
Наступила Светлая или Пасхальная седмица, то есть неделя, следующая за Пасхой. Я стою в храме, только что завершилась Литургия, но народ не расходится, ведь сейчас будет крЕстный ход. На Пасхальной неделе он совершается каждый день. Ко мне и ещё одному мужчине подходит алтарник и просит взять хоругви, так называются церковные знамёна с изображениями Христа и Богоматери.
Прихожане выстраиваются в два ряда, все ждут священнослужителей. Наконец, из алтаря выходят батюшки, они несут Евангелие и артос — это такой хлеб, который будет освящаться и раздаваться верующим в субботу Светлой седмицы.
И вот под праздничный колокольный звон начинает крестный ход. Он движется вокруг храма. Хор поёт пасхальные песнопения.
Четыре раза процессия останавливается у каждой стены храма, батюшка читает Евангелие о Воскресшем Спасителе, кропит всех участников крестного хода святой водой и весело кричит «Христос Воскресе!». «Воистину Воскресе!» — радостно откликаются прихожане. Как же замечательны эти светлые пасхальные дни!
Все выпуски программы Утро в прозе
20 мая. О духовном смысле праздника Воспоминания явления на небе Креста Господня

Сегодня 20 мая. Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме в 351 году.
О духовном смысле праздника — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Явление на небе Креста Господня в Иерусалиме стало божественным ответом на преследование христиан, которое началось в царствование Констанция, сына равноапостольного императора Константина Великого. К сожалению, Констанций уклонился в арианскую ересь. И хотя к концу жизни этот император раскаивался в своем преследовании православных, но в описываемые церковным историком Созоменом события Констанций увеличил религиозные раздоры того времени.
Однако явление Честного Креста Господня, сиявшего неизреченным светом, оказало огромную духовную поддержку гонимым за истинную веру христианам. Несомненно, для тех, кто видел это явление, и для нас, живущих более чем через 1600 лет после описываемых событий, понятно, что Господь никогда не оставляет своих детей.
Испытания закаляют христиан, поэтому мы не избежим трудностей. Зато уверены, что Спаситель всегда помогает своей духовной силой страждущим. Вот слова Господа, записанные в Псалтыри: «Воззовёт ко мне, и услышу его: с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его».
Будем уповать на Господа и не бояться трудностей.
Все выпуски программы Актуальная тема
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (20.05.2025)
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 31 зач., XII, 25 - XIII, 12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Кто из верующих не задавался вопросом: как узнать волю Божию? Почему кого-то Господь явным образом направляет, а кто-то практически не слышит Его указаний? Возможные ответы на эти вопросы прикровенно звучат в отрывке из 12-й и 13-й глав книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
25 А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком.
Глава 13.
1 В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл.
2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.
3 Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.
4 Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр;
5 и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.
6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,
7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.
8 А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.
9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,
10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?
11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.
12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.
Когда люди внешние и малоцерковные спрашивают верующих о смысле поста, довольно часто в ответ они слышат, что пост — это время воспитания воли и способности жертвовать чем-то важным ради Бога. Однако, на самом деле, если посмотреть в суть такого явления, как пост, можно увидеть, что воспитание воли и жертвенность в нём вторичны по сравнению с главным: обращением сердца к Богу. После грехопадения человек, по слову Писания, осуетился в своём уме и его сердце наполнилось беспокойством о завтрашнем дне. Забота стала глубинным чувством человека, и он подчинил ему всё остальное — веру, науку, культуру... Ведь даже Бога мы воспринимаем как Того, Кто должен помочь нам в осуществлении наших планов. В свою очередь пост, не как пищевая дисциплина, а как явление духовной жизни, оказывается попыткой выйти из круга суеты и хотя бы на краткое время прислушаться не к тому, что мы говорим Богу, но к тому, что Он говорит нам.
Сегодняшнее чтение из книги Деяний апостольских начинается с рассказа о жизни христианской церкви в Антиохии. После того, как верующие обратились к язычникам с проповедью, у них прибавилось работы. Антиохия была огромным культурным центром, а мировоззрение язычников было настолько далёким от христианского, что на ниве просвещения и нравственного наставления можно было трудиться день и ночь. Чем, собственно, и занимались многие учители и пророки, некоторых автор книги деяний называет по именам.
И вот во время совместной молитвы и поста с ними происходит то, о чём формально мечтают многие верующие: к ним обращается Дух Святой, по слову Которого Варнава и Савл или Павел отправляются в миссионерское путешествие. Наш рационалистический и пытливый ум сразу задаётся вопросом: в какой форме было совершено это обращение? Услышали ли они голос? Или один из них пророчествовал? Однако для понимания духовного смысла текста это совсем неважно... Гораздо важнее, что они совместно молились и постились, что сделало их доступными для действия Духа Святого. Ведь именно совместная молитва как пространство отречения от своего и обращения к Божьему, а также пост как внутренняя собранность и уход от суеты, позволяют им стать восприимчивыми к Божией вести и не только идти на проповедь, но и противодействовать злу. Вместе с апостолами и сегодня всякий, кто стремится стать восприимчивым к голосу Духа Святого, призван хотя бы на время по возможности отвращаться от бесконечной суеты, в которой мы пребываем, и обращаться к Богу с сердечной молитвой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов