В тысяча восемьсот тринадцатом году Москва, словно феникс, возрождалась из пепла. В город, пострадавший от пожара в Отечественную войну, стекался рабочий и торговый люд из окрестных городов и сёл. Жизнь снова принимала привычный мирный уклад.
Вместе с другими пришёл в Москву и Логин Кузьмич Лепёшкин. Бывший крепостной крестьянин из Каширы записался в московские купцы и открыл в городе текстильный и красильный заводы. Новоявленный предприниматель вскоре стал широко известен не только своими деловыми успехами, но и щедростью. Лепёшкин раздавал милостыню, жертвовал на восстановление храмов после пожара и на строительство новых церквей. Сыновьям своим - Василию и Семёну - Логин Кузьмич с детства втолковывал главное: важно уметь копить деньги; еще важнее – уметь ими делиться с тем, кто в нужде.
Дети, в особенности – младший, Семён, твердо усвоили наставление отца. Семён Логинович Лепёшкин, основал в селе Муромцево Дмитровского уезда собственную мануфактуру, доходы с которой всегда распределял так, чтобы и семью обеспечить, и поддержать нуждающихся. В течение десяти лет Семён Логинович был старостой церкви на Даниловском кладбище. На его средства ветхий деревянный храм был перестроен; вместо него появилась каменная церковь Святого Духа, которую Семён Лепёшкин поддерживал пожертвованиями всю свою жизнь. Большое попечение оказывал он Андреевской богадельне – приюту для пожилых людей, открытому по особому распоряжению императора Александра Первого в стенах монастыря Святого Андрея Стратилата на Воробьёвке. Когда московское купечество обратилось к императору с просьбой об открытии богадельни, Семён Лепёшкин одним из первых поставил свою подпись на листке по сбору средств. Тридцать тысяч рублей выделил Семён Логинович на пособия неимущим и стипендии нуждающимся студентам Мещанских училищ Москвы.
Семейную традицию продолжили сыновья Семёна Логиновича. Дмитрий Семёнович, будучи попечителем Николаевского дома призрения вдов и сирот, потратил на благотворительность двести пятьдесят тысяч рублей. Василий Семёнович поддерживал Андреевскую богадельню и построенную отцом Церковь Святого Духа. Супруга Василия, Варвара Яковлевна, тоже не осталась в стороне: она основала в Москве, на Пятницкой улице, женское профессиональное училище. На его развитие и содержание она оставила полмиллиона.
Особое внимание Лепёшкины уделяли заботам о храмах. «Богатство - от Бога, и Богу следует воздавать за него» - любил повторять глава династии, Логин Кузьмич. Из поколения в поколение не оставляли Лепёшкины своим попечительством храм Живоначальной Троицы в ВишнякАх, церковь преподобного Марона Пустынника на Якиманке.
А Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь стала для одной из представительниц этого семейства по-настоящему родным домом. Александра Васильевна Лепёшкина поступила в монастырь, когда ей было всего семнадцать, и всю себя посвятила обители. Получив в пОстриге имя Афанасия, она скоро стала игУменьей монастыря. В годы гонений на церковь, матушка Афанасия не отступила от веры даже под страхом смерти, и была причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
10 декабря. О добрых делах

В 5-йглаве 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Добрые дела Явны; а если и не таковы, скрыться не могут».
О мотивации доброделания — протоиерей Максим Первозванский.
Господь нам однозначно говорит, что мы должны наши добрые дела делать не на показ. Мы должны это делать не для того, чтобы получить похвалу от людей, а для того, чтобы получить похвалу от Господа. И сам апостол Павел тоже об этом говорит в разных местах неоднократно.
Здесь же апостол имеет в виду, что Господь Сам сделает явными наши дела, и противоречия никакого нет, поскольку Сам Господь упоминает, что нет ничего тайного, что не стало бы явным. И поэтому не стоит выпячивать свои добрые дела самостоятельно и повторять, когда вдруг нам выпадает счастье сделать что-то доброе: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!»
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение»

Сегодня 10 декабря. Церковь празднует Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году.
О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение», — протоиерей Василий Гелеван.
Название этой иконы восходит к строчке из книги пророка Исаии: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут ему имя: Еммануил». Еммануил, напомним, на русский переводится как «с нами Бог». И Еммануилом мы называем Младенца Христа. Значит, здесь пророчество о Рождестве Христовом.
Наиболее известные в России иконы такого типа все имеют географическую привязку: Новгородская, Курская, Царскосельская, Корчемная, Павловская, Верхнетагильская икона и так далее. Вот все эти иконы «Знамение» похожи внешне, потому что на каждой мы встречаем поясное изображение Богородицы и в области живота круг, как чрево непраздной женщины, и внутри этого круга — Младенец, Господь Еммануил.
Икона «Знамение» Новгородская, которую мы чтим именно сегодня, имеет некоторые свои иконографические особенности. По четырём углам возле Божией Матери располагаются святые: великомученик Георгий Победоносец, мученик Иаков Персиянин, преподобные Пётр, Онуфрий Афонский. Важно ещё подчеркнуть, что когда мы молимся, мы молимся не иконе, а самой изображённой на иконе Богородице. И в молитве к иконе «Знамение» отражено событие 1170 года. Она составлена в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за Новгород.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О правах человека в Ветхом и Новом заветах
Сегодня 10 декабря. Международный день прав человека.
О правах человека в Ветхом и Новом заветах — протоиерей Михаил Самохин.
Несмотря на то, что светский гуманизм претендует на монополию в формулировании и интерпретации теории прав человека, основы, предопределившие появление самой идеи неотъемлемых прав любого из нас, имеют библейские, христианские корни. Разберём основные категории достоинства человека.
Библия учит, что человек создан по образу и подобию Божию, что наделяет каждого человека неотъемлемым достоинством. Справедливость и правосудие. Многие книги Ветхого Завета, включая законы, данные Моисею, подчеркивают необходимость справедливого отношения ко всем людям, особенно к обездоленным и уязвимым.
Заповедь любви к ближнему. Господь и Спаситель Христос учил, что самая важная заповедь — «любить ближнего своего, как самого себя». Это подразумевает уважение к правам и потребностям других людей.
Право на жизнь и свободу. Библия содержит заповедь «Не убей», которая является основой для защиты права на жизнь. Также в ней есть положения, защищающие свободу и достоинство личности.
К сожалению, очень часто в число прав человека сейчас записывают право на богохульство и даже богоборчество. Право на разврат и нарушение заповедей. Это типичный пример того, как благой дар Бога человеку используется им против самого себя, становясь поводом ко греху.
На самом деле, любое право и любой закон, чтобы иметь силу, должен опираться на авторитет. Единственный такой бесспорный авторитет — Сам Господь, Который и вынесет Свой суд о том, как мы пользовались своими правами, исполняли обязанности и реализовали возможности.
Все выпуски программы Актуальная тема











