
Фото: PxHere
В июне 1941 года на судостроительном заводе в черноморском городе Николаеве проходил испытания новый, только что построенный ледокол «Анастас Микоян», названный так в честь видного советского государственного деятеля. Корабль был готов бороздить льды Арктики. Но грянула Великая Отечественная война...
Новый ледокол остался в южных водах — защищать от врага Черноморское побережье. Для этой цели «Микоян» в самый короткий срок был переоборудован во вспомогательный крейсер и оснащён оружием. Участвовал в обороне Одессы и Севастополя. Прикрывал высадку десанта, эвакуировал раненых и гражданское население. В ноябре 1941-го сплочённая и закалённая под вражескими обстрелами команда ожидала новых боевых задач. Но вместо этого неожиданно получила приказ... разоружаться. На высшем уровне было принято секретное решение: кораблю необходимо совершить переход из Чёрного моря на Дальний Восток. В Арктике, на Северном морском пути, по которому идут жизненно важные для воюющего государства грузы, ледокол всё же оказался нужнее, чем в Чёрном море.
Этот кругосветный поход ледокола «Анастас Микоян» стал настоящей героической одиссеей. 25 ноября корабль вышел из порта Батуми. Чтобы запутать врага, «Микоян» имитировал переход в Севастополь, а в итоге взял курс на Босфор, к берегам Стамбула. Турция формально сохраняла во Второй Мировой войне нейтралитет, поэтому согласилась пропустить ледокол через свои воды при условии отсутствия оружия на судне. Однако дальше «Микояну» предстояло идти через Эгейское море, где находились мощные базы итальянцев — союзников Гитлера. Предполагалось, что безопасность советскому ледоколу обеспечат британские корабли. Но незадолго до этого королевский флот понёс большие потери и не смог предоставить «Микояну» конвой. Ледокол, тайно снявшись с рейда в Стамбуле, продолжил путь на свой страх и риск. Спустя трое суток, у острова Родос в Эгейском море, «Анастас Микоян» был обнаружен итальянцами. Против безоружного советского судна было выпущено шесть торпед. К счастью, благодаря манёврам корабля, ни одна из них не попала в цель. Тогда фашисты применили автоматические пушки. Атака продолжалась больше двух часов. Ледокол получил около пятисот пробоин, однако героическими усилиями моряков сумел выстоять. Сын одного из участников боя, главного боцмана Александра Гройсмана, рассказывал, что в ту ночь его совсем ещё молодой отец полностью поседел.
Ещё одно испытание ожидало «Микоян» в порту палестинской Хайфы. На стоящем неподалёку от ледокола британском танкере «Феникс» загорелась нефть. Огонь быстро перекидывался на соседние суда. В этих условиях команда ледокола сумела не только отвести своё судно в безопасное место, но и помогла другим экипажам. Старший моторист Николай Кузов вспоминал: «Моряки „Микояна“ дружно и самоотверженно,... рискуя жизнями, оказали всем, кому только смогли, свою помощь». Во время дальнейшего пути команде ледокола, чтобы запутать противника, не раз пришлось прибегать к хитрости. Например, в египетском порту Суэц на палубе «Микояна» для устрашения врага соорудили бутафорские артиллерийские установки из брёвен и брезента. Дальнейший путь корабля осложняла война Японии с США и Великобританий. В результате, чтобы попасть в Арктику, кораблю пришлось совершить кругосветное путешествие: пройти через Южную Атлантику, и дальше — вдоль западного побережья американского континента с юга на север. 9 августа 1942 года «Микоян» подошёл к берегам Чукотки. Позади были 25 тысяч морских миль, или 46000 километров тяжелейшего перехода.
Долгое время подвиг команды ледокол «Анастас Микоян» был засекречен. Только в конце 1950-х годов стали появляться первые публикации о нём. До сих пор живы потомки командира и членов экипажа ледокола, которые хранят уникальные документы, фотографии и печатные материалы о подвиге героического корабля.
Все выпуски программы Открываем историю
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер