Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Константин Горбатов написал сельский солнечный пейзаж «Зима» в 1919 году, в страшный для страны период гражданской войны: художник считал, что живопись должна запечатлевать «жизнь не такой, какая она есть, а такой, какой могла бы быть».

— Маргарита Константиновна, здравствуйте!
— Настенька! Давно ты не заходила к нам в Третьяковскую галерею. Рада тебя видеть!
— Я тоже очень рада! Учёба, учёба... Ни минутки свободной! Вот только на зимних каникулах и получилось выбраться к вам. И то — по серьёзному поводу. Я участвую в конкурсе сочинений «Русская зима». Мне нужно написать эссе о какой-нибудь зимней картине. Ну я, конечно, сразу о вас вспомнила — и бегом в Третьяковскую галерею. Может быть, вы мне что-то подскажете?
— С радостью помогу, Настенька. Тем более, что в нашей коллекции немало замечательных работ, посвящённых зиме. Можно взять какой-нибудь пейзаж... Саврасова, например... Или Васнецова...
— Маргарита Константиновна, а посмотрите-ка, прямо перед нами зимняя картина! Такая светлая, радостная! Давайте её возьмём в качестве темы!
— Точно! Она так и называется «Зима». Написал её художник Константин Горбатов в 1919 году. Понравилась тебе эта работа?
— Очень! На ней изображён сельский пейзаж в зимний солнечный день. На заднем плане небольшие деревенские дома и церквушка, впереди — высокие раскидистые деревья. Ветви у них тонкие, изящные, будто кружевные! Слева на картине — местные жители в ярких одеждах. А небо — светло-светло-голубое! Солнечное, весёлое!
— «Весёлое небо»! Как ты поэтично рассказываешь, Настя. Почему тебе так показалось?
— Посмотрите: в левой верхней части картины художник поместил птиц. Они кружат в небе среди облаков. Будто радуются солнечному зимнему дню.
— Ты уловила суть творчества Константина Горбатова. Все его работы наполнены солнцем, светом, яркими красками. Художник считал, что живопись должна запечатлевать «жизнь не такой, какая она есть, а такой, какой могла бы быть». И эта идея прошла сквозь всё его творческое наследие.
— Но Маргарита Константиновна, разве русская деревенька не могла выглядеть именно так, как на картине, в один из солнечных зимних дней?
— Могла, но всё-таки в своей работе художник идеализирует окружающую действительность. Ведь, как я сказала, пейзаж был написан в 1919 году. Для России, охваченной гражданской войной, это страшный период. Голод, хаос, разруха... Не было ни одной семьи, ни одной деревни, которой не коснулась бы беда тех лет... И в столь тяжёлое для страны время художник пишет картины, наполненные счастьем, умиротворением, нежностью: например, «Городской пейзаж», «Псков (Жизнь на реке Пскова)», «Ранняя весна. Голубые тени».
— И вот эта работа, что перед нами! Но как художник создаёт такое светлое настроение?
— С помощью ярких пятен и золотистых оттенков. Посмотри, какие краски он использует: голубой и сиреневый, а ещё золотистый, розовый, оранжевый...
— Сколько интересного вы для меня сегодня открыли, Маргарита Константиновна! Теперь я совершенно по-другому воспринимаю картину «Зима» Константина Горбатова.
— Художник ставил перед собой задачу в любых, обстоятельствах дарить своим творчеством людям добрые и светлые чувства, утешение, спокойствие. За всю жизнь он побывал и поработал в разных странах — в Италии, в Германии, в Палестине, и везде он создавал картины жизнерадостные, экспрессивные, яркие...
— А какие краски он использует! Оранжевые, жёлтые, синие... Переливы холодных и тёплых оттенков.
— О, это отличительная черта, творческий почерк художника. Смелыми яркими мазками он умел так гармонично собрать композицию, что всё пространство полотна, и природные (созданные Богом), и рукотворные объекты — соединяются в единое, гармоничное целое. Таким художник видел мир.
— Но знаете, Маргарита Константиновна, я иногда замечаю вокруг себя нечто настолько же прекрасное, что изобразил на картине «Зима» Константин Горбатов. Виды природы. Например, заснеженный лес около нашей дачи, или виды скалистого Черноморского побережья, где мы с родителями отдыхали прошлым летом... И наш яблоневый сад за школой, который так чудесно расцветает весной!
— Наш мир прекрасен, Настенька. Особенно в глазах такого, как ты, доброго и светлого человека.
— Маргарита Константиновна, спасибо вам за рассказ о картине!
— Я так рада, что смогла помочь. Уверена, у тебя получится замечательное сочинение о картине Константина Горбатова «Зима» из коллекции Третьяковской галереи.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Деяния святых апостолов

Деян., 44 зач., XX, 16-18, 28-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Церковь стала Церковью после Сошествия Святого Духа на апостолов. Мы верим, что с той поры Дух Святой живёт в Церкви и действует в ней, однако действие Духа предполагает свободное согласие человека, а потому Дух не может никакого сделать праведником, человек сам должен приложить к этому необходимые усилия. И здесь возникает вопрос, на который мы вынуждены отвечать буквально каждую минуту: какие именно усилия помогут нам обрести благодать Святого Духа и достигнуть спасения? Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, кто мы, ведь есть существенная разница, скажем, между монахом и многодетной матерью. Вместе с этим, магистральное требование для всех одно: хранение веры во Христа и милосердие. Об этом и о многом другом сегодня повествует звучащий во время литургии в православных храмах отрывок из 20-й главы книги Деяний святых апостолов.
Глава 20.
16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,
18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,
28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:
34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.
35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».
36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.
Обращаясь к пресвитерам Церкви, то есть к священникам, апостол Павел сказал очень важные слова, которые относятся отнюдь не только к служителям алтаря: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).
В этом наставлении святого апостола можно выделить сразу несколько акцентов. Во-первых, конечно же, обращает на себя внимание утверждение, что «пасти Церковь Господа и Бога» тех людей, к которым обращался апостол Павел, поставил Дух Святой. Да, Дух действовал через конкретных людей, но люди здесь лишь одушевлённый инструмент, не более того.
Стоит задуматься ещё вот о чём: на любое церковное служение человека ставит Дух Святой, более того, вообще в Церкви место каждого человека определяется Святым Духом. Об этом не стоит забывать, потому что Церковь — это не земная институция со счетами в банке, налоговым номером и главой юридического лица, Церковь — это богочеловеческий организм, частью которого является любой верующий во Христа человек, вне зависимости от того, имеет ли он трудовую связь с земной институцией.
Безусловно и бесспорно, что чем выше человек поставлен Духом Святым в церковной иерархии, тем большую ответственность он несёт перед Богом и людьми, но это не исключает и ответственности всех прочих чад Церкви.
Ранее процитированная фраза апостола Павла интересна ещё и тем, что своё наставление пресвитерам он начал с призыва «внимать себе» и лишь после этого продолжил, сказав «внимать и всему стаду». Невозможно кому-либо помочь обрести спасение, если человек не знает самого себя, если он не внимателен к своей душе и, если свою душу он не ведёт к спасению. Доктор с больным сердцем вполне в состоянии помочь больному избежать сердечно-сосудистых катастроф, однако губящий свою душу пресвитер будет бессилен оказать помощь душе другого человека. Да, история знает и исключения из этого правила, но они чрезвычайно редки, и не стоит концентрировать на них своё внимание, значительно больше пользы мы принесём своей душе, если последуем словам апостола Павла и спасение начнём с самих себя.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Учитесь сохранять семью. Старцы Псково-Печерского монастыря о семейной жизни»

«Живите в Законе Божием и в законном браке. Этим и спасайтесь», — такое наставление дал в письме своим духовным чадам-супругам архимандрит Иоанн (Крестьянкин) — старец ХХ века из Псково-Печерского монастыря. Не только он, но и другие старцы этой древней обители оставили мудрые поучения и мысли, которые касаются жизни в семье. Их советы о том, как обрести взаимопонимание между супругами, как воспитать детей в почитании родителей и любви к Богу, мы найдём на страницах сборника «Учитесь сохранять семью. Старцы Псково-Печерского монастыря о семейной жизни».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) часто повторял, что есть два креста — монашеский и семейный. Если строить семью по заповедям Божьим, то этот путь станет столь же спасительным, как и иноческий. Супругам он напоминал о том, почему в Таинстве венчания муж и жена пьют из чаши вино, смешанное с водою. Вино символизирует радости совместной жизни. А вода, которой в чаше всегда больше — это общие горести, беды и боли. Всё делить друг с другом — и есть смысл супружества и одновременно непростая наука, ей можно учиться всю жизнь. Об этом старец Иоанн (Крестьянкин) говорит в письме к своим духовным детям, цитату из которого найдём в сборнике: «Ваше терпение и любовь сделают больше, чем выяснения отношений. В семейной жизни, чтобы был мир, надо быть строгим к себе и снисходительным к супруге, и ей — построже к себе, помягче к мужу. Этому надо учиться».
Ещё один псково-печерский старец, архимандрит Алипий (Воронов) был наместником монастыря в 60-е годы ХХ века. Он восстановил его буквально из руин, и вошёл в историю обители как Великий наместник. В книгу «Учитесь сохранять семью» помещены фрагменты его проповедей и бесед, в которых он размышляет о том, как важен личный пример родителей в деле воспитания детей. Старец Алипий говорит: «Если ребёнок видит, что мать и отец молятся дома и ходят в храм, милосердны, не ругаются, не сквернословят, — одним словом, ведут праведную и благочестивую жизнь, то это хорошее впечатление в душе ребенка останется с ним навсегда. Даже если он, когда вырастет, уйдёт в водоворот этой жизни, семя, посеянное родителями в раннем возрасте, прорастёт в своё время, и приведёт к покаянию в грехах и общению с Богом».
На страницах сборника «Учитесь сохранять семью» мы найдём советы и других старцев Псково-Печерского монастыря — схиигумена Саввы (Остапенко), архимандрита Нафанаила (Поспелова), схииеродиакона Андроника (Шаруды). Все они говорят об одном: семью, домашнюю Церковь, нужно оберегать. Как сказал старец Иоанн (Крестьянкин): «Берегите свою семью — это Божие благословение и путь спасения».
Все выпуски программы Литературный навигатор
«Рождественская книга ангелов»

Святые ангелы — духовные существа, Божьи вестники, хранители и защитники человека — были созданы Господом в самом начале Творения. В христианском богословии сложилась даже отдельная дисциплина, повествующая о бесплотных созданиях невидимого мира — ангелология, то есть, наука об ангелах. Размышляли об ангелах не только богословы, но и мастера слова художественного. Произведения русских писателей и поэтов 19- ХХ века, героями которых так или иначе стали бесплотные силы, мы найдём под обложкой сборника «Рождественская книга ангелов».
Из названия становится понятно, что собранные в ней стихи и рассказы объединяет не только ангельская тема, но и посвящение Рождеству Христову. О Рождестве писали Александр Блок, Саша Чёрный, Иван Бунин, Леонид Андреев и другие отечественные литераторы. Каждый из них по-своему художественно осмыслил духовную суть праздника. Например, Пётр Ершов в своём стихотворении «Ночь на Рождество Христово», которое, пожалуй, можно назвать и пьесой в миниатюре, воссоздал события Вифлеемской ночи. Написано произведение в стилистике «белого стиха» — то есть, свободного от рифмы, но сохраняющего стихотворный ритм: «Вдруг небеса осветились, — \ И новое солнце, звезда Вифлеема, раздрав полуночную ризу небес, \ Явилась над мрачным вертепом, \И ангелы стройно воспели хвалебные гимны во славу рожденного Бога, \ И, громко всплеснув, Иордан прокатил сребровидные воды...».
В классической стихотворной форме написал о Рождественской ночи Афанасий Фет. И ангелы в его поэтических строках тоже присутствуют: «Ночь тиха. По тверди зыбкой \ Звёзды южные дрожат.\ Очи Матери с улыбкой \ В ясли тихие глядят. \ Ни ушей, ни взоров лишних, \ Вот пропели петухи — \ И за Ангелами в вышних \ Славят Бога пастухи».
В некоторых произведениях из сборника «Рождественская книга ангелов», роль ангела-хранителя берут на себя обычные люди, ведомые евангельской любовью к ближнему. Например, в рассказе Ивана Бунина «Лапти». Где старый слуга Нефёд из сострадания к тяжело больному ребёнку своей барыни в лютый мороз и вьюгу отправился в соседнее село, за несколько вёрст, чтобы купить там в лавке лапти и краску. В бреду мальчик всё просил принести ему красные лапти... Или в трогательной истории Саши Чёрного «Рождественский ангел» — где Божьим посланником становится маленькая девочка из богатой семьи. В церкви на рождественском Богослужении она замечает бедную вдову с голодными детьми. Девочка проникается их горем и устраивает для детишек и их матери настоящий праздник.
Сборник «Рождественская книга ангелов» не только познакомит читателей с произведениями русской классической литературы, но и подарит уверенность в том, что ангелы всегда рядом с нами. Помогают, хранят нас и поддерживают. Так мудро устроил Господь.
Все выпуски программы Литературный навигатор