— Паша, обрати внимание вот на этот пасхальный натюрморт. Я и не знал, что здесь, в Севастопольском художественном музее, есть работа Кузьмы Петрова-Водкина.
— Дядя Андрей, а почему ты называешь эту картину пасхальной? На табличке написано просто — «Натюрморт на зелёном фоне». Яблоко, стеклянный стакан с водой, два яйца отражаются на полированной поверхности стола. Где же тут Пасха?
— Эх, племянник! Одно-то яйцо — крашеное! Как можно не заметить такую говорящую деталь!
— А ведь точно, крашеное! Но всё равно. Ты думаешь этого достаточно, чтобы назвать натюрморт пасхальным?
— Считаю, что более чем достаточно. Картина написана в 1924 году, это время гонений на Церковь. К примеру, здесь, в Севастополе большевики тогда с особой жестокостью разорили Херсонесский Свято-Владимирский монастырь. И по всей стране страдали верующие во Христа. Любое проявление религиозности могло расцениваться как контрреволюционная деятельность и преследоваться. Так что для художника безопаснее было избегать на картине пасхальных символов. И если уж Кузьма Петров-Водкин изобразил один из них, то мы просто обязаны заметить это и отдать должное его смелости.
— А может быть, он не осознавал опасность? Может, просто нарисовал картину, не придавая особого значения деталям. Ну, вот сочетание цветов ему понравилось — ярко-жёлтое яблоко контрастирует с красным яйцом, прозрачный стакан отражает тёмно-зелёный фон. Это же всего лишь натюрморт!
— Всего лишь? Петров-Водкин называл жанр натюрморта «острейшей беседой живописца с натурой». И работа, которую мы видим перед собой, определенно говорящая. Яблоко, например, напоминает историю грехопадения Адама и Евы — ведь именно этот фрукт часто символизирует запретный плод с райского древа познания добра и зла.
— Что, и стакан о чём-то говорит?
— О, стакан на этюдах Кузьмы Петрова-Водкина — неизменная примета послереволюционного быта. Я видел одну его работу в частной коллекции, где гранёный сосуд, полюбившийся хозяевам новой жизни, красуется поверх полустёртых затушёванных изящных бокалов — барских, дворянских.
— Новое время — новая посуда?
— Новые нравы, новая эстетика. Даже, если хочешь, новая религия — вера в особую миссию пролетариата. Стакан стал таким же её атрибутом, как красная косынка или куртка-кожанка.
— А Кузьма Петров-Водкин тоже эту веру исповедовал?
— Может быть, в какой-то момент. Февральскую революцию 1917 года он встретил восторженно, через месяц после неё писал матери: «Чудесная жизнь ожидает нашу родину, жалкие клоповники-деревни зацветут садами и любовью к труду». А после октябрьского переворота настроение художника изменилось, поздравляя маму в письме с новым 1918 годом, он желал, «чтоб кончилось безделье, хулиганство и болтовня на земле русской» и рассуждал о том, что «творить судьбу страны можно только миром, а не насилием, не штыками, не тюрьмами». И позднее скорбел, как трудно и болезненно проходит Россия свой жизненный путь.
— А в Бога Петров-Водкин верил?
— Верил, да. О его вере свидетельствует такой, например, факт. В 1922 году, в разгар безбожия, он пригласил священника домой, чтобы совершить таинство крещения новорождённой дочери Елены. И писал матери о появлении новой христианки.
— Если так, то и крашеное пасхальное яйцо не могло быть случайной деталью в «Натюрморте на зелёном фоне».
— Конечно! Эта картина Кузьмы Петрова Водкина — как зашифрованное послание «Христос Воскресе!». Оно возвещает, что даже в падшем мире, охваченном новой безумной идеологией, есть место радости о Боге, победившем смерть.
«Картину Кузьмы Петрова-Водкина „Натюрморт на зелёном фоне“ можно увидеть в Севастопольском художественном музее имени Михаила Крошицкого».
Центр социальной реабилитации «Турмалин» даёт работу людям с инвалидностью
Фёдору — 32 года, и у него множественные нарушения развития. Мужчина с трудом ходит, быстро утомляется и не может долго удерживать внимание. При этом Федя — интересный собеседник. Мужчина много читает и с удовольствием рассказывает другим о том, что узнал.
На протяжении 7 лет Фёдор посещает московский центр социальной реабилитации «Турмалин», где помогают взрослым с ментальными нарушениями. Здесь люди с различными нарушениями при поддержке педагогов и волонтёров развивают навыки самостоятельной жизни, посещают занятия в творческих мастерских и не только. Федя, например, создаёт восковые свечи, которые потом реализуют на благотворительных ярмарках. Сейчас в мастерской кипит активная деятельность, Федя изготавливает красные свечи — к Пасхе. Работа с воском для него непростая, требует полной концентрации сил — и физических, и моральных, но зато он всегда видит результат своего труда, что очень важно.
Помимо свечей люди с особенностями развития создают в мастерских изделия из керамики, дерева, стекла и шерсти, варят мыло. Они проводят в центре «Турмалин» почти весь день. Для них организуют не только трудовые и творческие занятия, но и кормят вкусными обедами, устраивают праздники, чаепития. Здесь особенные люди чувствуют себя в безопасности, они востребованы, у них есть друзья и любимое дело.
Всю помощь в центре социальной реабилитации подопечные получают бесплатно. Поэтому проекту важна поддержка, в первую очередь, финансовая. Но помогать можно не только деньгами, но и делами. Например, стать волонтёром и сопровождать особенных людей во время занятий. Узнать больше можно на сайте центра: turmaline.ru
Поддержать сбор на обеды для особенных людей: https://turmaline.ru/sbor2024/
Информация для волонтёров: https://turmaline.ru/volunteer/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Колочская икона Божией Матери
Колочская икона Божией Матери относится к иконописному типу Одигитрия, что переводится с греческого как Путеводительница. На изображении Богородица левой рукой удерживает Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Пречистая Дева с нежностью и любовью склонилась над Сыном. Зная из пророчеств о грядущих страданиях Иисуса, Она хочет разделить Его боль.
Колочский образ был явлен в начале пятнадцатого века в окрестностях деревеньки Колоцкое, в двадцати верстах от подмосковного города Можайска. Обстоятельства обретения святыни описаны в древней Степенной книге, литературном памятнике шестнадцатого столетия. Икону Богородицы нашёл на берегу речки Колочи крестьянин по имени Лука. Он принёс находку домой. И в тот же день по молитвам перед Явленным образом исцелился родственник крестьянина, много лет тяжело болевший.
Слава о святыне распространилась по всему Можайскому княжеству. В дом Луки потекли богомольцы. Верующие молились Божией Матери, и Она щедро изливала на них Свою милость. В благодарность люди оставляли у иконы пожертвования. На эти деньги Лука построил в родной деревне церковь в честь Успения Божией Матери. Чуть позже он основал при этом храме монастырь.
В 1545 году на Соборе, который созвал Московский митрополит Макарий, было установлено празднование Колочской иконы 22 июля. В Успенском монастыре появилась традиция совершать в этот день крестный ход со святыней к источнику, который забил на месте обретения чудотворного образа. Благочестивый обычай прервался лишь после революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, засыпали родник, Колочская икона была утрачена.
В 1993 году Успенский монастырь возродился, на этот раз как женский. Насельницы получили драгоценный подарок — древний список Колочской иконы Божией Матери, прежде хранившийся в Ильинской церкви города Можайска. С этой реликвией ежегодно 22 июля совершается крестный ход к целебному источнику. Сёстры расчистили родник на том самом месте, где в пятнадцатом веке крестьянин Лука нашёл первообраз Колочской святыни.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Кипрская икона Божией Матери
Кипрская икона Божией Матери написана по иконографическому типу Одигитрия. Пресвятая Богородица держит Младенца Христа и указывает на Него, как на истинный Путь спасения. По правую и левую руку от Пречистой Девы изображены архангелы Михаил и Гавриил в молитвенном предстоянии.
По преданию, этот образ был обретён в 392 году на острове Кипр, неподалёку от места захоронения праведного Лазаря. Святой жил в евангельские времена и был другом и последователем Иисуса Христа. Лазарь дважды проходил вратами смерти. В первый раз он умер совсем молодым у себя на родине, в иудейском селении Вифания, неподалёку от Иерусалима. И был воскрешён Спасителем! После этого праведник прожил ещё тридцать лет, стал первым епископом на острове Кипр. Здесь его навещала Пресвятая Богородица. Древнее предание не сохранило обстоятельств обретения Кипрского образа Божией Матери, но подчеркнуло его связь с местом служения праведного Лазаря.
В шестом столетии в честь Кипрской иконы на острове решили возвести церковь. Строители заложили фундамент, но он чудесным образом оказался перенесён на новое место. За одну ночь над ним выросли стены. Благодаря этому знамению храм получил название Панагия Ангелоктисти, что в переводе с греческого означает церковь Богородицы, созданная ангелами. В алтаре выполнили копию Кипрской иконы в технике мозаики. Сам образ поместили на воротах перед входом в храм.
В седьмом веке надвратная святыня пострадала от рук араба-мусульманина. Кипр в то время был совместной территорией Византийской империи и Арабского халифата. Иноверец, проезжая мимо храма Панагии Ангелоктисти, пустил стрелу в икону. Орудие пронзило колено Божией Матери, и из раны хлынула кровь! Кипрскую икону стали почитать чудотворной.
К сожалению, святыня не сохранилась до наших дней. Арабы разрушили церковь, созданную ангелами, икона была утрачена. Но уцелела алтарная стена храма Панагии Ангелоктисти с мозаичным образом Божией Матери. В одиннадцатом веке на руинах восстановили церковь. Она находится в деревне Кити на юго-восточном побережье Кипра, неподалёку от города Ларнака. Древнее изображение Небесной Заступницы можно увидеть в храме Панагии Ангелоктисти во время богослужения, когда открыты Царские врата алтаря.
Помолиться перед чудотворными списками Кипрской иконы Божией Матери можно и в России. Чтимые образы хранятся в Успенском соборе Московского Кремля, храме святителя Николая в Голутвине, в Успенском храме подмосковного села Стромынь.
Все выпуски программы Небесная Заступница