Проезжая по Воронежской области с севера на юг можно увидеть, как уютные пейзажи лесостепной зоны сменяются степью. Только мы были среди дубрав и холмов, поросших осинами. А уже через час мы летим куда-то в бесконечность полевых цветов, где горизонт упирается в небо.
Но вот что-то странное показалось. Как будто на зелёных склонах даже летом не тает снег или лёд. И откуда-то в Черноземье появились белые скалы причудливой формы.
На правом берегу Дона в Воронежской области есть местность Донское Белогорье или иначе Дивногорье. Меловые отложения на поверхности земли сделали её излюбленным местом для туристов и фотографов. Во многих местах здесь можно увидеть столбы из мела, которые называются – дивы. Отсюда происходит и название – Дивногорье. Нередко эту местность сравнивают со знаменитой областью Каппадокия на территории Турции. Только там каменные столбы и горы необычных форм появились вследствие извержения древних вулканов, а здесь на Дону̀ материалом для чудес природы стал тот самый мел, которым пишут на доске в школе.
Роднит Воронежскую область с Каппадокией еще одно сходство. Древняя Каппадокия – страна пещерных православных храмов. Здесь в Донском Белогорье насчитывается 58 пещер, которые в разное время использовались для частной молитвы или богослужения. Из них 16 – пещерные храмы! Есть несколько монастырей с потрясающе интересной историей. Но, пожалуй, самым живописным, является Спасский женский монастырь у села Костомарово.
Белая, словно от снега, возвышенность, на склонах которой расположился монастырь, носит название Фавор – в честь той горы, где преобразился Христос. Чуть повыше здесь есть и Голгофа с Крестом, а у подножия горы Гефсиманский сад и поток Кедрон. Всё как на Святой Земле.
Главный Спасский храм монастыря расположен в пещере. У входа в пещеру стоят две белых скалы-дивы, соединённые звонницей с колоколами. И на белоснежном фоне яркими красками сияют мозаичные иконы Спаса Нерукотворного, Божией Матери с архангелами, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца и святых мучениц. Попасть в храм можно по коридору, выточенному в известняке. Главная святыня Спасского храма – икона Божией Матери «Благодатное небо». На иконе видны следы от пуль, выпущенных красноармейцем во время гонений на веру.
В соседней небольшой пещере располагается храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Когда украшали эту церковь, мастерам не пришлось думать о материалах для иконостаса. Они вырезали его прямо из меловых стен!
Дальше идут пещеры, где жили подвижники былых времен, пещерный храм во имя Серафима Саровского и Пещера Покаяния. В этой пещере в тяжелые тридцатые годы исповедовал людей блаженный старец Пётр Еремеенко. Впоследствии он умер за веру в местах заключения
С девяностых годов, когда началось возрождение обители, Костомаровский монастырь стал женским. Сёстры тихо и неспешно несут послушание, но паломникам всегда рады.
Воронежское Дивногорье называют Русской Каппадокией, а Костомаровский монастырь – это образ Святой Земли в белых скалах посреди нашего Черноземья.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»