Соловецком архипелаге, рядом с Соловками есть небольшая группа совершенно голых каменных островков, на них ничего особенного нет, но там растёт фантастическая огромная морошка. И вот на слова большая морошка реагируют сердца огромного количества туристов, они набиваются в кораблик, который идёт к этим самым островкам, и там сидят несколько часов собирая ягоды. Некоторые сразу съедают, некоторые используют на ту надобность, о которой я сказал, но надо сказать, что морошка в народном быту штука очень важная, но хранится она недолго, это такая ягода хрупкая, с которой надо уметь обращаться. Ну что ж, дорогие радиослушатели, мы с вами совершили путешествие по летним водам русского фольклора, и мне кажется, самое время высказать благодарность нашему кормщику в этих водах Елене Германовне Борониной человеку, который изучает всё это в течение многих десятилетий и является специалистом в этой области, надеюсь, что и вам было интересно путешествовать вместе с нами по летнему циклу в народном музыкальном песенном творчестве и в сфере разнообразных древних обычаев русского народа. Ну вот поскольку мы о детях сейчас говорили, я думаю, что будет очень правильно, если попрощается сейчас с вами не Елена Германовна Боронина и не Дмитрий Михайлович Володихин, а замечательная русская певица Анна Тенякова, которая пропоет вам детскую колыбельную, а передача наша закончится её чудесным напевом, а мне остается поблагодарить вас за внимание и сказать вам: до свидания.

Елена Боронина:

— До свидания!


Все выпуски программы Исторический час

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем