Уж и не припомню, с каких времён накрепко засело в моей памяти маленькое, таинственное стихотворение под названием «Рублёв. XV век»:
Поэт ходил ногами по земле,
а головою прикасался к небу.
Была душа поэта словно полдень,
и все лицо заполнили глаза.
Эти стихи написала поэтесса Ксения Некрасова, чье имя совпадает с именем православной святой, а фамилия – с поэтом-дворянином, сострадавшем русской простонародной жизни. И это не литературное её имя, но – подлинное.
Ксения Александровна Некрасова родилась в самом начале 1912 года, в старинном селе Пермской губернии под названием Ирбитские Вершины. Невыносимо трудно и очень счастливо прожила она на земле сорок шесть лет и тихо, незаметно ушла, – оставив в удивление современникам и потомкам свою родниковую, свободную от рифм и канонов поэзию. А ещё – непосредственную память о себе – живой. О такой, каких на Руси именовали «не от мира сего». Но только такие поэты, вероятно, и могли говорить на подобном языке:
О мысль моя
Взглянувшая
В затылок человека
В соборе черепа
Молилась ты
Когда средь опаленной мглы
Задымленная живопись добра
Зазолотилась вновь
Небесными чертами
Ты мысль моя
У белого листа
Свидетельницей стань.
Ксения Некрасова, 1944-й год. Из цикла «Стихотворения о творчестве»
Фотография: сидит на пригорке крупная женщина с простым, чуть не сказал, грубоватым лицом. Платье – не платье, пальто – не пальто. И что-то вроде полотенца на шее – не то платок, не то шарф.
Её портреты писали Глазунов и Фальк, посвящали стихи Слуцкий, Евтушенко, автор «Хорошей девочки Лиды» – Ярослав Смеляков:
…Жизнь ее, в общем, сложилась не очень удачно:
пренебреженье, насмешечки, даже хула.
Знаю я только, что где-то на станции дачной,
вечно без денег, она всухомятку жила.На электричке в столицу она приезжала
с пачечкой новых, наивных до прелести строк.
Редко когда в озабоченных наших журналах
вдруг появлялся какой-нибудь Ксенин стишок…
«Вопреки устоявшемуся мнению, Некрасова вовсе не была наивной дурочкой, сочиняющей по наитию, – писала исследовательница некрасовской поэзии Евгения Коробкова. – Полностью осознавая свою принадлежность к поэзии, Ксения очень строго относилась к творчеству и выработала свои правила письма, которым свято следовала. Прежде всего, активно работала над сокращением стиха. Собственно, процесс этой работы и отразился в одной из некрасовских миниатюр.
Я завершила мысль,
вместив ее в три слова.
Слова, как лепестки ощипанных ромашек,
трепещут на столе…»
Чудесно сказал о ней в тюменском фильме Анатолия Омельчука писатель и журналист, свердловский земляк Некрасовой – Дмитрий Шеваров: «…Здесь каждый образ – это знак, это отдельный космос. Русским людям она была явлена как надежда на свет и радость, на тепло. И хотя была неустроенным человеком, она, как улитка, несла свой дом на себе, и этим домом были её стихи. Если мы будем “как дети”, мы поймём Ксению Некрасову…»
…Закончу, друзья, финалом из её «Русского дня»:
Храните Родину мою!
Её берёз не забывайте,
ее снегов не покидайте.
Косовская битва

«Встала рано девица косовка,
И пошла она Косовским полем;
Посреди побоища проходит,
Славного побоища царёва,
Витязей оглядывает мёртвых,
А кого найдёт ещё живого —
Чистою водой его умоет».
Эти строки известной сербской народной песни рассказывают об одной из страниц истории Сербии — Косовской битве. Она произошла спустя 9 лет после того, как московский князь Дмитрий Донской победил монгольскую армию на Куликовом поле в 1380 году. В это же время православный сербский народ тоже боролся за свою свободу, только с османами.
Ещё в середине XIV века турецкие войска пересекли пролив Дарданеллы и двинулись к центру Балканского полуострова. Во главе Османской империи тогда стоял султан Мурад I, желавший расширить границы своего государства и распространить ислам. Чтобы продвинуться к странам Европы, ему нужно было покорить сербские княжества. Когда-то на их месте располагалось могучее Сербское царство, но после смерти царя Стефана Душана оно распалось на небольшие княжества со своими правителями.
В 1389 году войска Мурада подошли к местности Косово. Один из сербских князей — Лазарь Хребелянович собрал объединённое сербское и боснийское войско, чтобы дать отпор противнику. По преданию, в ночь перед битвой Лазарю явился ангел и предложил выбор между двумя царствами: земным и Небесным. При выборе царства земного сербы смогли бы одержать победу и получить дальнейшее процветание княжеств, но лишь до смерти князя Лазаря. При выборе другого варианта его народ должен был проиграть битву, но сохранить православную веру и войти в Царствие Небесное. Лазарь выбрал царство, над которым не властно время.
15 июня в день памяти святого Вита на Косовом поле сошлась армия османов и славянское войско. Битва была ожесточённой и кровопролитной. Несмотря на превосходство противника, сербы долго сражались на равных. В ходе сражения султан Мурад I был убит. У историков нет единого мнения об имени героя, совершившего этот поступок. Национальный сербский эпос приписывает подвиг молодому воину — Милошу Обличу. По легенде, притворившись, что сдаётся в плен, он напал на султана и лишил его жизни. Сам герой легенды сразу же был убит.
В ходе битвы на Косовом поле князь Лазарь попал в плен и был казнён, а его войска понесли тяжёлый урон и больше не могли сопротивляться врагу. Народ Сербии оказался покорён османами и на долгие пять столетий утратил свою государственность. В знак уважения к сербскому правителю, турки отдали его тело сербам, которые с почестями похоронили Лазаря, а спустя несколько лет обрели его нетленные мощи. Тогда же князь, известный при жизни делами благочестия, был причислен к лику святых. Память о Косовской битве легла в основу многочисленных песен, картин и литературных произведений.
Только в XIX веке Сербия обрела независимость от османского ига. Именно в этот период память о Косовской битве стала одним из главных факторов формирования идеи национального единства. Сербы воспринимали Косово поле как символ народной силы духа. И до сих пор они особо почитают день Косовской битвы. 28 июня празднуется главный национальный праздник Сербии — Видовдан. В этот день сербы идут на богослужение и вспоминают о выборе святого князя Лазаря.
Все выпуски программы Открываем историю
Геленджик. Собор Вознесения Господня

Современный курорт Геленджик был когда-то небольшой крепостью — береговым укреплением Русского Черноморского флота на Северном Кавказе. Прежде османский, Геленджик стал русским в 1829 году — после окончания Русско-Турецкой войны, по Адрианопольскому мирному договору. Одной из первых русских построек на территории крепости стал православный храм Вознесения Господня.
Деревянный, с небольшой колокольней, он вмещал всех, тогда ещё немногочисленных обитателей крепости, в основном — военных. По сохранившимся документам, в штате храма числился один иеромонах и два его помощника. Так продолжалось вплоть до начала Крымской войны. В 1854-м году союзники Турции — Британия и Франция — блокировали своим флотом Черноморское побережье России и Северокавказские береговые укрепления оказались под угрозой вражеского захвата. Тогда российское военное командование отдало приказ покинуть укрепления, предварительно уничтожив в них все сооружения. Постигла эта участь и Геленджикскую крепость. Деревянная церковь Вознесения Господня сгорела вместе с остальными крепостными строениями.
Русские вернулись в Геленджик через десять лет. В центре поселения, на главной площади, вновь отстроили деревянный Вознесенский храм. Церковь, приписанная к Кавказской епархии, простояла там до начала ХХ века. В 1904-м жители и гости стремительно разросшегося Геленджика обратились к Черноморскому губернатору с просьбой построить большой каменный храм. Старый, деревянный уже попросту не вмещал всех верующих.
Через год работа закипела. На глазах горожан поднимались стены будущего собора, сделанные из кирпича и дикого камня. Через четыре года, накануне праздника Вознесения Господня, епископ Сухумский и Черноморский Димитрий освятил новый собор — белоснежный, пятиглавый, в русско-византийском стиле, с тонкой фасадной узорчатой лепниной, трёхъярусной колокольней и золотыми шлемовидными куполами. Храм оставался действующим всю первую треть ХХ века. В 1932-м советские власти постановили закрыть Вознесенский собор Геленджика. Его настоятелем тогда был священник Дмитрий Легейдо, ныне причисленный к сонму новомучеников и исповедников Российских. Храм опечатали, а отца Дмитрия арестовали и вскоре расстреляли. В годы Великой Отечественной войны храм вернули верующим, но ненадолго. В 1950-м его вновь закрыли и он пришёл в запустение — разрушились отделка фасада и внутренняя роспись.
В 1991-м году началась новая страница в истории геленджикского Вознесенского собора — храм вернули верующим. После серьёзной реставрации он вновь открыл свои двери для прихожан. Теперь фасад собора украшают великолепные мозаики, а сам он, словно белоснежный корабль, возвышается на фоне гор и моря. В 2013-м году Вознесенский собор Геленджика получил статус кафедрального, став одним из главных храмов Новороссийской епархии.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Псалом 91. Богослужебные чтения

Людям свойственно начать ценить что-либо тогда, когда они что-то теряют. Или оказываются перед угрозой потери. Вот и древние иудеи начинали ценить мирное время, когда на их землю приходила война. И тогда они вспоминали о Боге, о благочестии и просили от всего сердца о возвращении мирного времени. Таким настроением проникнут псалом 91-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 91.
2 Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний,
3 возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,
4 на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях.
5 Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих.
6 Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!
7 Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того.
8 Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки,
9 Ты, Господи, высок во веки!
10 Ибо вот, враги Твои, Господи, — вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие;
11 а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащён свежим елеем;
12 и око моё смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях.
13 Праведник цветёт, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.
14 Насаждённые в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего;
15 они и в старости плодовиты, сочны и свежи,
16 чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нём.
Прозвучавший псалом не имеет надписания, то есть указания авторства. Но, скорее всего, он был написан не Давидом и не Соломоном, а значительно позже. Написан царём Езекией или его придворным поэтом после того, как немногочисленное войско древних иудеев победило значительно более могущественного противника, почти уже осадившего Иерусалим. Случившееся иначе как чудом назвать было просто нельзя.
И составитель псалма обращает к Богу слова искренней благодарности, восхищается могуществом Господним, а ещё призывает всех людей славить Творца вместе с собой. Мы слышим такие слова: «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!» Конечно, мы имеем дело с ветхозаветным религиозным мышлением, которому была свойственна некоторая приземлённость. Но радость о спасении, которую чувствует автор псалма, не может не вдохновлять.
Псалмопевец торжествует — наступила победа, все опасности преодолены. И всё благодаря Богу, о Котором он восхищённо пишет: «Ты, Господи, высок во веки! Ибо вот, враги Твои, Господи, — вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие». Безусловно, автор псалма радуется тому, что плодами победы Господь даёт воспользоваться тем, кто Ему верен. И эта верность позволяет не бояться неприятелей, помогает не страшиться наступающего дня. Или как читаем мы в псалме: «я умащён свежим елеем; и око моё смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях».
Прозвучавший псалом имеет и пророческий характер. Образ праведника, о котором мы слышим, имеет отношение не только к ветхозаветным евреям, но и к грядущему Мессии. Спаситель, обещанный пророками, победит не земных врагов, но более страшного неприятеля — саму смерть. Христос воскрес из мёртвых не Себя ради, а ради нас. И этой победой Он с нами щедро делится. Не будем же отвергать этот поразительный дар. Будем Богу верны и в слове, и в деле, и каждый день нашей жизни, чтобы стать нам истинными свидетелями правды Господней, которая приносит настоящую радость бытия. Радость, способную насытить и самого человека, стремящегося жить по воле Божией, и тех, кто находится рядом с ним.