Так случилось, что у меня две профессии — я и писатель, и художник. Но свой дар я воспринимаю не как собственность, а именно как дар, от Бога. А потому чувствую себя в ответе за него. Так что всеми силами стараюсь делать своё дело хорошо. Чтобы искусство моё радовало людей.
Недавно задумалась я, что помогает делу, а что мешает? И поняла, что главный враг моего дела — страх. Страх неудачи, ошибки, промаха. Но если я верю в Божий замысел, значит, и неудача, и промах — часть замысла.
Все наши спотыкания, петляния, падения — суть важнейшая часть пути. Ну, представьте вы свою жизнь без них — такая идеальная прямая к цели? Глупо как-то выглядит. И, почему-то, не красиво даже.
Расскажу вам случай, как я однажды полностью доверилась Божьему замыслу, и что из этого вышло.
В тот год умер мой папа. И я всем нутром проживала его путь: приход в этот мир, жизнь, смерть. А моя галерея как раз затеяла проект о времени. И во мне родился порыв. Я стала писать триптих «Колесо времени» — огромную доску длинной в семь метров. О жизни и смерти. Когда процесс написания был на середине, галеристы, увидев масштаб произведения, отказались меня выставлять. Они не верили, что продадут такую большую картину.
Я вернулась в мастерскую в слезах. Это был не промах, это был провал. Кому нужна такая штука? Где я её выставлю? Кто её возьмёт? Я сидела перед огромной работой, глядела. Мне так хотелось донести это до людей...
И вдруг ясно почувствовала, что делаю то, что должно. Я не знаю ответов, но я должна встать и работать. Потому что не я это придумала, а мне это дали. Значит, это путь. Надо идти. Следующие шесть месяцев я писала работу. В никуда, на доверии Божьему Замыслу. На долгом дыхании. А потом случилось вот что.
Обессиленная, я поехала в Италию. И захватила с собой, в числе прочих, фото этой, недоделанной ещё, работы. Случайно её увидел один коллекционер русского искусства. И увлёкся, и сказал, чтобы заканчивала, что он её хочет приобрести, чтобы подарить музею.
Потом действительно приехал в Россию, и выставил работу в Манеже, чтобы русские зрители увидели. После работу увезли в Милан, в дар музею. Самое интересное, что коллекционер этот был покупателем в той самой галерее, и присутствовал на той самой выставке, куда меня не взяли.
А Господь иначе распорядился. У Него был свой замысел. Благодаря этому чудесному замыслу мою работу увидели люди и в России, и в Италии. Мы еще много лет дружили с тем коллекционером, делали выставки.
Но даже не это самое главное. А главное вот что: благодаря тому человеку я познакомилась со своим будущим мужем. То есть, вся моя сегодняшняя жизнь, семья моя — всё это результат моего сидения перед, казалось бы, никому не нужной работой. Результат того мучительного раздумья, в безнадёжной попытке понять замысел своим умом. И результат шага — в полное доверие неведомому Замыслу.
А ведь по житейскому сюжету тогда был полный провал. Падение. Так казалось человеку. А Бог затеял иное. То, что мне оттуда не было видно.
Что-то сокровенное происходит на кривых тропах нашей жизни. Нужное для роста души, для веса того, что мы сделаем в результате.
И я очень хочу научиться не только не бояться ошибок, падений, но воспринимать их как важную часть урока, как Божью помощь.
Бог помогает нам удачами, но и неудачи наши, с Божьей помощью, ведут к исполнению Замысла Господа о нас.
Иногда, как в моей истории, случившееся — вовсе не провал, а часть пути к будущей удаче. И нужно просто довериться Богу. Просто стараться. А Он уж пусть управит, как должно.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 82 зач., II, 14-29.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Помню, как во время прохождения практики в школе одна из моих однокурсниц заговорила на уроке о жертвенной любви к ближнему как о христианской ценности, после этого преподаватель сказала ей, что так говорить нельзя, потому что это ценность общечеловеческая. Позже, обсуждая её реплику, мы ещё долго спорили с преподавателем, о том, что вообще такое общечеловеческие ценности и существуют ли они на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из второй главы послания апостола Павла к римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Говоря совсем просто, ценность — это нечто значимое и важное для человека. В этом смысле общечеловеческие ценности, конечно, существуют. Разве кто-нибудь будет спорить, что для абсолютного большинства людей на земле жизнь лучше смерти, спокойствие лучше тревоги, а достаток лучше бедности? Кажется, что всё очевидно. Так же, как очевидно, что, например, во все времена и во всех племенах воспитание детей было значимой частью жизни общества... Вроде бы всё так. Но уже здесь можно начинать задавать вопросы. Каких детей? Плод в утробе матери ребёнок или нет? Больной или слабый ребенок достоин пропитания и воспитания или нет? А ребёнок, от которого отказались родители? И вот оказывается, что разные культуры давали разные ответы на эти, казалось бы, очевидные, вопросы. Причём не только давали, но и дают сейчас. И можно не вспоминать жестокости Спарты, достаточно задуматься о нас самих. О том, что мы сами много говорим о ценности детской жизни, но на самом деле не так уж ценим её в действительности.
В итоге серьёзный разговор об общечеловеческих ценностях приводит к следующему: либо человек легкомысленно объявляет общечеловеческими ценностями те, которые кажутся общими именно ему, и он просто не задумывается о реальном положении дел в разных культурах. Либо он подразумевает под общечеловеческими ценностями нечто настолько общее, что предметный разговор об этом оказывается невозможен.
Но что же в таком случае имеет в виду апостол Павел, когда говорит, что даже язычники могут найти в своих сердцах закон, подобный закону Божьему?
Ответ довольно очевиден. Люди сотворены по образу Бога-Троицы, Бога, Который есть любовь. Где бы мы ни жили и в какой бы культуре ни воспитывались, закон нашей природы влечёт нас к тому, чтобы увидеть в другом человеке ценность, увидеть в нём того, кого мы призваны любить. Конечно, культура и конкретные обстоятельства могут значительно повлиять на наше стремление любить другого. Люди могут пренебрегать собственными детьми, могут расчеловечивать врагов, но в глубине души их совесть всё равно будет свидетельствовать о том, что в ненависти и пренебрежении правды быть не может и что важнее всего в мире любовь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Учебники для школ Луганской Народной Республики
Образовательно-просветительский проект «Клевер Лаборатория» поддерживает учителей из Луганской Народной Республики. В местных школах они преподают «Основы православной культуры» и стараются вложить в ребят всё самое доброе. Но порой учителям не хватает знаний, связанных с предметом. Именно поэтому «Клевер Лаборатория» совместно с Русской Православной Церковью проводит для них онлайн обучение и делится ценными материалами, которых в интернете не найти.
В Республике проблемы со связью, и чтобы пообщаться с экспертами, учителя специально приезжают в те места, где есть хороший сигнал. Настолько им важна поддержка.
Педагог Елена Мальцева рассказывает:
«Мы своими силами восполняем те пробелы и потребности в материалах, которые есть. Разрабатываем пособия, рабочие тетради, что крайне сложно. Поэтому рады любой помощи. Кончено, для того чтобы полноценно преподавать «Основы православной культуры», нужны учебники, которые можно раздать каждому ученику. Но у школ просто нет возможности их приобрести. Сейчас важно закрыть потребности по основным предметам, а ОПК, к сожалению, в этот список не попадает».
Проект «Клевер Лаборатория» решил прийти учителям на подмогу. Он закупит учебники по «Основам православной культуры» для школ Северодонецка, Рубежного, Лисичанска, а также для школ из других городов и сёл Луганской Народной Республики. А ещё пополнит местные библиотеки русской классической литературой, которой там практически нет.
Если вы тоже хотите поддержать учителей и детей из Луганской Народной Республики, присоединяйтесь к важной инициативе. Переходите на сайт проекта lnr.clever-lab.pro и сделайте любой благотворительный взнос.
«Основы православной культуры». Любовь Павличенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была педагог дополнительного образования школы № 1231 имени Поленова Любовь Павличенко.
Мы говорили о преподавании Основ православной культуры в школах и как с современными детьми интересно и доступно говорить о христианстве.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева.
Все выпуски программы Светлый вечер