
— Маргарита, Константиновна, здравствуйте! Мне не терпится с вами поделиться новостью — я еду в Милан!
— Наташенька, здравствуй, дорогая! Как я за тебя рада! Непременно воспользуйся возможностью увидеть «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи!
— А что, знаменитая картина находится в Милане? Я и не знала!
— Это не картина, а роспись в трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Монахи этой обители в 1495 году попросили Леонардо запечатлеть на стене церковного обеденного зала последний ужин Иисуса Христа с апостолами.
— Тот самый, на котором впервые совершилось Таинство Причастия?
— Именно так. И художник подчёркивает это — Христос на фреске указывает рукой на хлеб и вино, которые станут залогом приобщения к Нему, как к Богу. Вот, посмотри, я нашла «Тайную вечерю» в интернете.
— Но почему апостолы на фреске такие встревоженные?
— Леонардо да Винчи запечатлел момент, когда Христос произнёс пророчество: «Один из вас предаст меня». И каждый из учеников спрашивает одновременно себя и Спасителя: «Не я ли это?». Художник неспроста выбрал для росписи именно этот фрагмент Евангелия. Он призывает и зрителя задуматься — не предаю ли я Христа?
— Наверное, нелегко стоять с этим вопросом под взглядом Иисуса. А фреска написана так, что ты оказываешься напрямую перед Ним.
— Очень точное замечание. Художник сделал фигуру Христа пространственным и смысловым центром композиции. Апостолы изображены группами по трое, они жестикулируют, обсуждая между собой слова Иисуса. А Спаситель — вне этого смятения, он весь обращён к человеку, который стоит перед фреской. Люди, которым довелось побывать в монастырской трапезной Санта-Мария-делле-Грацие, говорили, что у них было ощущение присутствия на Тайной вечере.
— Интересно, как художник добился такого эффекта?
— Леонардо да Винчи за счёт визуальных эффектов расширил пространство изображения — место, отведённое монахами под роспись, показалось художнику недостаточным. Сюжет «Тайной вечери» воплощён на стене так, что кажется, будто он выходит за её пределы. И зритель чувствует себя стоящим по другую сторону стола, за которым ужинают апостолы.
— Так радостно, что такое невероятное произведение искусства сохранилось до наших дней!
— Можно сказать, что это произошло чудом. Ведь изображение стало осыпаться ещё при жизни художника. Леонардо писал не по влажной штукатурке, как обычно делают при создании фресок, а наносил краски на сухую поверхность стены. Такая методика позволяла исправлять уже написанное и не торопиться, но результат оказался очень хрупким.
— Для художника, наверное, это стало потрясением?
— Настоящей трагедией! Леонардо считал «Тайную вечерю» своей главной работой и переживал, что она бесследно исчезнет.
— Представляю, как дрожали люди над росписью во все последующие века!
— Если бы! Фреска пережила немало злоключений. Над ней глумились солдаты армии Наполеона, которые были атеистами. Во время Второй мировой войны в монастырскую трапезную попала бомба. Стена с росписью Леонардо устояла потому, что была обложена мешками с песком, но урон от сильной вибрации был немалый.
— Но хоть что-то от росписи уцелело? Может, и не стоит стремиться её увидеть?
— Конечно же, стоит! Реставраторы восстановили «Тайную вечерю» в конце двадцатого века. С 1999 года она открыта для посетителей, хотя и с ограничением по времени. Просмотр длится не более пятнадцати минут. Но четверть часа, проведённые перед шедевром Леонардо да Винчи, станут для тебя прикосновением к вечности!
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2025)
Псалом 61. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. От христиан нередко можно услышать слова обличения в адрес греховного мира. И действительно, куда не посмотришь, всюду можно увидеть стремление к богатству, развращённость, жестокость, нечестность и многое другое. Но есть ли что-то более опасное, чем все эти ужасные вещи? Ответить на этот вопрос помогает 61-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
Смотря на кризис брака и блудные сюжеты современных фильмов, на распри и соперничество между странами, на социальное расслоение, в котором есть миллионы нищих и значительно меньше обеспеченных, нам порой сложно себе представить какие-то более однозначные проявления греховной порчи мира. Однако для того, чтобы понять, что лежит в основе всех этих грехов, стоит посмотреть на первый грех, который совершили люди. Не нужно быть богословом, чтобы понять, что грех Адама и Евы не состоял в блуде или распре, он состоял в попытке существовать без Бога, в самости, из которой выросли непослушание и все прочие грехи. Чтобы нарушить заповедь «не вкушай с древа», надо внутренне решить, что Бог тебе не указ и ты можешь сам решать, как тебе поступать. И уже после этого решения для человека становится возможен любой другой грех. Только счастье и покой, наоборот, становятся невозможными... Человек оказывается похож на того, кто использует прибор, ориентируясь на неподходящую инструкцию или готовит блюдо по ошибочному рецепту. Он живёт и ждёт прекрасных результатов, он уверен, что может быть хозяином жизни, но в итоге мало что контролирует. Из-за этого он расстраивается и злится, ведь у него ничего не получается, а признаться в том, что сам неправ, он не может, стыдно. Причём стыдно с тех самых времен, когда увидели люди, что они наги.
Осознавая всю трагичность подобного положения людей, Давид в псалме, который мы только что услышали, ставит вопрос: «Что или кто может стать опорой человека в жизни»? Сам Давид уверен, что мечущаяся человеческая душа может упокоиться только в Боге. Из текста кажется, что было время, когда псалмопевец колебался, но сейчас утвердился окончательно. Но интересно ли мнение царя его врагам? Конечно, нет. Те, в ком он как царь мог бы видеть опору, нападают на него, льстят ему и тут же клевещут на него. Что делать Давиду? Попадая в такую ситуацию, человек обычно унывает и отчаивается, ведь каждому из нас так хочется обычной, спокойной жизни в мире и благоденствии... Подобное поведение окружающих трудно вынести любому, но Давид знает, что делать и настраивает себя на правильный путь, говоря: «В Боге успокаивайся душа моя».
Конечно, нападение от врагов тяжело, как тяжелы все последствия человеческих грехов. Ведь мир не просто живёт по одной неподходящей инструкции, в нём каждый пытается жить как единственный хозяин. И от того, что не может так жить, унывает. Что же пришлось осознать Давиду, чтобы прийти в свою меру? Он говорит: «Сыны человеческие — только суета... если положить их на весы, все они вместе легче пустоты». Пришлось осознать опасность ложной самости и понять, что подлинное достоинство человек обретает как дар Творца.
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
2 Сол., 274 зач. I, 10 - II, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Конечная цель христианской жизни прекрасно известна: мы надеемся обрести спасение во Христе Иисусе Господе нашем, или, несколько иначе, мы стремимся к Царству Небесному, к состоянию непосредственного богообщения. Наша цель — это не просто некое блаженство, это блаженство пребывания с Богом, и начинается оно уже сейчас — в земной жизни. Истинная цель христианской жизни предельно далека от вульгарного представления о ней как о попытке заполучить условный «билетик в рай», ведь рай там, где Бог, и если мы не хотим быть с Ним, если не стремимся к Нему всеми силами души, то никакой «билетик» нам не поможет. О цели жизни христиан апостол Павел написал в отрывке из 1-й и 2-й глав Второго послания к Фессалоникийцам, сегодня этот отрывок звучит во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 1.
10 Когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
11 Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе,
12 Да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.
Глава 2.
1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2 Не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
В только что прозвучавшем отрывке обращает на себя внимание его первая часть: апостол Павел утверждает, что Он — то есть Христос — «приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших» (2 Фес. 1:10). Это довольно непростая для понимания фраза, а потому она требует внимательного рассмотрения. Конечно, может появиться подозрение, что сложность мысли апостола это следствие неудачного перевода, тем более что более современные переводы устраняют загадочность павловой мысли, эти переводы попросту заменяют предлог «во» в фразе «во святых Своих» на предлог «среди», и на выходе мы получаем вполне понятную мысль: Христос будет находиться среди Своих святых и будет ими прославлен.
Если же мы обратим внимание не на современные переводы, а на святоотеческое наследие, то мы увидим, что древние святые отнюдь не пытались приспособить мысль апостола Павла для своего понимания путём игр с предлогами. Так, святитель Иоанн Златоуст, весьма удивившись мысли апостола, перешёл к размышлению о том, каким же именно образом Бог — Творец всего видимого и невидимого — может быть прославлен в человеке. Слова святителя Иоанна звучат так: «Что говоришь ты? Ужели Бог прославится? Да, — во всех, говорит, святых Своих. Каким образом? Когда те, которые ныне превозносятся, увидят, что те самые, кого они мучили, презирали и подвергали осмеянию, соделались близкими к Нему, тогда откроется слава Его, или, правильнее говоря, в этом будет состоять Его слава, и слава этих последних, — Его слава, потому что Он не оставил их, но окружил большим блеском, их слава, потому что они удостоились такой чести».
Мы видим, что святитель Иоанн прославление Бога в святых ставил в зависимость от их страданий за Христа. История Церкви показала абсолютную правоту великого святителя, действительно, Бог прославляется в святых, и благодаря подвигу святых мы познаём Бога. Подвиг же их состоит в том, чтобы, невзирая на все препятствия, исполнять волю Божию, явленную нам в Его Слове, а также в личном обращении к человеку. Исполнение Его воли означает борьбу с волей собственной, и ни для кого такая борьба не бывает простой, это всегда подвиг и страдание ради Христа.
Конец же этого подвига в высшей степени славен — совершивший его становится тем, в ком и через кого прославляется Бог.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











