
Фото: PxHere
Праздник Крещения Господня напоминает христианам и об их собственном крещении. Это таинство совершается лишь один раз в жизни человека. Кого-то крестили во младенчестве, по вере его родителей, кто-то сделал это осознанно и сам приносил за себя обеты отречься от зла и сочетаться, то есть соединиться со Христом. Отмечая великое торжество Богоявления мы ещё раз изумляемся тому щедрому драгоценному дару, которым наделил нас Господь, сойдя в воды Иордана. Господь Своим погружением в воды Иордана освятил всю водную стихию. Так стало возможным и освящение воды, и таинство крещения. Священник призывает в молитвах чина освящения воды благодать Божию, которая преобразует воду, а через неё тело и душу человека.
Святитель Иоанн Златоуст так говорил об этом: «Христос крестится, а с меня снимается скверна; на Него сходит Святой Дух, а мне подаётся оставление грехов; о Нём Отец свидетельствует как о Своём возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божьим ради Него; ему отверзлись небеса, а я вхожу в них; пред Ним Крещаемым является горнее царство, а я его получаю в наследственное владение; к Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь».
В одном из канонов, которые исполняются перед праздником, есть такие строки: «Если кто со Мною сойдёт и спогребётся Крещением, со Мною насладится славой и воскресением», — Христос возвещает. Но почему же крещение сравнивается со смертью?
Святой Кирилл Иерусалимский заметил, что для христианина воды крещения являются «и гробом, и матерью». Гробом — для прежней греховной жизни вне Христа и матерью новой жизни во Христе и в Царстве Его бесконечной правды.
Так и погружение Самого Христа в воды Иордана символизировало Его схождение во гроб, а потом и в ад. А выход Спасителя из реки — предстоящее Воскресение. Во время таинства крещения младенца или взрослого человека так же погружают в воду, в напоминание о смерти Христовой, а также о смерти крещаемого для греха. А исход из воды — это символ Воскресения Спасителя и чаемого всеми христианам воскресения каждого человека для «жизни будущего века».
В послании апостола Павла к Галатам есть стих, который вошёл в чин таинства крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», то есть все те, кто крестился во имя Христа, стали подобными Ему. С одной стороны — это молитва, просьба к Богу. С другой — призыв стать подобными Христу. А с третьей — укор: живём ли мы по заповедям Христовым? Достойны ли мы Его драгоценного дара?
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчёркивает: «Облечение во Христа, в спасительные ризы — это... задание на всю человеческую жизнь, и до самого последнего дыхания каждый из нас должен повторять эти дивные слова: „Я во Христа крестился, я во Христа облекаюсь“. Вот тогда вера наша будет живой и действенной».
Все выпуски программы Богоявление
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема