В тысяча восемьсот тринадцатом году Москва, словно феникс, возрождалась из пепла. В город, пострадавший от пожара в Отечественную войну, стекался рабочий и торговый люд из окрестных городов и сёл. Жизнь снова принимала привычный мирный уклад.
Вместе с другими пришёл в Москву и Логин Кузьмич Лепёшкин. Бывший крепостной крестьянин из Каширы записался в московские купцы и открыл в городе текстильный и красильный заводы. Новоявленный предприниматель вскоре стал широко известен не только своими деловыми успехами, но и щедростью. Лепёшкин раздавал милостыню, жертвовал на восстановление храмов после пожара и на строительство новых церквей. Сыновьям своим - Василию и Семёну - Логин Кузьмич с детства втолковывал главное: важно уметь копить деньги; еще важнее – уметь ими делиться с тем, кто в нужде.
Дети, в особенности – младший, Семён, твердо усвоили наставление отца. Семён Логинович Лепёшкин, основал в селе Муромцево Дмитровского уезда собственную мануфактуру, доходы с которой всегда распределял так, чтобы и семью обеспечить, и поддержать нуждающихся. В течение десяти лет Семён Логинович был старостой церкви на Даниловском кладбище. На его средства ветхий деревянный храм был перестроен; вместо него появилась каменная церковь Святого Духа, которую Семён Лепёшкин поддерживал пожертвованиями всю свою жизнь. Большое попечение оказывал он Андреевской богадельне – приюту для пожилых людей, открытому по особому распоряжению императора Александра Первого в стенах монастыря Святого Андрея Стратилата на Воробьёвке. Когда московское купечество обратилось к императору с просьбой об открытии богадельни, Семён Лепёшкин одним из первых поставил свою подпись на листке по сбору средств. Тридцать тысяч рублей выделил Семён Логинович на пособия неимущим и стипендии нуждающимся студентам Мещанских училищ Москвы.
Семейную традицию продолжили сыновья Семёна Логиновича. Дмитрий Семёнович, будучи попечителем Николаевского дома призрения вдов и сирот, потратил на благотворительность двести пятьдесят тысяч рублей. Василий Семёнович поддерживал Андреевскую богадельню и построенную отцом Церковь Святого Духа. Супруга Василия, Варвара Яковлевна, тоже не осталась в стороне: она основала в Москве, на Пятницкой улице, женское профессиональное училище. На его развитие и содержание она оставила полмиллиона.
Особое внимание Лепёшкины уделяли заботам о храмах. «Богатство - от Бога, и Богу следует воздавать за него» - любил повторять глава династии, Логин Кузьмич. Из поколения в поколение не оставляли Лепёшкины своим попечительством храм Живоначальной Троицы в ВишнякАх, церковь преподобного Марона Пустынника на Якиманке.
А Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь стала для одной из представительниц этого семейства по-настоящему родным домом. Александра Васильевна Лепёшкина поступила в монастырь, когда ей было всего семнадцать, и всю себя посвятила обители. Получив в пОстриге имя Афанасия, она скоро стала игУменьей монастыря. В годы гонений на церковь, матушка Афанасия не отступила от веры даже под страхом смерти, и была причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
«Ракушка»

Фото: Joshua J. Cotten /Unsplash
Солнце заглянуло в окно, россыпью зайчиков пробежалось по комнате и ярким пятном замерло на полке книжного шкафа. В утреннем свете засверкали глянцевые корешки книг. Мягким, розовым, почти прозрачным перламутром засветилась большая морская ракушка. Мне было семь, когда мы с дедом поехали к морю. Он учил меня плавать, мы строили песчаные замки, ходили в горы, встречали морские восходы и провожали закаты. Когда пришла пора возвращаться домой, я плакал — не хотелось уезжать. Тогда, перед самым отъездом, дед в утешение купил мне эту ракушку. «Приложишь к уху и услышишь море, — сказал он. — Оно всегда будет с тобой». Приблизив ракушку к уху, я действительно услышал рокот прилива и шуршание пены по песку. Первое время с ракушкой я почти не расставался. Но время шло, я взрослел и всё реже слушал шум далёких волн. А потом ракушка куда-то затерялась, и я о ней позабыл.
Вспомнил, когда умер дедушка. Я очень скучал по нему. Так не хватало его добрых глаз в лучистых морщинках, его улыбки. И вот, однажды, разбирая шкаф, я нашёл забытую ракушку. Крепко прижал её к уху. Внутри по-прежнему шумело море. И мне показалось, что за его радостным гулом я слышу голос деда — негромкий, успокаивающий, ободряющий. Он всегда будет со мной.
Текст Анны Покровской читает Егор Бероев.
Все выпуски программы Утро в прозе
20 февраля. О спасении верой

В 5-й главе 1-го Соборного Послания Апостола Иоанна есть слова: «Всякий, рождённый от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша».
О спасении верой — священник Захарий Савельев.
В жизни бывают, в том числе, и скорбные обстоятельства. Бывает такое, что обстоятельства жизни заслоняют тебе свет Божий. И вот как раз в те секунды, когда уже не остается никакой надежды на светлое будущее, вера должна тебя спасать. Верою мореплаватели преодолевают огромные пространства, как об этом рассуждает апостол Павел. И вот вера в Бога нас не только роднит с Создателем, но она еще и мотивирует нас к тому, чтобы мы преодолевали сложности в нашей жизни. Человек без веры не способен достичь своей цели, а целью каждого человека является счастье.
У каждого человека свое представление о счастье. Но у верующего человека нету ложного представления о блаженстве, о счастье. У верующего человека есть вера в Бога, которая его согревает, которая наполняет его жизнь смыслом, которая роднит его с реальной личностью божественной. А как мы с вами знаем, есть естественное богословие и есть сверхъестественное откровение. И вот в этом сверхъестественном или естественном божественном откровении человек обретает смысл жизни. Бог через веру дает ему ответы на вопросы, формирует его образ жизни, смысл его жизни. И тем самым человек может преодолевать и побеждать уныние, скорби и все нестроения, которые случаются в его жизни в этом мире.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 февраля. О подвиге никомидийских мучеников

Сегодня 20 февраля. Память святых мучеников тысячи и трёх, в Никомидии пострадавших.
Об их подвиге — священник Августин Соколовски.
На рубеже III-IV веков Н комедия была столицей Римской империи, поскольку в ней часто пребывал император. Таково было правило. Особенно любил этот приморский город Диоклетиан. Поэтому как сам он, так и его двор стремились нанести сокрушительный удар по христианам именно в столице. Гонение должно было быть внезапным, казни жестокими, а массовость кровопролития призвана была устрашать. Вначале были убиты четыре царских сановника и их стражник Пётр. Вслед за сановниками были казнены их жёны. При виде этого великого страдания слуги и домочадцы этих новых христианских мучеников не только не бросились бежать, а таков был, по-видимому, расчёт язычников, но сами пришли к своим палачам в желании пострадать за Христа. Сохранилось исповедание веры святых мучеников. Мы христиане и желаем вместе с нашими господами, которые повелевали нам в жизни сей, получить в будущей жизни венец нетленный. Недавние большевистские гонения, а также литературные свидетельства об этом сохранили память о вероломном предательстве слуг во множестве предававших своих господ. Пример святых древних мучеников учит нас по-настоящему любить и ценить своих начальников, наипаче, когда они верующие православные христиане, и верить в воздаяние и жизнь вечную подлинно, а не поверхностно. Верить реально, как малые дети верят нашим взрослым словам.
Все выпуски программы Актуальная тема