У нас в гостях были филолог Елена Данилевская и её брат — адвокат Михаил Бочаров.
Мы вспоминали, как в советские годы крестили в Москве на Антиохийском подворье — в храме, где можно было принять крещение, не боясь последствий.
Ведущие: Алексей Пичугин, Ксения Толоконникова.
А. Пичугин:
— Дорогие слушатели, здравствуйте! Это программа «Светлый вечер» на светлом радио. Сегодня четверг, и как всегда в это время, в нашем эфире совместная программа музея исследовательского центра «Советский Союз: вера и люди» и нашей радиостанции, светлого радио. Ксения Толоконникова, директор музея — добрый вечер...
К. Толоконникова:
— Добрый вечер, дорогие друзья!
А. Пичугин:
— Я — Алексей Пичугин, и сегодня у нас в гостях — Елена Данилевская, филолог — добрый вечер...
Е. Данилевская:
— Добрый вечер!
А. Пичугин:
— Адвокат Михаил Бочаров — здравствуйте!
М. Бочаров:
— Добрый вечер!
А. Пичугин:
— И тема нашей программы...
К. Толоконникова:
— И тема нашей программы — крещение на Антиохийском подворье в Москве в начале 80-х годов. Мы не раз в наших передачах упоминали об Антиохийском подворье как об островке такой относительной свободы в Москве. Свободы в каком смысле? Что человек, желавший принять таинство крещения, мог туда прийти и быть уверенным в том, что таинство крещения будет над ним совершено, но нигде об этом не будет никаких записей. И в некоторых случаях это было весьма существенно.
И вот случай наших гостей, и в первую очередь Елены Евгеньевны — как раз из таких. И вот мы пользуемся возможностью послушать, так сказать, непосредственных участников вот этого таинства...
А. Пичугин:
— Здесь надо все-таки — прежде, чем мы передадим слово нашим гостям — надо такой краткий исторический экскурс сделать, ну совсем небольшой — ты не сказала, в чем проблема, а проблема заключалась в том, что долгое время... На самом деле это возвращалось, снова уходило...
К. Толоконникова:
— То есть, гайки то ослабляли, то закручивали вновь...
А. Пичугин:
— И где-то, наверное, с хрущевской антирелигиозной кампании — с конца 50-х — начала 60-х годов это окончательно утвердилось. Человек, который приходил в церковь, принимал участие в таинствах, и в первую очередь — в таинстве крещения — сообщали по месту работы, а если это ребенок — по месту работы родителей, если это взрослый человек — то ему на работу сообщали... Были исключения...
К. Толоконникова:
— Нет, ну конечно, люди старались обходить...
А. Пичугин:
— Да...
К. Толоконникова:
— Эту навязанную церкви советским государством практику...
А. Пичугин:
— Ну а даже если это партийные работники, глубоко партийные работники, и их детей крестили их религиозные родители — на это смотрели сквозь пальцы — ну просто потому что... Ну что ж тут поделать — ну Вы ж там, Петр Иванович, не знали, что Ваша матушка отнесла Вашего ребенка в церковь... Ну не знал, конечно, но так вышло — назад уж не воротишь...
К. Толоконникова:
— Вот, ну вот в случае с Антиохийским подворьем — вот насчет всех этих формальностей — можно было быть относительно «благонадежным». Елена Евгеньевна, насколько я понимаю, Вы работали в такой идеологически значимой сфере, да? Кем Вы были в эту пору?
Е. Данилевская:
— Да, я тогда летала бортпроводницей в аэропорту Шереметьево, и у меня был загранпаспорт, что было большой редкостью в советские времена — я была комсомолкой, и летала в капиталистические страны. Это было очень серьезно...
А. Пичугин:
— А о каких годах мы говорим?
Е. Данилевская:
— Это восемь... Крестились мы в 82-м году — то есть, это было 40 лет назад, начало 80-х...
К. Толоконникова:
— И как все это развивалось? Это было Ваше желание — принять крещение и крестить Вашего маленького сына, или нет?
Е. Данилевская:
— Когда родился Денис, наша тетя Манечка, Мария Бонифатьевна, решила, что обязательно, ну, покрестить младенца, и предложила нашей маме вот на Антиохийское подворье — там, где не записывают...
К. Толоконникова:
— А откуда она об этом узнала?
Е. Данилевская:
— Она была прихожанкой храма Ризоположения на Шаболовке, и там служили два батюшки, два Василия, и, видно, они были как-то в теме и сказали, что можно это сделать на Антиохийском подворье без записи... И служат там батюшки иностранцы, которые находятся, скажем так, в меньшей зависимости от существующего строя...
М. Бочаров:
— Я могу уточнить — я впоследствии занимался этой темой. Тогда работал такой 4-й отдел 5-го управления госбезопасности, и именно они собирали все сведения о тех, кто крестился, и в дальнейшем уже передавали на работу, в партком данные сведения. Соответственно, наша страна очень дружила с Сирией, а батюшка настоятель был... В настоящее время это митрополит Нифон...
Е. Данилевская:
— Тогда он был архимандрит...
М. Бочаров:
— Тогда он был архимандритом...
А. Пичугин:
— Но он до сих пор настоятель подворья?
М. Бочаров:
— Да, он до сих пор настоятель подворья...
К. Толоконникова:
— Я очень надеюсь, что нам удастся и его пригласить в нашу передачу...
М. Бочаров:
— Да... Значит, с Сирией никто ссориться не хотел, и они спокойно игнорировали все эти приказы и распоряжения госбезопасности...
К. Толоконникова:
— И священники из храма на Донской улице посоветовали Марии Бонифатьевне своих молодых родственников отвести на Антиохийское подворье. Если я правильно понимаю, речь шла в первую очередь о младенце...
Е. Данилевская:
— О младенце, Денисе...
К. Толоконникова:
— О Денисе, о его маме — то есть, о Вас, Елене, о Вашем брате Михаиле, который здесь у нас сейчас присутствует — вот крестить должны были как минимум троих человек...
Е. Данилевская:
— Ну, о том, что будут крестить троих, мы узнали гораздо позже. Собирались крестить только младенца Дионисия...
А. Пичугин:
— Вашего сына...
Е. Данилевская:
— Да, 7-месячного... А когда мы пришли уже в храм, нам начали задавать вопросы: «А кто крестный отец?». — «Мой брат Михаил». — «А он крещен?» — «Нет»...
М. Бочаров:
— Я долго вспоминал все события того дня... Когда мы собрались на Антиохийском подворье, нас выстроили всех в шеренгу. Стояла тетя Маня, наша мама, сестра Алена с ребенком Денисом на руках, и я...
К. Толоконникова:
— А Вам сколько было лет?
М. Бочаров:
— Мне было, наверное...
Е. Данилевская:
— 16...
М. Бочаров:
— 16-17 лет, я учился в 10 классе. Напротив нас стояла шеренга священников... Ну, священнослужители — они были в облачении, поэтому в каком сане — я, конечно, не помню. Руководил всем, как я теперь уже понимаю, отец Нифон. Было видно, что он, скажем так, не европейский...
К. Толоконникова:
— Внешность такая у него колоритная, да...
М. Бочаров:
— Он очень хорошо говорил по-русски, но с большим акцентом. Остальные батюшки говорили на хорошем русском языке, но беспрекословно слушались его. И вот когда, значит, отец Нифон спросил: «Кого крестим?», мы показали: «Вот младенчика». Дальше: «Так, кто крестный отец?». Показали на меня. Он подошел ко мне, отец Нифон, и говорит: «А ты крещен?». Я говорю: «Нет». «Так, кто крестная мать?». Это наша мама была назначена...
Е. Данилевская:
— То есть, бабушка младенца...
М. Бочаров:
— Да, бабушка младенца... Он подходит к ней и говорит: «А ты крещеная?». Она говорит: «Нет»...
Е. Данилевская:
— Она говорит: «Не знаю»... В блокаду все умерли — то есть, мы не знали... Ну вот вроде бы нет...
М. Бочаров:
— «А мать-то ребенка крещеная?». Говорит: «Нет»... И отец... Среди священников был ропот — они стояли, и просто у них глаза бегали...
К. Толоконникова:
— То есть, объем работ рос на глазах...
М. Бочаров:
— Ну, я не знаю, объем работы или...
А. Пичугин:
— Скорее не объем работы, а скорее отношение...
М. Бочаров:
— Отношение...
А. Пичугин:
— Такое среднестатистическое у священников обычно к тому, что некрещеные приносят крестить кого-то — оно такое... «ну давайте, может, вы сами сначала, да... а потом мы уже вернемся к разговору о том, кого вы принесли»... Я думаю, что это не вчера, не позавчера родилось...
К. Толоконникова:
— Ну да, наверное...
А. Пичугин:
— Канонически, наверное, это было абсолютно невозможно, соответственно — нонсенс... Поэтому вот такой небольшой ропот... Отец Нифон подходит к нашей тете Мане — он такой большой, а она такая очень маленькая, худенькая такая, стоит в беленьком платочке, он склоняется над ней и так смотрит таким очень добрым глазом, очень таким звучным голосом говорит: «Ну что, младенчика пришла крестить, да?». Тетя Маня опустила глаза, вся цветет, вот изнутри светится такая... Так глаза опустила, и говорит: «Ну, как Бог управит»...
К. Толоконникова:
— Ну то есть, она провернула, в общем-то, целую такую войсковую операцию, чтобы собрать всех вот этих вот птенцов некрещеных в одном месте, да?
Е. Данилевская:
— Да...
М. Бочаров:
— Да...
К. Толоконникова:
— Я думаю, что она-то как раз все понимала...
Е. Данилевская:
— Она все понимала, да...
М. Бочаров:
— Она все прекрасно понимала...
Е. Данилевская:
— Это был такой вообще...
М. Бочаров:
— Ход...
Е. Данилевская:
— Да, это был секретный договор нашей бабушки, нашей мамы... Потому что самая счастливая была наша бабушка Евдокия Ивановна — она нас в 10 лет называла нехристями — заслуженно, в общем-то, заслуженно; и когда она узнала, что будут крестить Дениса, она поняла, что нас покрестят тоже, и в общем, была очень счастлива...
К. Толоконникова:
— А как Вы относились к имеющему произойти событию — вот Вы, Елена? Вы — мать молодая, комсомолка, стюардесса...
Е. Данилевская:
— Вот мне сказали, что ради ребеночка это надо сделать — вот и все. Я мало что понимала и, честно говоря, не сознательно к этому подошла вот. И очень волновались все окружающие, потому что я могла просто вспылить, сказать... Мальчик был очень у нас неспокойный, трудно было с ним сладить, и в общем-то, я могла просто сказать, что все отменяется...
К. Толоконникова:
— Забираю ребенка и ухожу...
Е. Данилевская:
— Да, и вообще это все очень тяжело... То есть, ходили вообще на цыпочках и боялись спугнуть — вот чтобы не сорвалось это событие...
А. Пичугин:
— Друзья, напомним, что в гостях у светлого радио сегодня — филолог Елена Данилевская и адвокат Михаил Бочаров...
К. Толоконникова:
— А Вы, Михаил, Вы — подросток, в общем-то, юноша такой тоже, советский школьник — как Вы к этому отнеслись? К тому, что вот вам нужно в определенный день прийти на какое-то там Антиохийское подворье, и что-то там над вами будут совершать?
М. Бочаров:
— Меня сестра попросила... Вернее, она сказала, что надо крестить ее сына — моего племянника. А я его любил, я за ним ухаживал там, приезжал, помогал... Надо — так надо. То, что будут меня крестить или нет — я еще не знал и не понимал. Может быть, я, честно говоря, сейчас уже не помню...
Но я был довольно, скажем так, хулиганистый подросток, пил, курил... Ну комсомольцам нельзя ведь ни пить, ни курить... Но и креститься нельзя...
А. Пичугин:
— Вот это хорошее, знаете... Почему-то показалось, что это хорошая мысль: комсомольцу пить-курить нехорошо; креститься тоже нехорошо... Поэтому, наверное, правда, есть какое-то чувство противоречия, может, не с идеологией, но с какой-то идеей запретов. И крещение, даже если оно принимается неосознанно, даже если оно принимается без особой веры, без особого понимания того, где и что происходит — все равно это происходило более сознательно, чем просто если бы — «а ну ладно — почему бы и не крестились»...
К. Толоконникова:
— То есть, из некоего духа противоречия, да...
М. Бочаров:
— Я сейчас, честно говоря, не могу вот эти все ощущения свои вспомнить; но больше, конечно, мне кажется, превалировало, что, ну — надо для племянника...
К. Толоконникова:
— Что-то сделать...
М. Бочаров:
— Да, что-то сделать. Поэтому я сказал, что да. Сказали, что необходимо прийти с утра; не есть, не пить, не курить... И в белой рубашке. Для меня это было удивительно, но я все это выполнил...
К. Толоконникова:
— Для племянника...
М. Бочаров:
— Для племянника...
К. Толоконникова:
— И как происходило все дальше? Вот выяснилось, что помимо младенчика, есть еще великовозрастные младенцы...
М. Бочаров:
— Дальше отец Нифон, ну, решил так: ну, сначала крестить нашу маму — чтобы у нас уже была крещеная мама...
А. Пичугин:
— Всё в один день?
М. Бочаров:
— Сразу же всё, да... Потом...
К. Толоконникова:
— Пока не разбежались...
М. Бочаров:
— Пока... Потом крестить нас — меня и сестру; и после этого уже крестить самого младенчика. То есть, всех четверых. Ну и, соответственно, сам он, по-моему, покрестил нашу маму; после этого распределил нас с сестрой — нас крестили другие священники. Простите, я не помню — пытался восстановить, не получилось...
А. Пичугин:
— Там служил долгое время отец Вячеслав Винников — у него воспоминания есть про Антиохийское подворье, вот как раз в те годы... Ну, его уж нет с нами лет как 7, но...
К. Толоконникова:
— Ну тут да, надо отметить, что вот настоятелем был отец Нифон, а в основном служили, помимо настоятеля, там священники наши, русские...
То есть вот вас распределили по священникам...
М. Бочаров:
— Да. Меня крестили... Сейчас там находится клирос, и он отгорожен от общего придела храма — такая стена примерно 3 метра высотой, 2 в длину. И на ней расположены 2 иконы — Казанская Божией Матери и Пантелеимона целителя. Об этом потом еще скажу...
К. Толоконникова:
— Как Вы потом установили, потому что тогда Вы этого, естественно...
М. Бочаров:
— Конечно, тогда еще не знал. И вот меня завели на то место, поставили в тазик и... совершили крещение. Потом... Я, конечно, не все помню... Я помню, значит, когда уже младенчика крестили, окунали в купель (отец Нифон это делал), и где-то в середине... Да, кстати — где-то в середине нашего крещения появился еще один персонаж...
К. Толоконникова:
— А так храм был пустой, никого не было?
М. Бочаров:
— Да, никого не было... Появился еще один персонаж. Насколько я помню, он был в светлом таком костюме в бежевом, таком «кофе с молоком»... И он стоял у свечного ящика и внимательно за всем этим наблюдал. Был это мужчина, такой... армейская стрижка, среднего роста... Насколько я понимаю, это был сотрудник госбезопасности того самого 4-го отдела...
К. Толоконникова:
— Знак ГТО на груди у него, да — больше не знаем о нем ничего...
А. Пичугин:
— Но ни до... ни в смысле после этого вы никогда с ним не встречались, не контактировали?
М. Бочаров:
— Господь хранил...
К. Толоконникова:
— И что же этот персонаж?
М. Бочаров:
— Значит, когда мы уже... нас покрестили, мы с мамой — у меня на руках был младенчик Денис, и ходили вокруг купели — после этого нас выстроили, и когда надо было говорить «отрицаюсь тебе, сатана»...
А. Пичугин:
— Будете плевать...
К. Толоконникова:
— Да, и дуни и плюни...
М. Бочаров:
— Соответственно, нас выстроили...
К. Толоконникова:
— Лицом к западу...
М. Бочаров:
— К западу, да — «Повернитесь лицом к западу»... А как раз там был свечной ящик, где этот самый гбист находился... Нам говорят: «Ну, дуйте и плюйте»... Мы дули, плевали... Отец Нифон говорит: «Сильнее плюйте — что у вас, слюны нету? Дуть не можете? Сильнее! Вот он, сатана, плюйте на него»...
К. Толоконникова:
— Показывая на...
М. Бочаров:
— И мы плевали... Ну конечно, не долетало ничего... Но мы дули, плевали, как могли, и говорили: «Отрицаюсь тебе, сатана»...
К. Толоконникова:
— И что было потом?
М. Бочаров:
— Сначала, когда нас покрестили, отец Нифон... Меня заводили в алтарь, ребенка тоже заносили в алтарь, нас там... мы руками ничего не трогали...
К. Толоконникова:
— Это вас предупредили специально, чтоб вы прошли...
М. Бочаров:
— Да, чтоб мы прошли, посмотрели... «Единственный раз в жизни ты сможешь зайти в алтарь, и только сейчас»...
А. Пичугин:
— Есть разные варианты...
М. Бочаров:
— Ну да... Но по крайней мере, было так. Когда нас покрестили, отец Нифон показал нам... подводил нас к разным иконам, мы читали вместе «Верую»... На стене храма было две молитвы написано на церковнославянском: «Верую» и вторая — Божией Матери. И когда мы стояли еще... Да, он подвел меня к иконе Архистратига Михаила — там одна находится у входа в храм, а другая — на алтарной двери, на двери в алтарь. Он мне говорит: «Запомни, это твой святой». Вот Архангел Михаил...
Да, кстати, когда... перед тем, как крестить, один из отцов, который меня крестил, спрашивал: «А каким Михаилом его крестить?». Отец Нифон сказал: «Архистратигом Михаилом». А тот отец спросил: «Почему? А может, митрополитом Киевским»...
К. Толоконникова:
— Михаил Тверской...
М. Бочаров:
— Он говорит: «Сказал — Архистратигом, и все». И вы знаете, в дальнейшем я этот момент вспоминал, потому что у меня были сомнения... Еще, значит, такой момент. Когда вот мы стояли все в шеренге, и отец Нифон нам говорил уже заключительную речь — он сказал, что теперь мы уже крещеные, должны соответственным образом себя вести...
А ко мне он подошел и сказал, что... «Лгать нехорошо, сатана — это отец лжи, и ничто ложью оправдать как бы нельзя. Но, — говорит, — я тебе разрешаю говорить следующее примерно. Значит, если тебя будут спрашивать, когда тебя крестили, ты можешь говорить, что тебя крестили в детстве, в младенчестве, когда — ты сам не помнишь. Если тебя будут спрашивать, почему тебя крестили, ты можешь говорить, что у тебя бабушка... У тебя есть ведь бабушка?». Я говорю: «Да, есть». «Она у тебя верит в Бога?». Я говорю: «Да, верит». «...Она отказывалась сидеть с некрещеным ребенком»...
А. Пичугин:
— Интересно, что это ложью-то и не назовешь — хотя по факту и по внешним признакам она и есть...
М. Бочаров:
— Вот... И кто-то спросил: «А другим это можно будет говорить?». Другим, отец Нифон сказал, это не потребуется...
И вот, значит, у меня три раза в жизни были такие испытания...
К. Толоконникова:
— Когда Вам это потребовалось?
М. Бочаров:
— Да, отец Нифон прозрел это. У нас классный руководитель была, скажем так, богоборец. И периодически проводила такие мероприятия боевые по выявлению верующих. Мы вставали — те, кто крещен — или руки поднимали...
К. Толоконникова:
— То есть, она задавала вопрос?
М. Бочаров:
— Кто крещеный, да...
К. Толоконникова:
— Кто крещеный — поднимите руки...
А. Пичугин:
— Или встаньте... Соответственно, говорили, вставали... Ну я обычно сидел в те времена — ну, потому что я не был крещеный. Однажды нас водили в музей... Был урок атеизма, и нас водили в Кремль. Мы ходили по разным палатам. И экскурсовод, я так понимаю, была верующий человек. Было много икон, были кресты — я, честно говоря, сейчас не помню всего...
Я помню, что небольшой диспут завязался между нашим классным руководителем и экскурсоводом в отношении слова «благодать». Наша классная руководитель говорит: «Нету никакой благодати». Экскурсовод говорит: «Давайте проверим. Разделите свой класс на две половины — те, которые хорошо учатся и себя ведут, и которые плохо себя ведут и плохо учатся». Классный руководитель разделил нас на две половины соответственно. Экскурсовод говорит: «А теперь поднимите руки, кто крещеный». Те, которые хорошо учились, практически все оказались крещеными...
К. Толоконникова:
— А Вы-то где оказались?
М. Бочаров:
— Я был некрещеный...
А. Пичугин:
— А, это еще до истории с крещением...
М. Бочаров:
— Да... Ну в общем да, в разделе двоечников был, так там и остался... Это было до...
А после крещения в очередной раз наш классный руководитель проверяла наличие крещеных...
К. Толоконникова:
— Вот никак уняться не могла...
А. Пичугин:
— Она видимо... Дети же как: они до 15-16 лет вполне могут сознаться. Она таким образом выявляла свежекрещеных.
Е. Данилевская:
— Может быть...
А. Пичугин:
— А потом так: ой, а нет-нет, не крестили, не крестили... А уже все — уже есть подозрения...
К. Толоконникова:
— Первое слово дороже второго, да...
А. Пичугин:
— Но нам сейчас надо прерваться буквально на минуту. Я напомню, что мы сегодня говорим о практике крещения в советские годы, но не повсеместного, а в одном конкретном месте — в Москве, на Антиохийском подворье. Это самый центр Москвы, кстати...
К. Толоконникова:
— Меншикова башня так называемая...
А. Пичугин:
— Да, красивейшая Меньшикова башня, долгое время была самым высоким зданием в Москве, у нее еще когда-то шпиль был, которого, конечно, уже там не одно столетие нет, но тем не менее... Между прочим, рядом с Лубянкой. Что там, от Меншиковой башни, от Антиохийского подворья, от Михаила Архангельского храма до комитета госбезопасности было даже самым тихим шагом минут семь-десять... По Кривоколенному дальше туда вниз...
К. Толоконникова:
— Да, недалеко, в общем...
А. Пичугин:
— И мы об этом сегодня говорим — о том, как крестили на Антиохийском подворье, никуда не сообщая, в те годы, с филологом Еленой Данилевской, с адвокатом Михаилом Бочаровым. Елена и Михаил — брат и сестра, и их крестили в начале 80-х годов на том самом Антиохийском подворье, о котором сегодня идет речь. Мы продолжим буквально через минуту об этом говорить...
А. Пичугин:
— Возвращаемся в студию светлого радио. Напомню, что сегодня четверг, и как всегда в это время — наша совместная программа музея-исследовательского центра «Советский Союз: вера и люди». Ксения Толоконникова, директор музея, в этой студии, я — Алексей Пичугин, ваш ведущий, и с нами сегодня — Елена Данилевская, филолог, и адвокат Михаил Бочаров. Мы говорим о том, как крестили в советские годы в Москве на Антиохийском подворье — таком островке свободы и безопасности для верующих людей...
К. Толоконникова:
— И мы остановились — Михаил рассказывал нам о том, как экскурсовод предложила разделить классному руководителю свой класс, так сказать, на «агнцев» и «козлищ». Да, и оказалось, что «козлища» сплошь некрещеные, а наоборот — прилежные и послушные ученики — они крещеные...
И дальше, спустя какое-то время, когда Вы уже были крещеным, вновь происходит вот эта проверка — и Вы поднимаете руку?
М. Бочаров:
— Да, и я встаю вместе со всеми крещеными. Классный руководитель, конечно: «Как же так? Ты же был некрещеный!». Тут я сказал: «Ну, меня крестили раньше, и только об этом недавно сказали. А крестили меня потому, что бабушка отказывалась сидеть с некрещеным ребенком. Родителям надо на работу ходить — а кто с ребенком будет сидеть?». Сначала она попыталась что-то сказать против бабушки; но я напомнил, что она инвалид войны второй группы, была ранена в обороне Ленинграда — и преподаватель тут же оставила эту тему...
А. Пичугин:
— А сколько лет было классной руководительнице в то время?
К. Толоконникова:
— Ну, вам она, естественно, казалась очень старой — это я понимаю, да.
М. Бочаров:
— Ну, наверное, в районе 30, между 30 и 40...
А. Пичугин:
— Молодая женщина...
М. Бочаров:
— Да...
А. Пичугин:
— 50-х годов рождения, где-то так вот... Ну, конца 40-х...
К. Толоконникова:
— И для Вас это потом не имело никаких последствий, да? Вот это первый такой случай?
М. Бочаров:
— Это первый... Второй момент, второй случай был в армии. Замполит стал ко мне чего-то в душу лезть — за чашкой чая, когда на ночном дежурстве был — и выяснять по поводу крещения. Здесь мне то же самое пришлось сказать — что меня крестили в младенчестве, потому что бабушка отказывалась сидеть с некрещеным ребенком...
К. Толоконникова:
— И Вы говорили все это — и в первый, и во второй, и в третий раз — памятуя завет отца Нифона, да? Или как-то это естественно происходило?
М. Бочаров:
— Наверное, это происходило уже более естественно. Я, честно говоря, не помню... Ну, я помню, я запомнил эту фразу, что надо вот так говорить, что это вот как палочка-выручалочка для меня, она меня оберегает — и говорил именно так...
К. Толоконникова:
— И в случае с замполитом это тоже не имело никаких последствий?
М. Бочаров:
— Да, да... Бабушка... Кто-то пытался на бабушку говорить — и тут же я говорил, что это инвалид войны, на обороне Ленинграда...
А. Пичугин:
— А замполит? Ну, и с замполита такой же диалог произошел?
М. Бочаров:
— Да, точно такой же...
А. Пичугин:
— Ну, мне кажется, это достаточно распространенный случай...
К. Толоконникова:
— Вполне возможно, что замполит сам крещеный был, таким же образом...
А. Пичугин:
— Он старше Вас был лет на 15, наверное... Ну, ему там было лет под 40, как классной руководительнице...
М. Бочаров:
— Да... И третий раз — случай, когда я проходил партком. (смеется) То же самое — меня партком пытал, когда же меня крестили. Почему-то другим вопросов не задавали, а меня вот именно пытали — когда... крещен я или нет, почему крестился и когда... Вот это было...
К. Толоконникова:
— И Вы ответили все то же самое...
М. Бочаров:
— То же самое...
К. Толоконникова:
— И вот получается, как в русских сказках — трижды задается вопрос и трижды дается ответ... Елена, а для Вас... То есть, Вас никто не спрашивал? Вы стюардесса, Вы летаете в капиталистические страны...
Е. Данилевская:
— Да, мне действительно не пригодился этот совет отца Нифона — меня никто никогда не спросил...
К. Толоконникова:
— То есть, отец Нифон дал этот совет именно тому, кому он впоследствии понадобился... А что происходило дальше? Ну то есть, вот вы приняли крещение. В практике православной церкви человек, принявший крещение, вскорости после принятия крещения должен причаститься...
М. Бочаров:
— Извините...
К. Толоконникова:
— Об этом сказал вам отец Нифон?
М. Бочаров:
— Я вернусь еще на один момент — сейчас вспомнил его. Когда мы выходили из храма, уже все расходились — как, наверное, партизаны или как кто там...
К. Толоконникова:
— То есть, все расходились в разные стороны...
М. Бочаров:
— В разные стороны, да...
К. Толоконникова:
— Это было по предварительному, так сказать, сговору, или это естественно происходило?
М. Бочаров:
— Нет, это просто... И я помню, я выхожу — и у свечного ящика как раз стоял вот этот гбист. И он спрашивал списки у женщины, которая за свечным ящиком. А я зачем-то задержался там — я что-то пытался спросить, или что, я не помню; но я слышал, что он спрашивал списки. Она сказала: «Вот к батюшке все вопросы, к отцу Нифону»...
К. Толоконникова:
— Списки крещеных?
М. Бочаров:
— Ну да, всех нас... Все батюшки ушли через какой-то другой вход, а отец Нифон — он, видать, решил все это брать на себя... Он шел, и когда гбист обратился к нему за этими списками — он сказал: «Я по-русски не понимаю», и прошел мимо, все...
К. Толоконникова:
— Сказал по-русски...
М. Бочаров:
— Да, сказал по-русски...
А. Пичугин:
— Я знаю, что отца тогда Нифона некоторые были склонны обвинять в сотрудничестве с компетентными органами. Но я знаю также другую историю — что он... Пытались воздействовать на священников его окружения — священников из храма, с Антиохийского подворья, пытались им предлагать различные блага, если они будут доносить на него. Я знаю случаи, и вот о которых я знаю — священники отказывались. Пытались узнать о его контактах с иностранцами, и не только с иностранцами — с теми, кто к нему приходит на беседы. Ну вот, например, отец Вячеслав Винников, который вспоминал эту историю, он сказал просто: «Я ничего не знаю, вы лучше сторожа вызовите спросите — вот он всех знает, кто там приходит, кто уходит. Я никогда никого не видел»... Хотя понятно, что он там служил много лет...
К. Толоконникова:
— В данном случае впечатление такое складывается, что человек в костюме цвета кофе с молоком — он просто решил, так сказать, «на арапа» действовать. Я более чем уверена, что они знали, что в этом храме, так сказать, не выдают. Но — а вдруг...
А. Пичугин:
— Опять же, тут не поймешь, на кого нарвешься. Человек, который работает не в региональном каком-то отделе правления комитета, а прямо на Лубянке, буквально в километре от Антиохийского подворья, просто так вот нахрапом прийти и попросить списки вряд ли мог. Возможно, они так иногда приходили, скорее, надеясь на то, что наткнутся...
К. Толоконникова:
— Ну да, разведка боем...
А. Пичугин:
— На какую-нибудь новенькую тетеньку за свечным ящиком, которая пришла из другого храма...
К. Толоконникова:
— Конечно...
А. Пичугин:
— И наверняка кого-то сдаст...
М. Бочаров:
— Вы знаете, я думаю... Я бы не согласился. Потому что все-таки не надо их недооценивать — они работали, и работу свою они хорошо знали. Я думаю, если бы он знал, что никаких списков он не получит, он бы любого из нас задержал бы, доставил бы куда-нибудь в полицию, а дальше нас бы всех уже...
А. Пичугин:
— А за что задерживать-то?
К. Толоконникова:
— Ну а как... Какие основания к задержанию? Оснований никаких нет...
М. Бочаров:
— Захотел бы — задержал бы. Это госбезопасность...
А. Пичугин:
— Правильно... Ну госбезопасность демонизировать-то, наверное, не стоит, потому что...
М. Бочаров:
— Для установления личности, все — достаточно?
А. Пичугин:
— Смотрите, крещения проходили в московских храмах постоянно. То есть, крестины — это не что-то из ряда вон выходящее. Просто... И далеко не во всех храмах — это мы знаем прекрасно из одной из наших недавних программ. В храме прямо возле международного аэропорта Шереметьево многолетний настоятель этого храма там с конца... с середины 60-х до 2016 года, когда его не стало, крестил... И какие-то списки... Вот к нему надо было подойти прямо и сказать (это он рассказывает в своих воспоминаниях): я там сотрудник аэропорта Шереметьево... Вот у него там крестились ваши коллеги многие... Если он знал, что человеку что-то угрожает, он каким-то образом это проводил так, что никуда списки не шли. Понятно, что и к нему приходили, и он подавал какие-то, и с уполномоченным ему приходилось общаться; но вот комитет госбезопасности напрямую со священниками не взаимодействовал...
К. Толоконникова:
— Ну, тут... Я думаю, что тут комитету госбезопасности нужно было обозначать свое присутствие. То есть, вот эти вот... чтобы вот эти вот флажки — чтобы о них не забывали...
А. Пичугин:
— Если вы помните...
К. Толоконникова:
— Если вы немножко за эти флажки заступаете... Но они все равно есть! Вот такой эффект постоянного присутствия. Вот Михаил был курящим подростком, да? И ему, в общем-то... У него не было больших опасений относительно сотрудников госбезопасности, насколько я понимаю... А вот Елена, Вы думали о том, что это может быть сопряжено с какими-то рисками для Вашей карьеры?
Е. Данилевская:
— Да, вот это...
К. Толоконникова:
— Опасались Вы?
Е. Данилевская:
— Да, да... Вот тетя Манечка и сказала, что идем мы именно в такое место для того, чтобы избежать вот рисков на работе. И кроме меня рисковал еще папа...
К. Толоконникова:
— Ваш папа?
Е. Данилевская:
— Да, наш папа. Он был кандидатом технических наук, работал в НИИ прикладной физики, там полигоны, испытания — то есть, у него была секретность высокая. И папе, как мы потом узнали, вообще не сказали о том, что нас будут крестить. Потому что папа точно возражал бы. Папа узнал об этом спустя...
М. Бочаров:
— Мама тоже — она работала переводчиком...
Е. Данилевская:
— В НИИ, да...
А. Пичугин:
— Ну возможно, в НИИ даже больше угрожало, чем папе... Ну да...
Е. Данилевская:
— Ну да, сложно сказать... Секретность была у всех...
А. Пичугин:
— В вашем случае рисковали все, правда...
К. Толоконникова:
— Кроме, может быть, младенца Дионисия...
Е. Данилевская:
— Да, (смеется) Дионисий не ведал всего этого... А привез нас на машине мой свекор Валентин Александрович, который был офицером, и на тот момент служил в генштабе Министерства обороны...
К. Толоконникова:
— Ну, гремучая смесь!
Е. Данилевская:
— Да, да... Но он согласился сразу везти внука. Для конспирации он оставил машину где-то в соседнем переулке. В храм он не входил...
К. Толоконникова:
— А сам он был крещеным?
Е. Данилевская:
— Он был некрещеным, да, но с большим уважением всегда относился, и согласился сразу, что внука надо крестить...
К. Толоконникова:
— А Ваш... Вот сейчас речь зашла о свекре — а Ваш муж?
Е. Данилевская:
— Муж был тоже некрещеным, но он... Он был тоже военнослужащим, тоже рисковал — но не возражал...
К. Толоконникова:
— Он знал о том, что...
Е. Данилевская:
— Он знал, да...
К. Толоконникова:
— И был согласен...
Е. Данилевская:
— Да, Сережа был согласен...
К. Толоконникова:
— И я так понимаю, что крестившись в 82-м году... Мне почему-то... Вы не говорили, какой это был сезон, но мне почему-то представляется, что это было летом...
Е. Данилевская:
— Это было лето, да...
К. Толоконникова:
— Вот... Вы как бы отложили это, и об этом забыли?
Е. Данилевская:
— Да, мы об этом забыли... И я помню, что тетя Манечка нам говорила, нужно сделать что-то еще обязательно, и очень важное, и она меня об этом спрашивала. Но что это — я это поняла лет через 15...
А. Пичугин:
— А это уже 90-е, все открыто...
Е. Данилевская:
— Да... Это было первое причастие — которого у нас тогда не было. И меня несколько раз спрашивали, собираемся ли мы причастить младенца — я отмахивалась... В общем, очень стыдно, конечно, сейчас за то отношение. Ну вот так получилось, что первое причастие у нас было лет через 15...
М. Бочаров:
— Может быть, и больше...
Е. Данилевская:
— А может быть, и больше. То есть, мы забыли об этом на много-много лет...
А. Пичугин:
— Напомню, друзья, что в гостях у нас сегодня — Елена Данилевская, филолог, Михаил Бочаров, адвокат, и мы говорим о практике крещений на Антиохийском подворье в Москве в советские годы. Ну вот сейчас мы уже, переступив через порог перестройки, переходим к тому, что было в 90-е годы... А когда вы все-таки дозрели до первого причастия, вы тоже туда пошли — на Антиохийское, или куда-то еще?
Е. Данилевская:
— Нет, получилось так, что мы не могли вспомнить, что это было Антиохийское подворье...
К. Толоконникова:
— То есть, вы даже забыли, где вас крестили...
Е. Данилевская:
— Да...
К. Толоконникова:
— А Мария Бонифатьевна — она к тому времени...
Е. Данилевская:
— Да, в 92-м году Марии Бонифатьевны не стало, тети Манечки... И мы почему-то пошли на Афонское подворье. Мы помнили, что какое-то экзотическое название — и мы пошли на Афонское подворье искать место нашего крещения. Вот...
А на Антиохийском подворье я в первый раз причастилась спустя 33 года. То есть, получается, что 40 с лишним лет назад нас там крестили, и причастилась я там спустя 33 года после крещения...
К. Толоконникова:
— Михаил, Вы хотели что-то дополнить?
М. Бочаров:
— Да, когда наша семья узнала, что нас крестили — конечно, бабушка была счастлива безмерно; а отец ходил смурной...
К. Толоконникова:
— То есть, он узнал об этом...
М. Бочаров:
— Конечно, после крещения, да. Месяца два он ходил сам не свой — ждал, откуда прилетит... Но потом расслабился, и как-то спокойно выдохнул.
А бабушка... Великой тайной...
К. Толоконникова:
— Когда мы говорим о бабушке, мы говорим о маме отца, правильно?
М. Бочаров:
— Да, да, Евдокия Ивановна... Бабушка — она когда узнала, что нас крестили, она у меня все время выспрашивала: как, где, что, что там было... Говорит: «Где тебя крестили?». Я говорю: «Ну вот там было две таких картины — ну там женщина с ребенком, ну и мужик какой-то»...
К. Толоконникова:
— Вот я как раз хотела спросить об этих иконах...
М. Бочаров:
— Да... Она говорит: «Как, какие картины могут быть в храме... Было что-то вокруг головы?». — «Ну, что-то такое золотое». — «Это же святые! Это Божия Матерь! Как ты можешь так говорить...»
К. Толоконникова:
— А дома у вас не было, у бабушки никаких икон?
Е. Данилевская:
— Нет, нет...
К. Толоконникова:
— Или вам не показывали?
А. Пичугин:
— Была практика убирать иконы...
К. Толоконникова:
— В шифоньер...
А. Пичугин:
— В секретер, в шифоньер, да... Музей у нас даже есть...
Е. Данилевская:
— Да, но бабушка у нас была истинно верующим человеком, она читала молитвы... И потом через много-много лет...
К. Толоконникова:
— Которая вас «нехристями» называла?
Е. Данилевская:
— Да... Заслуженно «нехристями», да... И спустя много-много лет я услышала одну редкую молитву, и я вспомнила, что я ее слышала от своей бабушки. Она и молитвы читала перед сном, и...
А. Пичугин:
— А редкая молитва — это какая?
Е. Данилевская:
— Редкая молитва — это молитва Божьей Матери... Я вспомню, сейчас...
А. Пичугин:
— Хорошо... А вы с отцом Нифоном, впоследствии уже епископом Нифоном, встречались?
М. Бочаров:
— Сейчас я хотел дальше досказать...
К. Толоконникова:
— О картинах...
М. Бочаров:
— Да... Вот бабушка меня заставила, вернее, упросила, не знаю, как-то заставила съездить туда. Я туда приехал уже один...
А. Пичугин:
— А, то есть, Вы помнили, где это было?
К. Толоконникова:
— Тогда, в тот момент...
М. Бочаров:
— В тот момент, да... И я ходил, все запоминал, переписывал...
К. Толоконникова:
— А крещение происходило, я так понимаю, в храме Феодора Стратилата, в малом храме, в зимнем храме вот Антиохийского подворья...
М. Бочаров
— Да... И я ходил переписывал, что на стенах, какие-то молитвы — ну, они были на церковнославянском, но я как мог, своими каракулями перерисовывал...
К. Толоконникова:
— Для бабушки?
М. Бочаров:
— Для бабушки, да... Ну она сказала, чтобы я там все... Значит, я описал ей иконы, которые, соответственно, это была Казанская икона Божией Матери и целитель Пантелеимон, когда я сказал...
К. Толоконникова:
— А почему она с Вами не поехала?
М. Бочаров:
— Ей было очень тяжело передвигаться...
Е. Данилевская:
— Да...
М. Бочаров:
— Она все-таки инвалид была... И после этого... Вот этот момент — он, конечно, тоже сыграл большую роль. Потому что когда мы искали, где нас крестили, я заходил в разные храмы, и я понимал, что это не то...
К. Толоконникова:
— Не узнавали...
М. Бочаров:
— Да, я не узнавал это место. И когда я пришел вот в храм Феодора Стратилата, я увидел, да, эту икону Божией Матери Казанскую, и взгляд...
К. Толоконникова:
— Пантелеимона...
М. Бочаров:
— Да, Пантелеимона целителя — другого такого, мне кажется, нигде нету, как рентген — и я сразу же вспомнил это место. В дальнейшем мы уже установили и дату рождения — 6 июля...
К. Толоконникова:
— Крещения?
М. Бочаров:
— Да, крещения...
А. Пичугин:
— Кто-то ее помнил из ваших родственников?
Е. Данилевская:
— Мы эту дату вспоминали очень-очень долго. И когда родился мой внук Димитрий...
К. Толоконникова:
— То есть, сын младенца Дионисия...
Е. Данилевская:
— Да, у Дионисия родился сын Димитрий... И я достала тетрадочку с записями о моем сыне Дионисии и стала листать эту тетрадочку...
К. Толоконникова:
— Такую обычную тетрадь молодой матери — первые слова ребенка...
Е. Данилевская:
— Да...
К. Толоконникова:
— За 44 копейки тетрадка, понятно...
Е. Данилевская:
— Да, да, сколько зубов в каком месяце... И там была запись: «Поездка на Кировскую»...
А. Пичугин:
— Хм, а Кировская — это Чистые пруды...
Е. Данилевская:
— Да, это нынешние Чистые пруды. То есть, я даже записала для конспирации вот такими словами... И было это 6 июля — как оказалось потом, день Владимирской Божьей Матери...
А. Пичугин:
— Тысяча девятьсот восемьдесят...
Е. Данилевская:
— Второго года...
А. Пичугин:
— Так с владыкой Нифоном вы потом встречались где-то?
Е. Данилевская:
— Спустя 33 года я причащалась у него... Но конечно...
А. Пичугин:
— Не подходили?
Е. Данилевская:
— Не подходила, ничего не говорила...
А. Пичугин:
— Ну он узнаваем — я смотрел его фотографии 70-80-х годов — он... Понятно, что он сейчас седой уже такой человек, в возрасте...
К. Толоконникова:
— Грузный несколько, да...
А. Пичугин:
— Но он все равно очень узнаваем, и похож, конечно, внешне — никогда не спутаешь...
М. Бочаров:
— А его голос! Голос, и как он говорит — это настолько красиво и настолько сильно — его не перепутать...
К. Толоконникова:
— Это вы запомнили вот с того дня, или вы с ним впоследствии общались?
М. Бочаров:
— Ну после этого, когда мы восстановили нашу дату крещения... Во-первых, я стараюсь на этот день тоже, Владимирской иконы Божией Матери, приходить в этот храм причащаться, и на праздник Феодора Стратилата — 21-го... Вот два раза в году, летом и зимой, тоже стараюсь приходить...
К. Толоконникова:
— На Феодора Стратилата, да?
М. Бочаров:
— Да...
К. Толоконникова:
— Вот именно причаститься в этом храме...
М. Бочаров:
— Да...
К. Толоконникова:
— Я так понимаю, что вы с Еленой... Ну нельзя сказать, что вы в каком-то тандеме постоянно находились — то есть, вместе пошли в храм, вместе в первый раз причастились... Все-таки пути были как-то различны... Как это происходило, Михаил, в Вашем случае?
Е. Данилевская:
— Ну вот мы вместе искали место... То есть, в 82-м году мы еще помнили — то есть, Миша в 82-м году пошел искать, чтобы бабушке описать этот храм — мы помнили; а лет через 15 мы начали искать вот... С Афонского подворья...
М. Бочаров:
— Да, ну здесь история, конечно, сложная. Если сказать так, что более-менее осознанно мы стали где-то только в 2012 году посещать храм, а до этого... Моя история, конечно, такая... Я приходил несколько раз в храм, и меня батюшки причащали — но вот при таких обстоятельствах.
В первый раз, я помню, я отстоял всенощную, батюшка сказал: «Те, кто желают наутро причащаться — ни есть, ни пить нельзя». Наутро я не ел, не пил, но покурил. И когда пришел, подошел к чаше и открыл рот — все, наверное, услышали этот запах смердящий...
И вот батюшка говорит: «Ты что, курил?». Я говорю: «Так говорили не есть, не пить — я не ел, не пил». И опять открыл рот. Батюшка меня причастил.
Второй раз было...
К. Толоконникова:
— Второй раз Вы уже знали, что не есть, не пить и не курить?
М. Бочаров:
— Да, что курить тоже не надо... Второй раз это было в храме Петра и Павла на Новой Басманной...
К. Толоконникова:
— В Лефортове?
А. Пичугин:
— Нет, нет... На Новой Басманной, у трех вокзалов...
К. Толоконникова:
— А, все-все, поняла, да...
А. Пичугин:
— Который якобы по рисунку Петра I вот...
К. Толоконникова:
— Да...
М. Бочаров:
— Там, я помню, стоял на исповеди — меня исповедовали и спросили: «Ты вообще молитвы читал?». Я говорю: «Да, читал». — «Какие?». Я говорю: «Отче наш». — «А еще чего?». — «Ну, еще чего-то читал». Мне говорят: «А правило читал?». Я говорю: «Какое правило?». Батюшка улыбнулся и говорит: «Ну ладно, иди причащайся»...
К. Толоконникова:
— Имелось в виду правило ко святому причащению...
М. Бочаров:
— Ко святому причащению... Вот понимаете... Хочу сказать большое спасибо этим батюшкам, потому что эта благодать, которую я получил — она незаметно стала действовать во мне... И как вот Тертуллиан говорит, душа человека — христианка, она ищет Христа; и моя душа стала тоже искать Его... И постепенно, постепенно мы стали уже воцерковляться...
Если бы в те разы меня «отфутболили» — неизвестно, к какому берегу я бы прибился. А сейчас у меня как бы и все дети крещеные, и воцерковленные, ходят, причащаются периодически...
К. Толоконникова:
— А начиналось все вот...
М. Бочаров:
— А начиналось все вот именно так, да...
А. Пичугин:
— Интересно... Ну понятно, что когда вас привезли креститься, наверное, мысли были далеки от того, что, ну... Вот явный признак этого храма — это красивая огромная башня, Меншикова башня так называемая, которую ни с чем не перепутаешь. Но наверное, тогда Вы как-то это просто...
Е. Данилевская:
— А мы не видели ее!
А. Пичугин:
— Хотя да, когда стоишь во дворе, в общем, надо посмотреть наверх...
К. Толоконникова:
— А потом, ну например, я могу себе представить состояние Елены — Елена находилась в тревоге...
А. Пичугин:
— Ну да...
К. Толоконникова:
— Относительно младенца — как бы он не начал кричать...
Е. Данилевская:
— А Денис шумным был, да...
К. Толоконникова:
— Как бы он не стал капризничать... А как вот, кстати, младенец себя вел во время...?
Е. Данилевская:
— Он действительно кричал и... Поэтому таких подробностей, о которых Миша говорит, я, конечно, не помню. Мне было... Да, чтобы быстрее все это закончилось, забрать ребенка и уехать. Вот у меня были такие желания...
К. Толоконникова:
— То есть, Вы находились в таком раздраженном несколько состоянии...
Е. Данилевская:
— Да, да... Вот делалось все ради ребенка, ради бабушек, и чтобы от меня отстали... Вот так...
К. Толоконникова:
— И еще, я так понимаю, Вас раздражило требование прийти непременно в платье...
Е. Данилевская:
— Да, в платье... Да вообще, вспоминая те времена, я хочу сказать, что очень стыдно за мое поведение. И вот сейчас, когда я вижу 30-летних...
К. Толоконникова:
— Когда Вы сама — бабушка...
Е. Данилевская:
— Да, когда я уже сама стала бабушкой... И я 30-летних не осуждаю, вспоминая, какой я была в те времена — вот убила бы меня тогдашнюю... Поэтому осуждать молодежь не надо...
А. Пичугин:
— Конечно не надо... Да и вообще, это такая очень интересная история... Ценность таких свидетельств и воспоминаний как раз в том, что они сильно отличаются от такого, наверное, множества подобных историй... Можно представить, как в любой московский не закрывающийся храм в 82-м году точно так же приехала семья креститься... И наверное, было нечто бы похожее, но нюансы...
К. Толоконникова:
— Ну, всякая история одновременно и типична, и уникальна...
А. Пичугин:
— Да, и уникальна... Поэтому, конечно, эта история уникальна... И спасибо вам большое за то, что вы к нам сегодня пришли и об этом поведали...
Напомним, что сегодня в программе «Светлый вечер» мы рассказывали про практику крещения в одном из московских храмов, никогда не закрывавшихся...
К. Толоконникова:
— Закрывавшихся...
А. Пичугин:
— Закрывавшихся? Ну, ненадолго...
К. Толоконникова:
— Там был склад Ленинской библиотеки...
А. Пичугин:
— А, да, там был склад... Ну, в послевоенные годы, да, он был открыт... Антиохийское подворье... А настоятелем Антиохийского подворья уже на протяжении 46... да, 46 лет является теперь уже митрополит Нифон Сайкали, представитель Антиохийской православной церкви при Патриархе Московском... Мы не можем ничего обещать, но постараемся с Ксенией его позвать к нам, чтобы он рассказал...
К. Толоконникова:
— Богу содействующе...
А. Пичугин:
— Да... Чтобы он со своей стороны рассказал, как все это происходило в советские годы...
К. Толоконникова:
— Все эти крещения...
А. Пичугин:
— Да... А мы говорим сегодня спасибо нашим гостям — адвокат Михаил Бочаров, филолог Елена Данилевская...
К. Толоконникова:
— Благодарим за то, что они поделились с нами и с нашими слушателями своими воспоминаниями...
А. Пичугин:
— А программа наша — совместная с музеем и исследовательским центром «Советский Союз: вера и люди», Ксения Толоконникова...
К. Толоконникова:
— Хорошего вам вечера! Светлого вечера, дорогие друзья...
А. Пичугин:
— Пишите нам...
К. Толоконникова:
— Пишите: под спудом собака яндекс точка ру (podspudom@yadex.ru) — это адрес музея...
А. Пичугин:
— Инфо собака радиовера точка ру (info@radiovera.ru) — адрес нашей редакции. Пишите нам, мы рады вашим письмам, мы стараемся их использовать в наших программах. Всего доброго!
Все выпуски программы Светлый вечер
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться делать замечания правильно? Как высказывая заслуженные претензии ближним, не обидеть их и не оскорбить? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Если человек согрешил, то его необходимо исправить. Примерно такой смысл можно увидеть в только что прозвучавшем отрывке послания апостола Павла. Как исправить? Понятное дело, как. Подойти и сказать ему, что он что-то сделал не так, как правильно. Кажется, всё проще простого. Но вот только на практике подобное никогда не получается сделать нормально. Либо я сам не могу нормально сделать замечание. Внутри шевелятся раздражение и неприязнь, а бывает ловлю себя на чувстве превосходства и тщеславии. Либо человек принимает всё сказанное в штыки, и я начинаю от этого заводится. В любом случае возникает напряжение, а иногда происходит даже скандал.
Апостол Павел в курсе этих особенностей человеческой натуры. Он прекрасно знает, как работает наш эгоизм и на какие выкрутасы он способен. А потому он добавляет, что необходимо не просто исправлять. Но исправлять в духе кротости. Что это за дух такой? Кротость — это особое качество души, которое нередко противопоставляют гневливости. В кротком человеке нет сопротивления другим людям. Он не встаёт на дыбы, если что-то вдруг идёт не по его сценарию. В нём пропадает свойственная многим из нас тяжеловесность. Его словно становится мало. Он становится мягким и тихим. Почти прозрачным. Как правило такие люди — это люди поступка. И все их дела приносят окружающим максимальную пользу. И вот если такой человек говорит, то его слова не цепляют и не ранят окружающих. Не оставляют на их сердце едкую горечь. Даже если это слова замечания и обличения.
Дух кротости, точно так, как и дух любви, милости, смирения и долготерпения, — это подарок от Бога. Это особое действие в нашем сердце божественной благодати. А потому естественным образом он не возникает в душе. Для этого необходимо потрудиться. Каким же образом? Апостол даёт ответ — «наблюдая за собой». Есть такая важная духовная закономерность. Если человек ведёт духовную жизнь, если он ежеминутно отслеживает, что происходит в душе у него самого, пытается разобраться в глубинных мотивах и целях своих собственных чувств, мыслей, слов и поступков, он становится мягким и снисходительным к окружающим. Он видит, что сам далёк от совершенства. В нём самом есть те недостатки, которые присутствуют в других людях. И он это признаёт не умом, не абстрактно. Он ощущает это всем своим существом. Поэтому он десять раз подумает перед тем, как выпалить свои претензии окружающим. Но даже если скажет, то скажет словно о себе. Словно поделится своим опытом, как он сам справляется с собственными дефектами и немощами.
А потому зачастую человек кроткий пребывает в молчании. В первую очередь он сосредоточен на работе с собственной душой. У него нет никакого желания что-то кому-то доказывать, объяснять или поучать. Это нарушает тот хрупкий мир, который живёт у него внутри. И если он и делает это, то лишь потому, что сами люди обращаются к нему и просят рассказать, как он смог добиться таких результатов в духовной жизни и приобрести такое мирное внутреннее состояние.
К этому призваны и мы с вами. Больше наблюдать за собой. За движениями собственного сердца, за чувствами, мыслями, словами и поступками. То есть заниматься тем, что христианские подвижники называли душевным деланием. И тогда однажды мы заметим, что ровно в той степени, в какой мы проявляем усердие в этой работе, нам меньше хочется высказывать ближним свои претензии. Нам стало легче нести бремя их недостатков. Они просто перестали нас особо волновать. А люди, ощущая это, тянутся к нам, просят у нас совета и внимательно прислушиваются к нашим словам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 6. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. У каждого человека есть друзья и недруги. У кого-то больше одних, у кого-то других. Задумываясь о недругах, мы понимаем, что их можно нажить плохим поведением, но можно, как ни странно, хорошим. Такое тоже бывает. Иногда кажется, что с ними так трудно, что молиться за них и уж тем более желать им добра совсем не получается. И всё же должен быть в нашей молитве один элемент, о котором никак нельзя забывать. Порассуждать о нём подробнее можно на примере 6-го псалма, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 6.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око моё, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление моё; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Помню разговор с одним знакомым священником, который рассказывал мне о своём подходе к теме вражды и неприязни. Сам он старается сознательно ни с кем не враждовать и с чувством неприязни бороться, но и когда с ним кто-то враждует, говорит: «Пытаться нравиться всем — безнравственно. Это означает, что ты никакой: ни собственных убеждений, ни принципов, которые ты способен отстаивать». Действительно, если кто-то испытывает к нам неприязнь или даже враждует с нами, обычно мы расстраиваемся и пугаемся, хотя поступать надо совершенно иначе. Начать надо не с переживания о чужом мнении, а с вопроса к самому себе, что с тобой на самом деле, прав ты или нет. Если неправ, найти возможность извиниться и исправиться. Если прав, подумать о том, как жить мирно, сохраняя верность правде. Наконец, если сомневаешься, спроси совета, если же твоя совесть чиста, а человек продолжает враждовать, наберись терпения, но от правды не отступай.
Псалом 6-ой, который мы сейчас услышали, передаёт переживания царя и пророка Давида, находящегося в тяжёлой ситуации. Судя по тексту, проблемы и бедствия окружили его со всех сторон. Он ощущал на себе гнев Божий за грех, страдал от телесной болезни и от нападения врагов. Состояние его было так тяжело, что он буквально был на грани смерти. Однако при этом псалмопевец не потерял доверия Богу. Царь не просто просит о возвращении добрых отношений, но говорит: спаси меня ради милости Твоей. То есть знает, что гнев Божий — не гнев человеческий, он не противоречит милости и любви, но даже в определённом смысле является выражением этой любви в отношении грешника. И эта уверенность в Боге помогает Давиду не отчаиваться. Страдая физически и эмоционально, он изменился и духовно вернулся к Творцу, почему и не хочет иметь ничего общего с беззаконными. «Удалитесь от меня, — говорит он им, — ибо Бог услышал мой плач и примет мою молитву». Однако в контексте разговора о врагах важно обратиться к последнему стиху. В отличие от многих других псалмов, в данном случае автор немногословен. Однако те короткие прошения, которые он озвучивает, очень важны. Во-первых, он просит поразить врагов стыдом и страхом. И надо понимать, что стыд в ветхозаветном контексте — это публичное обрушение надежд, это позор, связанный с тем, что Бог смиряет человека на неправильном пути. Страх — это внутреннее переживание, это боязнь за своё будущее. Но дальше ещё интереснее, ведь Давид просит, чтобы враги обратились, когда будут опозорены. А обращение в еврейском — это далеко не всегда просто разворот — это изменение направления деятельности и мысли. И как Бога Давид в начале псалма умоляет обратиться, то есть сменить гнев на милость, так теперь, молясь о вразумлении врагов, просит о том, чтобы развернулись, то есть покаялись, они. Именно так должны быть выстроены молитвы о врагах, даже желая им испытаний, не следует делать этого из мести, но только из желания их покаяния и исправления.
Псалом 6. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 6. (Церковно-славянский перевод)
«О христианах и христианстве». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наш ведущий диакон Игорь Цуканов вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе трактата святителя Григория Нисского «...О том, что значит имя и название „христианин“» говорили о том, каким надо стремиться быть христианину, а также о смыслах христианства.
Разговор шел о том, как и в чем мы можем подражать Христу, почему христианин призван к совершенству и о чем стоит помнить на пути духовного развития.
Ведущий: Игорь Цуканов
Все выпуски программы Почитаем святых отцов











