— Маргарита, Константиновна, здравствуйте! Мне не терпится с вами поделиться новостью — я еду в Милан!
— Наташенька, здравствуй, дорогая! Как я за тебя рада! Непременно воспользуйся возможностью увидеть «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи!
— А что, знаменитая картина находится в Милане? Я и не знала!
— Это не картина, а роспись в трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Монахи этой обители в 1495 году попросили Леонардо запечатлеть на стене церковного обеденного зала последний ужин Иисуса Христа с апостолами.
— Тот самый, на котором впервые совершилось Таинство Причастия?
— Именно так. И художник подчёркивает это — Христос на фреске указывает рукой на хлеб и вино, которые станут залогом приобщения к Нему, как к Богу. Вот, посмотри, я нашла «Тайную вечерю» в интернете.
— Но почему апостолы на фреске такие встревоженные?
— Леонардо да Винчи запечатлел момент, когда Христос произнёс пророчество: «Один из вас предаст меня». И каждый из учеников спрашивает одновременно себя и Спасителя: «Не я ли это?». Художник неспроста выбрал для росписи именно этот фрагмент Евангелия. Он призывает и зрителя задуматься — не предаю ли я Христа?
— Наверное, нелегко стоять с этим вопросом под взглядом Иисуса. А фреска написана так, что ты оказываешься напрямую перед Ним.
— Очень точное замечание. Художник сделал фигуру Христа пространственным и смысловым центром композиции. Апостолы изображены группами по трое, они жестикулируют, обсуждая между собой слова Иисуса. А Спаситель — вне этого смятения, он весь обращён к человеку, который стоит перед фреской. Люди, которым довелось побывать в монастырской трапезной Санта-Мария-делле-Грацие, говорили, что у них было ощущение присутствия на Тайной вечере.
— Интересно, как художник добился такого эффекта?
— Леонардо да Винчи за счёт визуальных эффектов расширил пространство изображения — место, отведённое монахами под роспись, показалось художнику недостаточным. Сюжет «Тайной вечери» воплощён на стене так, что кажется, будто он выходит за её пределы. И зритель чувствует себя стоящим по другую сторону стола, за которым ужинают апостолы.
— Так радостно, что такое невероятное произведение искусства сохранилось до наших дней!
— Можно сказать, что это произошло чудом. Ведь изображение стало осыпаться ещё при жизни художника. Леонардо писал не по влажной штукатурке, как обычно делают при создании фресок, а наносил краски на сухую поверхность стены. Такая методика позволяла исправлять уже написанное и не торопиться, но результат оказался очень хрупким.
— Для художника, наверное, это стало потрясением?
— Настоящей трагедией! Леонардо считал «Тайную вечерю» своей главной работой и переживал, что она бесследно исчезнет.
— Представляю, как дрожали люди над росписью во все последующие века!
— Если бы! Фреска пережила немало злоключений. Над ней глумились солдаты армии Наполеона, которые были атеистами. Во время Второй мировой войны в монастырскую трапезную попала бомба. Стена с росписью Леонардо устояла потому, что была обложена мешками с песком, но урон от сильной вибрации был немалый.
— Но хоть что-то от росписи уцелело? Может, и не стоит стремиться её увидеть?
— Конечно же, стоит! Реставраторы восстановили «Тайную вечерю» в конце двадцатого века. С 1999 года она открыта для посетителей, хотя и с ограничением по времени. Просмотр длится не более пятнадцати минут. Но четверть часа, проведённые перед шедевром Леонардо да Винчи, станут для тебя прикосновением к вечности!
«Школа заботы» для людей, столкнувшихся с деменцией и их близких
21 сентября в Москве пройдёт большой семинар «Школа заботы». Это событие для тех, кто столкнулся с тяжёлым диагнозом — деменция — в своей семье. Проводит семинар фонд «Альцрус». Его специалисты регулярно организуют подобные встречи в столице и других городах.
Валентина из Москвы тоже стала участницей «Школы заботы». «Впервые я услышала слово „деменция“ от врача, — рассказывает женщина. — Он так и сказал: у вашего папы деменция. И отправил домой, ничего не объяснив, только добавил: будет очень тяжело. Я не поняла, что это значит, и стала искать информацию в интернете. Но её так много, что разобраться в этом в одиночку сложно. Как-то от знакомых я узнала о школе для тех, кто столкнулся с деменцией, и записалась. В итоге 6 часов я сидела с другими участниками и слушали врача, специалиста по уходу и задавала вопросы. Мне как будто открылся новый мир, я поняла, с чем придётся столкнуться. Школа подарила мне ценные знания и поддержку. Теперь я знаю, что есть место, куда я могу обратиться за помощью и советом. А ещё есть специалисты, которым такие как я и мой папа — небезразличны», — говорит Валентина.
Деменция — это тяжёлое состояние, когда человек теряет способность мыслить, запоминать, считать и распознавать предметы, он не узнаёт родных и часто вообще не понимает, где он находится. С прогрессией болезни человек нуждается в постоянной заботе. Но как всё сделать правильно? Об этом и многом другом специалисты Фонда «Альцрус» расскажут 21 сентября на семинаре «Школы заботы» в Москве. Все участники получат краткий справочник по деменции, который поможет им в дальнейшем.
Узнать подробнее о семинаре и записаться на него можно на сайте фонда «Альцрус» или вот тут: https://ano-altsrus.timepad.ru/event/3018875/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Колокольня для храма Архангела Михаила
Священник Антоний живёт в селе Малые Ясырки Воронежской области и служит в местной деревянной церкви Архангела Михаила. Её построили 158 лет назад. Внутри сохранились убранство и особая роспись. Такую часто можно увидеть в храмах Русского Севера — в Архангельской области, и в Карелии. А здесь, в Воронежских краях, это удивительная редкость! Само церковное здание за много лет сильно обветшало. И батюшка всеми силами старается его спасти. Несмотря на пожилой возраст, он всё время что-то строит, чинит и мастерит.
На молитву сюда стекаются жители села и окрестных деревень. Михайловский храм для них — это очаг, который согревает и объединяет, не только в духовном плане. Сообща людям приходится решать и разные хозяйственные вопросы, связанные с храмом.
Недавно на его территории испортился колодец, откуда люди брали питьевую воду. В него попала земля. Это был единственный добротный колодец в Малых Ясырках. Священник Антоний и прихожане срочно взялись за его восстановление. На помощь им пришёл фонд Архангела Михаила. На собранные средства удалось приобрести оборудование для новой скважины и перестроить обветшавшую часовню над колодцем.
Сейчас отец Антоний и прихожане занимаются возрождением старой колокольни. Когда-то колокола в Малых Ясырках звучали очень красиво, но до наших дней сохранились не все. А те, что есть — в плохом состоянии. Часть колоколов нужно отремонтировать, другие отлить заново.
Фонд Архангела Михаила вновь открыл сбор для сельского прихода в Воронежской области. И если вы хотите ему помочь, переходите на сайт фонда: https://fond-am.ru/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Митрополит Антоний (Храповицкий)». Глеб Елисеев
Гостем программы был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о личности и удивительной судьбе митрополита Антония (Храповицкого), а также о его служении в России и в эмиграции после революции 1917 года.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Митрополит Антоний (Храповицкий)». Глеб Елисеев
- «Живые былины». Арсений Миронов
- «История Ярославля». Сергей Алексеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов