
Предать Бога можно по-разному. Например, впадать в одни и те же грехи из раза в раз: смолчать, когда рядом хулят Имя Божие; осуждать кого-то; лицемерить, тщеславиться, гордиться.
Это так очевидно, что сразу бросается нам же самим в глаза. Мы идём на исповедь и каемся.
А бывает грех как будто незаметный. Случайный. Готовясь к очередной исповеди, я вспомнила случай, который много лет тянет меня за душу. Формально ничего страшного не произошло. Даже того, что можно было бы исповедовать. Но я задумалась, почему душа не на месте.
Как-то раз меня пригласили на съёмки документального фильма с элементами игрового кино про маршала Жукова. Мне доверили роль его жены. Я была польщена и сразу согласилась.
В назначенный день приехала на студию. Пока меня одевали, причесывали, красили, пришла еще одна «жена» Жукова. Я удивилась, но вида не подала.
После сборов мне вручили сценарий. Я прочитала и обомлела. Мне досталась роль первой жены маршала! И сцены меня ждали неприятные — конфликт с соперницей, выяснение отношений с мужем, отчаяние моей героини.
Но самое ужасное, что вся эта картина рисовала неприглядный портрет великого полководца. Это шло вразрез с моими представлениями о Георгии Жукове.
Я замялась. Робко высказала своё несогласие со сценарием. Режиссер объяснил — «Без перчика никто смотреть не будет».
Я приуныла, но не нашла в себе силы уйти. Потом мне никак не удавалось войти в роль. Все во мне сопротивлялось. Кое-как снялась. Возвращалась домой, как с преступления.
После, пытаясь реабилитироваться в собственных глазах, я пыталась исправить дело делом. Рассказывала в блоге о достоинствах Георгия Жукова как военачальника. Лишний раз старалась сказать доброе слово.
Некоторые стороны обычной жизни маршала не так значительны на фоне его героических подвигов, совершенных во имя страны. А про жизнь внутреннюю, то есть духовную, не нам судить.
Христос призывал нас: «Не судите, да не судимы будете».
Мой духовный отец давал наставление — «Не обличай, не осуждай».
Я нарушила эти заветы. Господь меня задумал иначе. Дал мне талант. В меру моей способности призвал реализовать его. На что я его употребила?
Нужно серьезно и ответственно относиться к себе. И спрашивать себя — моё действие или бездействие не оскорбляет ли Господа? Как я реализовываю свой талант? Всегда нужно стараться поступать по совести.
Возможно, мои коллеги, с которыми мы работали, сейчас понимают, что в чем-то были неправы, что своим поверхностным отношением к теме они могли нанести ущерб доброму имени, имиджу героя страны. На тот момент я понимала, а они нет.
Кому много дано, с того больше спрашивается. А надо спрашивать прежде всего с себя.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.