«Крестный ход с частицами мощей святого благоверного князя Александра Невского». Антон Голик - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Крестный ход с частицами мощей святого благоверного князя Александра Невского». Антон Голик

* Поделиться

У нас в гостях был член организационного комитета перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского Антон Голик.

Разговор шел о масштабном крестном ходе с частицами мощей святого благоверного князя Александра Невского.

Ведущий: Алексей Пичугин


А. Пичугин

— Друзья, здравствуйте, это «Светлый вечер» на светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин, я рад вас приветствовать. И сегодня мы будем говорить об одном из мероприятий, которое приурочено к памятной дате, которую мы отмечаем весь этот год. Напомню что год у нас юбилейный — 800 лет со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, ярчайшего персонажа в истории России, человека, во многом, наверное, благодаря которому наша страна получила когда-то, в XIII веке, определенный вектор развития, которому долго следовала. И, наверное, все что у нас сейчас происходит, и наша современность, это тоже определялось в том числе и тогда, в XIII веке, во времена правления Александра Невского. Я с удовольствием представляю нашего гостя — ближайший час здесь с нами и с вами проведет Антон Голик, член организационного комитета принесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Антон, добрый вечер.

А. Голик

— Добрый вечер, Алексей. Добрый вечер, радиослушатели.

А. Пичугин

— Ну и я сказал, что Антон член организационного комитета, соответственно, будем мы говорить о событии, событие это начинается буквально на днях. Сегодня пятница, 11-е, ну значит, уже завтра, 12 июня, в День России, начнется очень интересное мероприятие, связанное с путешествием мощей Александра Невского по России. Все верно?

А. Голик

— Да, все так, завтра.

А. Пичугин

— Теперь подробности.

А. Голик

— Да, конечно. Завтра, 12 июня, утром в четырех разных местах России начинаются четыре крестных хода, которые пройдут по всей России. Первое место начала — это храм Христа Спасителя — торжественные проводы, скажем так, мощей возглавит Святейший Патриарх Кирилл. Второе место — это Вознесенская Давидова пустынь, Чеховского района Московской области, где богослужение, Божественную литургию и молебен возглавит архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий. В Ростове-на-Дону мероприятие будет возглавлять митрополит Меркурий и в Екатеринбурге — владыка Евгений. Мы после этого начинаем, все четыре ковчега, которые отправятся в этот день, пойдут в разные точки. В целом география проекта такая, что самая северная точка — это Шлиссельбург под Петербургом, куда в 1723 году были доставлены мощи при перенесении из Владимира. Потом самая южная точка — это Владикавказ, самая восточная — Южно-Сахалинск и самая западная — это территории Белоруссии.

А. Пичугин

— А начинаться будут крестные ходы, соответственно, по географическим направлениям. Из Москвы — вот у меня здесь расписание открыто, из Москвы это север и северо-запад. Из Давидовой пустыни в Подмосковье, из-под Чехова —это юго-запад и запад. И, соответственно, из Ростова — на юг.

А. Голик

— Да, все так. И восточный крестный ход, который стартует из Екатеринбурга, он, в принципе, затронет самые крупные города, которые...

А. Пичугин

— Да, восток.

А. Голик

— Находятся у нас на востоке — это и Сибирь, и Дальний Восток.

А. Пичугин

— А для чего это нужно?

А. Голик

— Мне кажется, что самое главное, это, во-первых, определенный праздник для людей. Потому что не у всех есть возможность поклониться святыне. Особенно нас просили принести мощи на Дальний Восток, в Сибирь. Мы несколько раз были там в рамках предыдущих принесений мощей нашим фондом, когда приносили мощи...

А. Пичугин

— А ваш фонд, простите, мы не назвали.

А. Голик

— Да, простите, Благотворительный фонд равноапостольного князя Владимира. В 2015 году мы организовывали принесение десницы Георгия Победоносца и в 2018 году также ковчега с мощами Спиридона Тримифунтского. Порядка 26 городов было в 2015 году у нас при принесении. Самой восточной точкой был Екатеринбург, в принципе, вот я там был и своими глазами видел, и очень многие верующие действительно подходили и говорили, что это большая редкость для них — принесение мощей, когда оно доходит вообще к ним, и у них появляется такая возможность. Очень многие просят поэтому приносить как можно восточнее святыни. В 2018 году мы долетели до Кемерова. Там, в принципе, эта вся история тоже повторилась. Потому что людям не хватает святынь, там их меньше, чисто по историческим причинам. Потому что у нас в Москве святыни, скажем так, хранятся и копятся всю историю Руси, в Москве, с начала ее основания. А на востоке это более поздние города, где православие позже приходило и так далее, поэтому, конечно, у них есть определенная нехватка.

А. Пичугин

— А как проходит сам крестный ход? Я так понимаю, что это не шествие большого количества людей по дорогам с мощами, с ковчегом, а это переезд из города в город на автомобиле, но это, наверное, как-то тоже будет оформлено?

А. Голик

— Ну в целом в данном случае название «крестный ход» больше такое, метафорическое. В целом это просто принесение святынь, как оно бывает обычно. У нас три маршрута автомобильных — это, соответственно, те, которые пройдут по Центральному федеральному округу, Южному, Северо-Кавказскому. Восточный крестный ход — это мы будем, соответственно, между городами перемещаться самолетом.

А. Пичугин

— Ну и достаточно логично, потому что расстояния гораздо больше. Если тут Москва, Переславль, Ростов — это между ними там 120, 50 — Ярославль — еще 50, а там порой тысячи километров.

А. Голик

— Ну вот насколько я помню, Иркутск — Хабаровск, там перелет составляет 2100 или 2200 километров.

А. Пичугин

— И это в соседние города.

А. Голик

— Да, это соседние города. И если мне не изменяет память, то 17500 километров весь маршрут у нас там составит перелетов.

А. Пичугин

— А кто будет участвовать? Вот возьмем, пример: из Москвы в Переславль.

А. Голик

— Есть делегация, которая сопровождает святыню, во главе с хранителем мощей, человеком, который отвечает за безопасность, сохранность мощей. И эта делегация перемещается, соответственно, в следующий город, там...

А. Пичугин

— А кто это, священнослужители?

А. Голик

— Священнослужители возглавляют делегацию, помимо прочего там есть охрана, водитель, ну и так далее — то есть, в общем, как бы некий технический персонал, скажем так. И мощи перемещаются в следующий город, там встречают — по-моему, у нас везде подтвердилось, что это будут правящие архиереи.

А. Пичугин

— Ну а у вас не все города, я смотрю, кафедральные. Если Переславль-Залесский это кафедра нашего дорогого епископа владыки Феоктиста, который очень много с нами работает на радио «Вера» и сотрудничает, постоянно приходит в разные программы, ведет свои, то Ростов, например, это не кафедральный город, это второй город, ну вернее это кафедральный, но это второй город Ярославской епархии.

А. Голик

— Ну я думаю, что здесь тогда можно говорить...

А. Пичугин

— Талдом, Клин, Окатово — это тоже не кафедральные города.

А. Голик

— Ели мы говорим про исторический крестный ход, то он составлялся примерно таким образом, что мы сначала выбрали какие-то города, которые связаны с жизнью князя...

А. Пичугин

— А как вы их выбирали? Ну вот я смотрю список, это важно, мне кажется. Талдом, Окатово, Выдропужск...

А. Голик

— Вот, скажем так, первую часть составляют города, связанные с жизнью князя.

А. Пичугин

— Ну Переславль-Залесский — это место его рождения.

А. Голик

— Да. Поэтому мы сразу едем туда, потому что вообще тоже тема для разговора — день рождения великого князя. Потому что по версии историка Татищева, которая была основной, по-моему, до середины прошлого века, день рождения князя как раз 12 июня. И мы, собственно, одна из причин, почему мы начинаем...

А. Пичугин

— Там достаточно сложно. Татищев опирался на летописные источники, которые до нас, к сожалению, не дошли. Но это не так важно, поскольку мы и Рождество Христово отмечаем 7 января достаточно символически, поскольку точной даты никто не может сказать. Здесь, наверное, важно само событие. И вот что будет происходить в каждом городе, куда будут приезжать мощи?

А. Голик

— Там будут различные мероприятия. Мы запрашивали у епархий эту информацию: где-то будут какие-то конференции, чтения, концерты, приуроченные к принесению мощей. Как минимум, в каждом городе будет богослужение — несколько раз в сутки, в зависимости там от епархии, будут служиться молебны с акафистами. И соответственно, все верующие смогут прийти помолиться, приложиться к мощам, поклониться святыне.

А. Пичугин

— А можете вспомнить какие-то наиболее значимые мероприятия в городах, которые здесь обозначены? Список городов огромный, это не только даже города, это поселки и такие небольшие совсем городки. Я понимаю, что вы сейчас, конечно, не сможете вспомнить все, что будет происходить там — и в Гродно, и в Бресте, и в Ялте, и в Ростове, и в Выдропужске, и в Старой Ладоге, но вот что-то такое наиболее значимое, наиболее яркое.

А. Голик

— Давайте я все-таки, прошу прощения, объясню по поводу маленьких городов, которые в первом крестном ходе присутствуют. Вот весь путь, который идет от Владимира до Шлиссельбурга, это исторический путь, согласно справкам, как шли мощи в 1723 году.

А. Пичугин

— Давайте напомним, что тогда было.

А. Голик

— Тогда по указу Петра I рака с мощами Александра Невского была перенесена в Санкт-Петербург.

А. Пичугин

— Из Владимира, из Успенского собора. Если вы сейчас приедете во Владимир, обязательно посетите Успенский собор, посмотрите на фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, и увидите раку с мощами Александра Невского. Там частицы мощей находятся, но в 1723 году действительно из Владимира мощи были перенесены в Петербург. И как устанавливалась география их перемещения в 1723 году?

А. Голик

— Мы запросили некоторое количество исторических справок.

А. Пичугин

— 300 лет назад ровно, кстати, без двух лет.

А. Голик

— Да. Мы запросили исторические справки, по ним составили маршрут. Но в некоторых случаях, скажем так, основные опорные, что называется, населенные пункты, они куда-то переехали. То есть, например, в Выдропужске Тверской области, там благочиние, как бы центр благочиния находится в поселке, который находится в десяти километрах от Выдропужска. Потому что там проходит железная дорога, и понятно, что исторически сложилось, что удобнее было туда перенести центр.

А. Пичугин

— Тверская область интересное очень место.

А. Голик

— Да. Ну вот нас там еще некоторое количество городов, которые вот прямо, что называется, по летописи, где были мощи и куда, вот как они переносились. В Новгородской области — ну там мы, конечно, не сможем полностью повторить тот путь, потому что он был в том числе водным. После определенного количества совещаний решили все-таки не рисковать и на машине также продолжить.

А. Пичугин

— А удобно ведь: с XVIII века система Мариинская первоначальная, там сильно измененная в XX веке уже, Волгобалтом, позволяет совершенно беспрепятственно там по территории нескольких областей в сторону Петербурга путешествовать на теплоходах. И, соответственно, тоже был бы, наверное, очень интересный вариант, когда небольшие пристани, небольшие населенные пункты, где можно приставать на теплоходе, служить молебны.

А. Голик

— Ну вот если мы берем крупные населенные пункты, то из Великого Новгорода исторически крестный ход, который был в 1723 году — в Великом Новгороде сели на корабли и после этого поплыли, получается, по Ладоге в сторону Новой, Старой Ладоги, и по дороге там тоже несколько было населенных пунктов. Вот мы в том числе заезжаем в город Чудово, который также посещали.

А. Пичугин

— Я напомню, что сегодня у нас в гостях Антон Голик, член организационного комитета принесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Уже завтра из нескольких городов начнется крестный ход — это такое достаточно условное название, крестный ход — путешествие скорее автомобильное, на самолетах мощей Александра Невского по территории России и Белоруссии. Из Москвы, из Давидовой пустыни в Чехове, из Ростова-на-Дону и из Екатеринбурга в разные стороны отправятся ковчеги с мощами, которые будут сопровождать священники. Они будут останавливаться в больших или в малых населенных пунктах, где люди смогут прийти, приложиться. Можно же будет, я так понимаю. А сейчас мы с вами все-таки, я надеюсь, что на излете пандемии, но тем не менее вот у нас и по Москве, к сожалению, в последние дни статистика растет заболевших ковидом. А как вы устраиваете такое массовое мероприятие в условиях таких неблагоприятных для вообще массовых каких-то мероприятий или собрания большого количества людей?

А. Голик

— Ну для начала стоит отметить, что проект готовится долго, поэтому у нас было время подготовиться тщательно и подробно. И мы писали в Роспотребнадзор, с тем чтобы нам предоставили какие-то требования, которые удовлетворят их. И, соответственно, у нас есть требования, согласно которым нам нужно будет следить за температурой паломников, следить за социальной дистанцией, наличием средств индивидуальной защиты, потребуется также, после каждого приложившегося верующего нужно будет протирать стекло, стеклянную часть, к которой люди прикладывались. У нас, в принципе, со всеми епархиями договоренность есть о том, что у них будут люди, которые смогут это делать. И поэтому мы полностью сможем закрыть этот вопрос. То что касается, ну вообще вот если исторически брать, то часто во время поветрий случались крестные ходы, для того чтобы как бы усиленно и сугубо помолиться святым. И мне кажется, что определенная историческая параллель в данном случае тоже есть.

А. Пичугин

— А чья была идея устроить такой масштабный крестный ход?

А. Голик

— Изначально вообще сам год у нас был посвящен 800-летию князя Александра Невского, по указу президента от 14-го года. Согласно этому указу, плюс согласно определенным идеям и проектам Патриаршего комитета по культуре, комиссии Патриаршей по принесению святынь, наш фонд, скажем так, попросили вот поучаствовать в проекте и организовать это принесение.

А. Пичугин

— А частицы мощей, вы говорите, что это будут ковчеги с частицами мощей. А мощи ведь большей своей частью находятся в Петербурге. Их как-то разделяли или это ковчеги, которые были с частицами мощей так постоянно в тех городах, откуда начинается шествие, движение?

А. Голик

— Ну если мы берем четыре ковчега, которые вот будут в нашем проекте, то в первый крестный ход будет передвигаться ковчег из храма Христа Спасителя. В 2007 по благословению Святейшего Патриарха Алексия II мощи были также принесены в некоторое количество городов, в том числе и в Белоруссии, в России, и в конечном итоге эти мощи, если я правильно помню, в 2009 году оказались в храме Христа Спасителя. Эти мощи, они находятся в мощевике основном в храме и, соответственно, эти мощи мы забираем на определенное количество времени, то есть в данном случае на два месяца, для того чтобы верующие других городов смогли тоже поклониться святыне. В Давидовой пустыни, откуда мы также берем мощи, замечательная, очень красивая рака с частицей черепа, если я правильно помню, Александра Невского. Вот эта рака там находится, в Чеховском районе, постоянно, в соборе Всемилостивого Спаса. И эти мощи также доступны для поклонения там ежедневно, скажем, и на постоянной основе хранятся там. Мы их также забираем, для того чтобы другим людям тоже дать возможность поклониться святыне. В Ростове-на Дону, если я правильно помню, частицу передавали из Александро-Невской Лавры. И в Екатеринбурге точно также. Ну то есть это были определенные понятные моменты, когда эти мощи были переданы, и в целом эти мощевики, которые мы забираем, они определенное количество, то есть они на постоянном хранении находятся в конкретных храмах. Если мы говорим про Ростов-на-Дону — это храм Александра Невского города Ростова-на-Дону, если мы говорим про Екатеринбург — это Ново-Тихвинский женский монастырь.

А. Пичугин

— Кстати, я несколько ошибся, рака действительно в Успенском соборе Владимира, но мощи, конечно же, находились в Рождественском монастыре Владимира изначально, да, и оттуда вот они в 1723 году был перенесены. Как вы думаете, вот как именно вы думаете, чем сейчас, в наше время Александр Невский и память о нем важны для нас, живущих в России XXI века?

А. Голик

— Мне кажется, что фигура Александра Невского, она так или иначе заставляет задуматься о каких-то очень важных вещах — о чести и долге, любви к родине, в конце концов. И в целом, согласно его политике и тому, как он управлял государством, мы можем говорить о каком-то объединении. И когда мы, объявляя год юбилейным, все эти темы поднимаем, то мне кажется, определенный эффект имеет это, и у людей в головах что-то происходит, меняется, какие-то появляются новые смыслы, вот связанные с чем-то очень важным, то чего иногда просто не хватает.

А. Пичугин

— А сами вы будете по какому направлению ездить, если будете?

А. Голик

— Лично я буду находиться в Москве и, соответственно, в Москве буду координировать действия всех четырех крестных ходов.

А. Пичугин

— И все-таки какие мероприятия, вот опять же, как вам кажется, самые важные? Потому что мы с вами вещаем очень в разных городах России, и здорово, что этот крестный ход пойдет по разным направлениям — таким образом, наши слушатели из совершенно из самых отдаленных уголков России, и из центральной ее части будут иметь возможность, даже, может быть, куда-то недалеко приехать, а может быть, далеко, может быть, их заинтересует какое-то мероприятие, которое будет проходить в Тверской области, а они туда захотят приехать откуда-нибудь с юга. Вот что самое яркое будет происходить в городах или поселках во время этой поездки?

А. Голик

— Мне кажется, одно из самых ярких событий — это, конечно, празднование дня России дня города дня рождения Александра Невского в Переславле-Залесском 12 числа, то есть завтра. Я точно не скажу, во сколько начинаются мероприятия, но если правильно помню, то с Божественной литургии. И это как бы действительно очень красивое мероприятие, которое стоит посетить, если у кого-то будет желание, время. Если мы говорим про другие крестные ходы, то в Хабаровске мощи будут участвовать в традиционном крестном ходе между двумя соборами города. В Южно-Сахалинске очень интересно, мне кажется, то что решили, что мощи будут находиться в одном храме, но так как количество верующих, которые хотят приложиться к мощам, поклониться святому, так велико, что епархия организовывает автобусы, которые из дальних населенных пунктов будет доставлять в город паломников.

А. Пичугин

— И, кстати, в Переславле-Залесском, на месте, где родился Александр Невский, предполагаемом месте — Соборная площадь, там стоял какой-то княжеский дворец, видимо, где Александр Невский появился на свет, до сих пор стоит собор, который на 100 почти что лет, ну не на 100, на 70 лет старше Александра Невского — Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского. Не знаю, там уж или не там будет торжественная литургия, но если вы поедете в Переславль, я думаю что жителям — а мощи там будут находиться два дня, с 12-го по 14-е, если не ошибаюсь, да, и вот за эти два дня в Переславль доехать можно. Да и вообще в Переславль съездить обязательно надо, хотя бы чтобы посмотреть этот уникальный, удивительный, старейший на северо-востоке Руси собор, построенный в 50-е годы XII века, там посмотреть обязательно на граффити с именами убийц князя Андрея Боголюбского на одной из апсид собора. И так как он сохранился в свих первоначальных объемах, если вы особо почитаете князя Александра Невского, любите его, вы можете, стоя около этих стен древних, которые, конечно же, помнят князя, как-то особенно о нем подумать, представить, помолиться ему. Я напомню, что у нас в гостях сегодня Антон Голик, член организационного комитета принесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Мы говорим о таком событии, которое начинается завтра, в День России: в нескольких городах стартует крестный ход с мощами Александра Невского и с частицами мощей по разным направлениям нашей страны — на юг, на юго-восток, на север, северо-запад, на восток. Из Ростова-на-Дону, из Екатеринбурга, из Москвы, из Чехова поедут автомобили по большим, по малым населенным пунктам — где-то один день, где-то в один день несколько населенных пунктов, где-то эти мощи будут находиться несколько дней, — и вот много людей, таким образом, смогут, будут иметь возможность как-то поучаствовать в этом, прикоснуться к этому мероприятию. Мы через минуту к нашей программе вернемся, никуда не уходите.

А. Пичугин

— И мы возвращаемся в студию светлого радио. Я напомню, что сегодня мы говорим о таком мероприятии, которое начнется завтра — это принесение мощей святого благоверного князя Александра Невского из четырех городов. Начнется такое автомобильное, а где-то даже авиационное шествие в День России прямо — из Москвы, из храма Христа Спасителя, из Чехова, из Вознесенской Давидовой пустыни, из подмосковного Чехова, из Екатеринбурга, из Ростова-на-Дону. Соответственно, из Екатеринбурга — на восток, из Ростова-на-Дону — на юг, из Москвы — на север и северо-запад, из Чехова — на юг и юго-запад отправится частица мощей Александра Невского. Это будет очень такое масштабное и долгое мероприятие, на все лето, почти все лето они будут путешествовать, а где-то даже перенесется и на осень. И люди будут иметь возможность собираться и как-то помолиться, прикоснуться к мощам такого удивительного и важного для нас князя Александра Невского. С нами сегодня Антон Голик, член организационного комитета этого мероприятия. И скажите, пожалуйста, вот забыл вас спросить, а почему Чехов, почему именно Вознесенская пустынь? То есть мы говорим: Москва, Екатеринбург, Ростов и небольшой город Чехов. А это даже не Чехов, это монастырь неподалеку от Чехова. Не хочу обидеть жителей Чехова, ни в коем разе, но тем не менее вопрос.

А. Голик

— Ну там находится достаточно большой ковчег с мощами Александра Невского, как я уже говорил, замечательный, очень красивый. И, соответственно, мы когда смотрели, откуда в целом, ну где вообще есть мощи, откуда мы можем взять ковчеги, то вот у нас была информация о том, что в Давидовой пустыни находится ковчег. Мы обратились, тогда еще к митрополиту Ювеналию, и, соответственно, нам дали благословение на то, что мы можем этот ковчег взять.

А. Пичугин

— Опираясь на опыт предыдущих проектов, я так понимаю, что принесение мощей Александра Невского для вашего фонда — а надо напомнить, что официально вы работаете в фонде святого равноапостольного князя Владимира, и у вас уже за много лет накопился уже определенный опыт по организации такого рода мероприятий. В частности, напомните, какие мощи вы когда привозили?

А. Голик

— В 2015 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла из Афонского монастыря Ксенофонт в Россию были доставлены мощи, а именно десница, великомученика Георгия Победоносца. Это было приурочено к 70-летию Великой Победы. В тот раз основные города, куда приносили мощи, это были города-герои, города, история которых связана так или иначе с Великой Отечественной войной — то есть это был Волгоград, допустим, и многие другие города. Во всех городах, где это получалось, к мощам приходили военнослужащие, где-то, это, например, в Смоленске, мы в какие-то военные части ездили отдельно, чтобы у военных была возможность прикоснуться к святыне. В 2018 году наш фонд организовал принесение мощей святителя Спиридона Тримифунтского — и это уже был не настолько узконаправленный, скажем так, проект, связанный с военными, но это, скажем так, большее количество верующих хотели прикоснуться к мощам святителя Спиридона Тримифунтского. Тем более что это не первый раз в Москве, по прошлым принесениям известно о многих чудесах, которые у паломников случались. Ну вот мы также стали свидетелями там, ну во-первых, по рассказам, конечно, во-вторых, больше всего, мне кажется, повлиял проект на тех людей, кто принимал участие и организовывал это. Потому что там те волонтеры, которые в Москве помогали паломникам, это кто-то из работников фонда, кто также занимался чем-то, закрывал какую-то позицию — тоже где-то и чудесным образом там покупались квартиры, там помогало все, там со здоровьем становились лучше, ну действительно большое количество чудес произошло. Но оба раза мы приносили всего один ковчег, и были, понятно, люди, которые в нашем фонде могут поехать и справиться с координацией этого мероприятия, у кого есть опыт. Но в этот раз, конечно, все несколько иначе, потому что ковчегов сразу четыре, и у нас разница во времени между разными точками может достигать там почти 12 часов — это, конечно, очень сложно. Но с Божией помощью, мне кажется, мы справляемся.

А. Пичугин

— В географии нет Петербурга.

А. Голик

— В самом Петербурге проходят многие мероприятия, тем более что...

А. Пичугин

— Александро-Невская Лавра, мощи постоянно находятся. Но ведь вы же могли, наверное, включить Петербург, может быть, не в маршрут движения, но как к месту, где находятся основные его мощи, приехать и там, помимо богослужебной части, провести какое-то еще такое мероприятие, связанное с именем князя?

А. Голик

— Ну у нас в том числе были там варианты начала крестного хода такие, что мы начинаем все четыре крестных хода из Александро-Невской Лавры или еще откуда-то, но потом просто посмотрели и решили, что, возможно, будет много путаницы просто-напросто, потому что кто-то подумает, что из Лавры мощи забрали, там их нет. Ну вот как-то у нас вот так вот произошло. Мне кажется, еще так как-то историческая такая ирония есть в том, что мы приносим мощи до Шлиссельбурга, по историческому крестному ходу, и в 1723 году они же тоже не дошли до Санкт-Петербурга, они год стояли в Шлиссельбурге.

А. Пичугин

— Да, а почему так?

А. Голик

— По-моему, на тот момент то ли достраивали монастырь, то ли еще что-то. Но я помню, что был указ Петра I, согласно которому мощи должны пока быть в Шлиссельбурге, и они находились там. То есть, если я правильно помню по датам, то это порядка 20 сентября или около того мощи были уже в Шлиссельбурге. Вот дальше вышел указ Петра I о том, что нужно еще простоять. И вот сейчас мы празднуем перенесение мощей Александра Невского 12 июня, ну то есть 30 августа.

А. Пичугин

— Я помню историю с Шлиссельбургом, но я, честно признаюсь, не помню, почему. Потому что Александро-Невский монастырь, впоследствии Лавра, уже на тот момент был. Возможно, храм, куда переносили мощи, еще не был достроен, но первые церкви Александро-Невской будущей Лавры уже на тот момент были, потому что в 1713 было освящение одного из храмов. Ну возможно, достраивался именно тот храм, куда переносили мощи, и именно с этим связано то, что они почти целый год практически путешествовали. И тоже есть некоторая путаница, обычно говорят: 1723 год — и, правда, в 1723 году они из Рождественского монастыря в Петербург выехали, но прибыли в саму столицу, Петербург тогда был столицей, только 30 августа следующего, 1724 года. Вообще подготовка к сегодняшнему мероприятию, к завтрашнему можно сказать, долго велась?

А. Голик

— Мне кажется, что, наверное, можно сказать, что с начала сентября. То есть мы вот 9 месяцев готовим этот проект, на разных уровнях опять же — то есть это и получение благословения Святейшего Патриарха Кирилла, это утверждение графиков маршрутов, это очень много организационной работы, которая проводится для того, чтобы паломник потом, который придет поклониться святыне, не заметил каких-то шероховатостей, неточностей и максимально смог сконцентрироваться на том, что у него есть возможность поклониться святыне, помолиться перед его мощами.

А. Пичугин

— А смотрите, а я был прав — оказывается, в 1724 году была достроена Благовещенская церковь, куда перенесли мощи, и ее строили долго, семь лет — с 1717 по 1724 год. А сейчас он считается старейшим сохранившимся храмом Петербурга. Доменико Трезини архитектор. И вот удивительно, да, когда мы говорим, что 1717–1724 год — это старейший по возрасту храм Петербурга, который существует до настоящего времени, вот туда-то как раз мощи и переносили.

А. Голик

— Да, но насколько я знаю, сейчас мощи находятся в другом храме, и мощи туда были перенесены, если я правильно помню, при Екатерине II.

А. Пичугин

— Да, ну и к тому же еще и храм долго возвращали в постсоветский период. Только в этом году верхний храм Благовещенской церкви, как раз посвященный Александру Невскому, возвратили Церкви и передали епархии. Поэтому там видите, такая история тоже долгая и уже в наше время. А сейчас ведь много говорится о том, что вот эти путешествия с мощами, они не очень понятны современным людям, с одной стороны. С другой стороны, каждый раз, когда мощи кого-то привозят, мы видим, огромные очереди выстраиваются. Я прекрасно помню, когда привозили лет десять назад Пояс Богородицы, как выстраивалась очередь. Я тогда работал через речку от храма Христа Спасителя, напротив, чуть подальше, и я из окон нашей студии, нашей радиостанции видел вот этот нескончаемый поток людей, который стоял фактически сутками, не прекращаясь. С одной стороны. Но с другой, часто ведь можно услышать: ну а зачем? Мы можем пойти в храм, мы можем приложиться к частице мощей. Ведь частица мощей у вас, частица мощей в каком-то храме. Нет какого-то там «мощемера», где это лучше, где хуже. Вот как бы вы объяснили, ответили людям на этот вопрос?

А. Голик

— Ну во-первых, если мы, допустим, возьмем наш опыт и 2015 год, когда мы организовали принесение мощей Георгия Победоносца, то просто-напросто у большого количество людей нет возможности приложиться к мощам в монастыре на Афоне. Потому что, во-первых, просто трудно попасть, во-вторых, туда, как минимум, не пускают женщин. И поэтому у нас как бы была возможность вот дать, помочь поклониться святыне многим-многим людям. Если мы говорим про 2018 год, то точно так же, конечно, многие ездят на Корфу, чтобы там поклониться мощам святителя Спиридона, но тем не менее у многих этой возможности нет. И когда эти мощи приезжают, то у них эта возможность появляется. Мне кажется, что это очень важно. Потому что я, будучи в одной из поездок как раз с мощами, рассуждал на тему того, вот какая очередь должна быть. Потому что технически, скажем так, есть возможность ускорить очередь, есть возможность замедлить очередь. И поэтому как бы есть возможность следить за тем, сколько людей стоят на улице. То есть, понятное дело, если начинается дождь, максимальное количество людей должно оказаться в храме, чтобы просто они не промокли, не заболели и так далее. Если мы говорим про там какую-то очень жаркую погоду. Ну, в общем, это как бы такие технические вопросы, технические детали. И вот я задумался и понял, что, наверное, когда человек стоит в очереди, допустим, в храм Христа Спасителя — я помню, прикладывался к мощам святителя Николая Чудотворца, и мы с женой отстояли в очереди, мне кажется, часа два или три. При этом, понятное дело, что там были волонтеры...

А. Пичугин

— А что это вам давало в духовном плане?

А. Голик

— Мне кажется, это определенный, ну вот в целом, если мы берем крестный ход, да, что такое? Это путь Христа на Голгофу. И здесь, соответственно, тоже какой-то тернистый путь, который человек должен пройти для того, чтобы некий дать подарок Богу. И вот стояние два часа в очереди, где там не очень удобно, может быть, там каким-то образом сосед надоедает по очереди и так далее, вот когда человек стоит, проявляет свое терпение и все другие христианские добродетели, то мне кажется, действительно очень важно, и это определенный подарок Богу и в том числе стяжание каких-то правильных вещей.

А. Пичугин

— Антон Голик, член организационного комитета принесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, в студии светлого радио. Напомню, что говорим мы сегодня о мероприятии, которое проводится в рамках такого празднования 800-летия со дня рождения князя Александра Невского. И завтра, в День России, что символично, начнется массовое шествие, вернее оно не массовое шествие, извините, начнется мероприятие, которое будет собирать, наверное, в разных городах достаточно много народу. А сами мощи князя Александра Невского, частицы мощей, будут переезжать на автомобиле, а где-то лететь самолетом. И вот завтра из Москвы, из Екатеринбурга, из Ростова-на-Дону и из Подмосковья, из-под города Чехова, Давидовой пустыни, в разные стороны России отправятся частицы мощей — они будут делать остановки, где на один день, на несколько дней, а где-то за одни день пройдут несколько населенных пунктов. И у людей, которые там живут или неподалеку, будет возможность приехать, поклониться и помолиться перед частицами мощей Александра Невского. Скажите, Антон, а как и почему вы в свое время начали заниматься вот этими вот программами по принесению в Россию мощей?

А. Голик

— Если говорить лично про меня, то тут без Божественного вмешательства, конечно же, не обошлось. И у меня появилась уникальная возможность вот как раз в 2015 году вместе с десницей Георгия Победоносца проехать практически весь маршрут. И в каждом городе, во-первых, я видел лица людей, которые приходят для того, чтобы приложиться к святыне. Вот опять же в Санкт-Петербурге было несколько чудес, вот я их там, скажем так, я слышал там от коллег, которые тоже сопровождали мощи, которые просто видели это своими глазами. И вот после этого принесения стало понятно, что в этом есть какой-то смысл, то есть, возможно, мы его не сможем сейчас как-то объяснить и сказать подробно, что вот принесение мощей нужно для того, чтобы, и как-то это объяснить. Но когда мы видим людей, которые приложились к святыне, для которых это действительно определенный путь, они какой-то определенный, может быть, небольшой, но подвиг совершают для Господа, и по молитвам святого опять же Господь часто дает этим людям какое-то утешение и что-то подобное. И вот если смотреть на лица этих людей, которые выходят после того, как приложились к святыне, мне, кажется, стало понятно, что в этом во всем есть смысл, и нужно искать какие-то другие проекты и делать их еще и еще. И в 2018 году также вот фонд пригласил меня также поучаствовать в проекте и, соответственно, тоже мы организовывали принесение мощей святителя Спиридона Тримифунтского, как я уже говорил. И мы планировали изначально мощи перенести до чемпионата мира, который также в 2018 году был, примерно на месяц. Но там по итогу получилось так, что нас попросили перенести даты, и в итоге мы только в августе принесли мощи, поэтому в Москве они стояли с праздника Рождества Пресвятой Богородицы по Покров в храме Христа Спасителя. И также там каждый день большое количество паломников приходило и совершало, таким образом, хотя бы маленький, но подвиг.

А. Пичугин

— Меня в Александре Невском, знаете, что удивляет? Наверное, для человека XIII века это достаточно обыденно, потому что... Ну тут нельзя, наверное, говорить «обыденно» про жизнь Александра Невского, но для человека XII–XIII века, там XIV века жизнь, она вообще измерялась по-другому. Вот Александр Невский прожил всего 42 года, всего. Мы сейчас, у нас официально спорят: молодежь это до скольки — до 35 или до 39? А Александр Невский вот по этим меркам умер совсем молодым человеком. Да и, в общем-то, по меркам XXI века 42 года это какое-то такое начало жизни, такая вот не зрелость, это такая вторая молодость, наверное. А он успел вон сколько всего. И Невская битва была, извините, когда ему там было всего 19 лет, и Ледовое побоище было, когда ему было чуть больше двадцати, 21 год. А однако же. Вот мы сейчас в 20–21 год — ну кто-то в армии отслужил, кто-то в институте учится, кто-то только поступил, кто-то заканчивает. Но все равно это такая скорее у нас сейчас, по нашим меркам, выход в самостоятельную жизнь. У нас настолько все изменилось, что для нас Александр Невский и его жизнь — это какой-то очень длинный промежуток времени. Вот он умер в 63-м году, да, 42-летним человеком, и для всех это была такая абсолютная зрелость. И уже даже, наверное, так активно вторая половина жизни. А для нас сейчас это всего лишь молодость. Вот это меня удивляет в Александре Невском.

А. Голик

— Мне кажется, вот вообще при подготовке к проекту был вопрос с тем, что вместе с мощами поедут четыре иконы, написанные специально для этого, и мы выбирали образ, смотрели, какие есть варианты. И очень интересно, когда приходит понимание, что очень часто Александра Невского изображают прямо стариком.

А. Пичугин

— Ну а чаще всего даже изображают по фильму, где Черкасов сыграл Александра Невского.

А. Голик

— Эйзенштейна, да. Это действительно как-то так в голове что-то переключается, и в итоге получаются какие-то, то есть ну вроде умер во взрослом возрасте — 42 года, что на тот момент там являлось уже действительно там, наверное...

А. Пичугин

— Но это тоже не старость. Далеко не предел, люди и дольше, конечно же, жили. И еще в Псалтири, помните, царь Давид писал, что лет 70 человеческая жизнь, а кому повезет до 80 — 89-й псалом, сейчас наизусть не процитирую, но смысл такой. А Дмитрию Донскому было 30 лет во время Куликовской битвы, а в 39 он умер. Вот Александру Невскому, соответственно. И вот можно много таких примеров привести, оглядываясь на которые, кто-то бы, наверное, сказал, что ну вот смотрите, как они по-другому жили, насколько более наполненной была их жизнь. А на самом деле просто время изменилось, мы стали по-другому относиться к жизни, мы стали по-другому ее проживать, у нас акценты сместились. И это не плохо, это просто данность какая-то нашего времени. Но тем не менее Александр Невский все равно — это сколько было князей за время феодальной раздробленности, о которых мы должны были, наверное, помнить и в курсе школьной программы мы о них слышали, но которых мы не запоминаем и в повседневной жизни вспоминаем редко. Ну вот кто вспоминает Всеволода Больше Гнездо, или Андрея Боголюбского, или Владимира Мономаха? Никто не воспоминает. Юрия Долгорукова только, наверное, в связи с основанием Москвы. А Александра Невского вспоминают постоянно. Я не знаю, так ли история повернулась или, может быть, правда, их подвиг был гораздо большим, жизнь была гораздо ярче, чем у их предшественников, хотя мне кажется, что нет. Но вот как-то так сложилось, что мы помним Александра Невского.

А. Голик

— Мне кажется, что если мы посмотрим на то, есть награда, орден Александра Невского, которым награждали в Российской империи, при Советском Союзе награждали и продолжают награждать сейчас — это одна из немногих наград, которая практически никак не менялась во время всех эпох. И если мы посмотрим, кого награждают, то сразу становится понятно, что а награждают военных, во-первых, во-вторых, дипломатов. И становится понятно, чем, скажем так, русский народ любит, за что любит Александро-Невского. И получается в итоге, что, во-первых, за его ратные подвиги, во-вторых, конечно, за искусство дипломатии и то, что он смог договориться с Золотой Ордой. И в свою очередь за его ратные подвиги, конечно же, со стороны, ну как он разбил шведов, ливонцев и так далее.

А. Пичугин

— Наше время постепенно подходит к концу. Давайте еще раз ответим на такой насущный вопрос, повторим. Сейчас эпидемия, мы очень надеемся, что она идет на спад, но тем не менее все равно продолжается, и в Москве вспышки заболеваемости, и в регионах тоже периодически. А как с точки зрения такой безопасности от ковида, эпидемиологической?

А. Голик

— Ну я еще раз повторюсь, во-первых, что мы получили требования от Роспотребнадзора и полностью их будем выполнять — это и проверка наличия средств индивидуальной защиты, и контроль за соблюдением социальной дистанции, дезинфекция стеклянных частей, к которым будут прикладываться паломники, проверка температуры и так далее. И еще хотелось бы сказать, что когда мы разрабатывали график и маршрут, то мы предполагали, что мы старались на какие-то города, где раньше мы, например, по опыту прошлых лет, стояли один-два дня, мы сейчас стоим три-четыре или еще больше, для того чтобы всех паломников из какого-то крупного города равномерно можно было распределить, и у нас не происходило каких-то столпотворений и огромных очередей. То есть мы целенаправленно это делали, в том числе чтобы снизить нагрузку и количество людей, которые единовременно будут в храме.

А. Пичугин

— А есть ли сайт, где можно следить за передвижением?

А. Голик

— Есть сайт фонда, на котором есть информация.

А. Пичугин

— Фонда — еще раз, какого?

А. Голик

— Фонда имени равноапостольного князя Владимира, и на сайте фонда есть подробная информация с графиками, она постоянно дополняется. Мы сейчас, в ближайшее время добавим время доступа в каждом городе, точные адреса, названия храмов, в общем, все пароли, явки.

А. Пичугин

— А адрес фонда — https://fundvladimir.ru/. Да, ну что ж, спасибо. Я только напомню, что сегодня мы говорили о событии, которое начнется, мероприятие начнется завтра, в День России, 12-го числа в Москве, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и под Чеховом подмосковным, в Вознесенской Давидовой пустыни, откуда стартует движение мощей князя, частиц мощей князя Александра Невского по стране. Из Москвы — на север, северо-запад, из Чехова — на юг юго-запад, и на юг с Ростова-на-Дону, и из Екатеринбурга — на восток нашей страны. И до 14 августа, если я не ошибаюсь.

А. Голик

— Да, разные маршруты заканчиваются в разное время, но в целом вся информация есть на сайте.

А. Пичугин

— Да, и даже какие-то города перенесены на ноябрь.

А. Голик

— Да. В ноябре, в исторические дни кончины князя — это 14 ноября, мы будем находиться в Городце.

А. Пичугин

— Где, соответственно, скорее всего и было место, где князь умер. Да уж там ведутся споры, насколько я знаю, между Городцом, который сейчас так и есть Городец, Нижегородской области, и Городцом, который Касимов в Рязанской области. Ну все-таки больше историки склоняются к Городцу, который в Нижегородской области, поэтому там.

А. Голик

— Да, у нас будут некоторое время мощи стоять и доступны для поклонения в Нижнем Новгороде — в храме Александра Невского, в кафедральном соборе, и в самом Городце — в Городецком Федоровском монастыре.

А. Пичугин

— Спасибо большое. Антон Голик, член организационного комитета принесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, был гостем программы «Светлый вечер» на светлом радио. Я Алексей Пичугин. Прощаемся с вами, до новых встреч. Спасибо. Всего доброго.

А. Голик

— Спасибо. Всего доброго.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем