
Фото: PxHere
Праздник Крещения Господня напоминает христианам и об их собственном крещении. Это таинство совершается лишь один раз в жизни человека. Кого-то крестили во младенчестве, по вере его родителей, кто-то сделал это осознанно и сам приносил за себя обеты отречься от зла и сочетаться, то есть соединиться со Христом. Отмечая великое торжество Богоявления мы ещё раз изумляемся тому щедрому драгоценному дару, которым наделил нас Господь, сойдя в воды Иордана. Господь Своим погружением в воды Иордана освятил всю водную стихию. Так стало возможным и освящение воды, и таинство крещения. Священник призывает в молитвах чина освящения воды благодать Божию, которая преобразует воду, а через неё тело и душу человека.
Святитель Иоанн Златоуст так говорил об этом: «Христос крестится, а с меня снимается скверна; на Него сходит Святой Дух, а мне подаётся оставление грехов; о Нём Отец свидетельствует как о Своём возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божьим ради Него; ему отверзлись небеса, а я вхожу в них; пред Ним Крещаемым является горнее царство, а я его получаю в наследственное владение; к Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь».
В одном из канонов, которые исполняются перед праздником, есть такие строки: «Если кто со Мною сойдёт и спогребётся Крещением, со Мною насладится славой и воскресением», — Христос возвещает. Но почему же крещение сравнивается со смертью?
Святой Кирилл Иерусалимский заметил, что для христианина воды крещения являются «и гробом, и матерью». Гробом — для прежней греховной жизни вне Христа и матерью новой жизни во Христе и в Царстве Его бесконечной правды.
Так и погружение Самого Христа в воды Иордана символизировало Его схождение во гроб, а потом и в ад. А выход Спасителя из реки — предстоящее Воскресение. Во время таинства крещения младенца или взрослого человека так же погружают в воду, в напоминание о смерти Христовой, а также о смерти крещаемого для греха. А исход из воды — это символ Воскресения Спасителя и чаемого всеми христианам воскресения каждого человека для «жизни будущего века».
В послании апостола Павла к Галатам есть стих, который вошёл в чин таинства крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», то есть все те, кто крестился во имя Христа, стали подобными Ему. С одной стороны — это молитва, просьба к Богу. С другой — призыв стать подобными Христу. А с третьей — укор: живём ли мы по заповедям Христовым? Достойны ли мы Его драгоценного дара?
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчёркивает: «Облечение во Христа, в спасительные ризы — это... задание на всю человеческую жизнь, и до самого последнего дыхания каждый из нас должен повторять эти дивные слова: „Я во Христа крестился, я во Христа облекаюсь“. Вот тогда вера наша будет живой и действенной».
Все выпуски программы Богоявление
24 мая. О причинах народного почитания Святителя Николая

22 мая в праздник Перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бар в 1087 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о причинах народного почитания Святителя Николая.
Это не случайно было такое, но просто какое-то общенародное почитание святителя Николая. А на чём основываются эти почитания? Может быть, на том, что все хорошо знали житие святителя Николая? Или, может быть, на том, что какие-то государственные силы содействовали сохранению такой памяти благочестивой в народе? Нет.
Потому только, что святитель Николай отвечает людям на их молитвы. Вот этот живой религиозный опыт, опыт веры, который связан с тем, что на молитву нашу мы получаем ответ и является самым сильным для нас доказательством того, что Бог существует. Угодники Его существуют, которые молятся за нас.
Если бы не было бы этой обратной связи, то разве бы мы с вами здесь стояли? Разве был бы воздвигнут этот величественный храм? Да Господи, чего только не было в истории! Каких героев, каких полководцев, каких великих царей и императоров! А многих память погибе с шумом.
А имя святителя и чудотворца Николая мы прославляем как великого угодника, в том числе и заступника о нашей земле и о нашем народе. И вот дай Бог, чтобы эта память сохранялась. Очень важно, чтобы молодое поколение русских людей, да и людей других национальностей, считающих себя православными, бережно сохраняли молитвенную память о святителе Николае, обращая к нему свои воздыхания и с надеждой ожидая его помощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 мая. О подробностях предстоящей всероссийской недели семьи «7Яфест»

В период с 25 мая по 1 июня в Москве пройдёт Всероссийская неделя семьи «7Яфест», в рамках которой 25 мая состоится открытая встреча на тему «Семейные дела милосердия».
О подробностях предстоящего мероприятия рассказывает ведущий Радио ВЕРА Константин Мацан.
Рассказывают, что в дореволюционных дворянских семьях обязательной частью воспитания детей было посещение больниц, приютов для бедных, чтобы оказывать помощь тем, кому тяжелее. И, наверное, нет препятствий к тому, чтобы и сегодня эту традицию возрождать.
Какое значение для глубокого, здорового семейного общения взрослых и детей или даже супругов между собой имеют совместные добрые дела, дела милосердия, участие в социальных проектах, проще говоря, общая помощь тем твоим ближним, которым тяжелее, чем тебе. Об этом мы поговорим уже завтра.
В рамках Всероссийской недели «7Яфест» в воскресенье, 25 мая, состоится открытая встреча на тему «Семейные дела милосердия. Кто нуждается в нашей помощи и как творить добро с радостью?». Эта встреча пройдет в Москве, в Токмаковом переулке, в музее императора Николая II. В ней примут участие протоиерей Михаил Потокин, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, Ксения Алферова, актриса театра и кино, телеведущая, общественный деятель, и другие замечательные гости. Модератором встречи выступит Роман Торгашин, директор Радио ВЕРА. Всех приглашаем.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 мая. О подвиге Священномученика Мокия

Сегодня 24 мая. День памяти Священномученика Мокия, жившего в третьем веке.
О его подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Македонский священник Мокий был ревностным пастырем и пламенно убеждал язычников, собравшихся для поклонения языческому Бахусу, покаяться и обратиться ко Христу. За свою ревность и горячую проповедь священник претерпел множество страданий, ссылку и смертную казнь около 295 года.
Когда император Константин отстраивал свою новую столицу империи, Константинополь, он посвятил священномученику Мокию величественный храм. С основанием этого храма связан и сохранившийся текст службы этому святому.
Священномученик Мокий претерпел жестокие страдания, пытаясь спасти людей от поклонения идолу винопития. А сколько людей сейчас приносят себя в жертву этому смертному греху? Служат этому бесу?
Думаю, что священномученик Мокий — один из тех угодников Божиих, которых смело можно просить о молитве ко Господу о наших страждущих винопитиям близких. Его молитвами да избавит и нас Христос от этого тяжкого греха!
Все выпуски программы Актуальная тема