Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Константин Горбатов написал сельский солнечный пейзаж «Зима» в 1919 году, в страшный для страны период гражданской войны: художник считал, что живопись должна запечатлевать «жизнь не такой, какая она есть, а такой, какой могла бы быть».

— Маргарита Константиновна, здравствуйте!
— Настенька! Давно ты не заходила к нам в Третьяковскую галерею. Рада тебя видеть!
— Я тоже очень рада! Учёба, учёба... Ни минутки свободной! Вот только на зимних каникулах и получилось выбраться к вам. И то — по серьёзному поводу. Я участвую в конкурсе сочинений «Русская зима». Мне нужно написать эссе о какой-нибудь зимней картине. Ну я, конечно, сразу о вас вспомнила — и бегом в Третьяковскую галерею. Может быть, вы мне что-то подскажете?
— С радостью помогу, Настенька. Тем более, что в нашей коллекции немало замечательных работ, посвящённых зиме. Можно взять какой-нибудь пейзаж... Саврасова, например... Или Васнецова...
— Маргарита Константиновна, а посмотрите-ка, прямо перед нами зимняя картина! Такая светлая, радостная! Давайте её возьмём в качестве темы!
— Точно! Она так и называется «Зима». Написал её художник Константин Горбатов в 1919 году. Понравилась тебе эта работа?
— Очень! На ней изображён сельский пейзаж в зимний солнечный день. На заднем плане небольшие деревенские дома и церквушка, впереди — высокие раскидистые деревья. Ветви у них тонкие, изящные, будто кружевные! Слева на картине — местные жители в ярких одеждах. А небо — светло-светло-голубое! Солнечное, весёлое!
— «Весёлое небо»! Как ты поэтично рассказываешь, Настя. Почему тебе так показалось?
— Посмотрите: в левой верхней части картины художник поместил птиц. Они кружат в небе среди облаков. Будто радуются солнечному зимнему дню.
— Ты уловила суть творчества Константина Горбатова. Все его работы наполнены солнцем, светом, яркими красками. Художник считал, что живопись должна запечатлевать «жизнь не такой, какая она есть, а такой, какой могла бы быть». И эта идея прошла сквозь всё его творческое наследие.
— Но Маргарита Константиновна, разве русская деревенька не могла выглядеть именно так, как на картине, в один из солнечных зимних дней?
— Могла, но всё-таки в своей работе художник идеализирует окружающую действительность. Ведь, как я сказала, пейзаж был написан в 1919 году. Для России, охваченной гражданской войной, это страшный период. Голод, хаос, разруха... Не было ни одной семьи, ни одной деревни, которой не коснулась бы беда тех лет... И в столь тяжёлое для страны время художник пишет картины, наполненные счастьем, умиротворением, нежностью: например, «Городской пейзаж», «Псков (Жизнь на реке Пскова)», «Ранняя весна. Голубые тени».
— И вот эта работа, что перед нами! Но как художник создаёт такое светлое настроение?
— С помощью ярких пятен и золотистых оттенков. Посмотри, какие краски он использует: голубой и сиреневый, а ещё золотистый, розовый, оранжевый...
— Сколько интересного вы для меня сегодня открыли, Маргарита Константиновна! Теперь я совершенно по-другому воспринимаю картину «Зима» Константина Горбатова.
— Художник ставил перед собой задачу в любых, обстоятельствах дарить своим творчеством людям добрые и светлые чувства, утешение, спокойствие. За всю жизнь он побывал и поработал в разных странах — в Италии, в Германии, в Палестине, и везде он создавал картины жизнерадостные, экспрессивные, яркие...
— А какие краски он использует! Оранжевые, жёлтые, синие... Переливы холодных и тёплых оттенков.
— О, это отличительная черта, творческий почерк художника. Смелыми яркими мазками он умел так гармонично собрать композицию, что всё пространство полотна, и природные (созданные Богом), и рукотворные объекты — соединяются в единое, гармоничное целое. Таким художник видел мир.
— Но знаете, Маргарита Константиновна, я иногда замечаю вокруг себя нечто настолько же прекрасное, что изобразил на картине «Зима» Константин Горбатов. Виды природы. Например, заснеженный лес около нашей дачи, или виды скалистого Черноморского побережья, где мы с родителями отдыхали прошлым летом... И наш яблоневый сад за школой, который так чудесно расцветает весной!
— Наш мир прекрасен, Настенька. Особенно в глазах такого, как ты, доброго и светлого человека.
— Маргарита Константиновна, спасибо вам за рассказ о картине!
— Я так рада, что смогла помочь. Уверена, у тебя получится замечательное сочинение о картине Константина Горбатова «Зима» из коллекции Третьяковской галереи.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Церковь, Предание, Отчизна. Мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца»

Преподобный Паисий Святогорец, афонский монах и один из наиболее почитаемых старцев ХХ века, большую часть жизни провёл вдали от мира. Однако духовно он постоянно находился вместе с людьми, разделял их беды и невзгоды. К старцу обращались не только с личными проблемами. Многие из тех, кто посещал его келью на Святой горе Афон, часто делились своими переживаниями по поводу каких-либо житейских, политических или церковных вопросов. Всё это преподобный Паисий рассматривал исключительно в духовной плоскости. Его взгляды на некоторые общественные проблемы кратко сформулированы в небольшой по объёму книге «Церковь, Предание, Отчизна. Мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца».
Преподобный Паисий был твёрд и непреклонен, когда речь заходила о Православной Церкви. Он говорил: «Всё, что имеет Церковь, очищено, подобно дистиллированной воде. Спасение людей осуществляется в Церкви». Старец и на человека смотрел, как на часть единого Тела Христова — Православной Церкви. С детства отец Паисий впитал любовь и глубокое уважение к церковному преданию, к установлениям святых отцов Церкви. В беседах с духовными чадами он часто говорил о том, как когда-то жили и подвизались они, и как живём сегодня мы. Преподобный Паисий говорил: «Мы должны сравнивать себя со святыми, чтобы видеть, продолжаем ли мы их дело».
Любовь к Церкви для старца являлась неотделимой от любви к Отечеству. Отец Паисий часто повторял: «Отечество — это большая семья». Он хотел, чтобы христиане были патриотами своей Родины. Духовными советами старец помогал многим государственным служащим. В книге «Церковь, Предание, Отчизна» говорится о том, как к нему на Афон приезжали высокопоставленные политики. И старец просил их, чтобы они направили действия на благо Родины и Церкви. Сам преподобный Паисий Святогорец в юности защищал родную землю — во время гражданской войны в Греции 1946-1949 годов он служил в разведке радистом. А став монахом, помогал Отечеству молитвой. И побуждал к этому других. Он часто повторял: «Давайте будем молиться, чтобы Бог просвещал тех, кто занимает в государстве ответственные должности, потому что такие люди могут сделать много добра».
Мудрые мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца помогут нам глубже понять духовную суть многого, что происходит вокруг нас в мире. И что в любой ситуации у человека есть твёрдые, незыблемые опоры — Церковь, Предание, Отчизна.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Наталья Мелёхина. «Животинки из Паутинки»

Есть в Вологодской области деревенька Полтинино. Местные жители ласково называют её «Полтинка». Но из-за их своеобразного северного говора слышится: «Паутинка». В Полтинке-Паутинке родилась и выросла писательница Наталья Мелёхина. Одну из своих книг о родной деревне она так и назвала — «Животинки из Паутинки».
Уже из названия становится понятно, что речь в книге пойдёт о братьях наших меньших. По признанию самого автора, родился этот сборник рассказов из постов в социальных сетях. Наталья Мелёхина любила наблюдать за животными в деревне; на своей интернет-страничке она писала о птицах, ежах, зайцах, собаках и кошках. Читателям эти короткие, добрые зарисовки нравились, и они стали просить писательницу, чтобы она собрала их в отдельную книгу. Наталья так и сделала. Книга получилась небольшая, наполненная радостью от того, что живёшь на земле и каждый день видишь родные места. Как пишет сама Наталья Мелёхина: «Нет в моей деревне ничего особенного, кроме красоты, незаметно и щедро разли́той Богом везде и всюду».
«Животинки из Паутинки», о которых рассказывает автор — неотъемлемая частичка этой красоты Божьего мира. Собака Вега — лайка-сладкоежка, любительница малинового пирога, приготовленного в русской печи. Ёж Иванович — частый гость клубничных грядок, настолько привыкший к людям, что спокойно лакомится спелыми ягодами прямо у них на глазах. Воробьишка Тишка, проживающий во дворе возле колодца, с которым семья писательницы по-братски делится завтраками.
В мире животных, который рисует на страницах своей книги Наталья Мелёхина, много такого, к чему стоит присмотреться и человеку. Например, героиня рассказа «Лесные гости», зайчиха, кормит не только своих, но и чужих зайчат. «Нам есть чему у зайцев поучиться, не делить детей на своих и чужих в час нужды», — делает вывод писательница. Её увлекательные истории со смыслом, зарисовки с натуры и ностальгические лирические миниатюры полны жизнеутверждающей радости и тёплого юмора.
Вторая часть сборника «Животинки из Паутинки» называется «Дашкины рассказы». Их героиню, девочку Дашу из деревни Полтинино, Наталья Мелёхина, по собственному признанию, наделила многими своими чертами. Даша заботится о зверях и птицах. Под окнами своего дома она устраивает птичью столовую. Любит ходить по грибы, рыбачить с отцом в бурной горной речке, а по вечерам слушать бабушкины сказки. В красоте окружающего мира она чувствует незримое присутствие Бога. В течении ручья, благоухании цветов, в бабушкиных иконах, в небе, на земле и в самой себе.
Книга Натальи Мелёхиной «Животинки из Паутинки» — это тепло деревенского дома, где зимой в печке потрескивают дрова, а на столе дымится каравай свежего хлеба. Это дар видеть руку Творца в каждой травинке, каждой малой птице. И понимать, что каждая жизнь — чудо.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) и его семья

Фото: Mihail Tregubov / Unsplash
В семье крестьян Сидоренко из краснодарского села Екатериновка ожидалось прибавление. Супруги Николай Гордеевич и Александра Васильевна горячо молились о том, чтобы Господь даровал им здорового ребёнка. В праздник Святой Живоначальной Троицы, 3 июня 1928 года, малыш появился на свет. Господь послал родителям сына.
На восьмой день после рождения мальчика окрестили и нарекли Виталием. Александра Васильевна удивлялась спокойному, тихому младенцу. Плакал он очень редко, и почти всегда улыбался, лёжа в маленькой деревянной кроватке, которую смастерил для Виталия отец. Однажды поздним вечером мать убаюкивала малыша, напевая колыбельную, и не заметила, как уснула. Из дрёмы её вывело прекрасное пение. Оно звучало прямо над кроваткой младенца. Невидимые голоса славили Бога, и под эти звуки Виталий мирно спал. Впоследствии, вспоминая об этом случае, Александра Васильевна говорила: «то ангелы баюкали моё дитя». Чудесный случай убедил родителей мальчика в том, что Господь уготовил ребёнку особый путь.
Подрастая, Виталий только подтверждал это предположение. Уже в пятилетнем возрасте он начал строго соблюдать все православные посты. Время тогда и без того было голодное. На столе у Сидоренко обычно стояла картофельная похлёбка да ржаной хлеб. Виталий брал себе корочку, а от похлёбки отказывался. Николай Гордеевич и Александра Васильевна переживали за сына. Но мальчик рос здоровым и весёлым. Впрочем, он любил уединение. Порой, когда Виталий долго не появлялся дома, родителям приходилось отправляться на поиски сына. Часто его находили на берегу реки, в зарослях камыша, погружённого в глубокую молитву.
Когда Виталию исполнилось 8 лет, родители отдали его в сельскую школу. Едва научившись грамоте, мальчик взял у матери Евангелие. Он не расставался с ним — носил Священное Писание с собой в класс и на переменках читал ребятам. Николай Гордеевич и Александра Васильевна были верующими людьми, однако время тогда наступило безбожное, и за открытую проповедь могли даже арестовать. Опасаясь за сына, родители пытались спрятать от него Евангелие. Но Виталий снова и снова находил его. И это было единственным его непослушанием. В девятилетнем возрасте Виталий стал помогать отцу и матери — на каникулах подрабатывал в колхозе пастухом. Шёл 1937 год, — процветали доносы, шли аресты. Тем летом Николай Гордеевич принёс домой с колхозного поля пару початков кукурузы. Кто-то увидел, пожаловался, и Сидоренко осудили на 6 лет — по статье «Хищение государственного имущества». Из мест заключения в 1942 году он отправился прямиком на фронт — шла Великая Отечественная война. Вскоре почтальон принёс в дом Сидоренко похоронку... Теперь Виталий стал главой семьи. Он старался помогать матери. Понимал, как трудно ей без отца, и всем сердцем жалел. А душа его неудержимо стремилась к Богу. Он уже давно и твёрдо решил стать монахом. Так сбылась материнская молитва о том, чтобы сын избрал в жизни путь служения Богу. В 1948 году 20-летний Виталий Сидоренко стал послушником Глинской пустыни — монастыря близ украинского города Сумы.
Впоследствии он принял монашеский постриг, много странствовал с проповедями. Люди почитали отца Виталия как подвижника веры и мудрого духовного наставника. Часто в беседах старец Виталий (Сидоренко) с любовью рассказывал о своих родителях. И в наставлениях учил всегда почитать отца и мать, слушаться их и любить.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен