
Фото: Biro Zoltan/Unsplash
Это решение Константина Брынковяну многим валашцам тогда показалось странной блажью. Но дальновидный Брынковяну отлично знал, что делал. Константин хотел не просто править своим народом, а просвещать его. И с этой точки зрения торговый и ремесленный Тырговиште на роль духовного центра страны не совсем подходил. Другое дело — Бухарест. Там были сосредоточены крупные монастыри, там жили известные учёные, богословы, историки и летописцы, там печатались и оттуда расходились по всей стране богослужебные и святоотеческие книги.
Правда, сам Бухарест, казалось, робел перед столь серьёзной ответственностью. Городские власти боялись, что не смогут должным образом «держать марку» столицы. Но господарь вовсе не собирался пускать новый стольный град в свободное плавание.
Константин Брынковяну намеревался развивать город, которому суждено было стать духовным и просветительским центром страны. Первым делом он лично проинспектировал Академию — знаменитое учебное заведение, располагавшееся в бухарестском монастыре Святого Саввы. Найдя, что многое можно изменить и улучшить, господарь выделил на это солидную денежную сумму и стал постоянным попечителем Академии. По её образцу Брынковяну открыл школы ещё в нескольких монастырях Бухареста — Святого Георгия, Коцля и других. Господарь позаботился, чтобы во всех этих школах были первоклассные библиотеки, доступные не только для монахов и студентов, но и для всех, умеющих читать.
Одна из самых крупных библиотек открылась в монастыре Хорезу, который в тысяча шестьсот девяностом году заложил Константин Брынковяну. Господарь щедро жертвовал на его строительство, не скупясь на самых лучших мастеров. Как, впрочем, и в другой обители, построенной Константином вскоре после Хорезу — монастыре Рымнику-Сэрат. В Бухаресте Брынковяну построил несколько церквей, а в Тырговиште, который господарь вовсе не оставил своим попечением, пусть даже и лишив столичного статуса, по указу Константина были заново расписаны два храма — Димитриевский и Господарский.
Забота Брынковяну о Божьих храмах выходила и за пределы Валахии. Он постоянно направлял пожертвования в храмы Иерусалима и Константинополя, в монастырь Святой Екатерины на Синае и на Святую Гору Афон.
Годы правления Контантина Брынковяну называют эпохой расцвета церковной жизни, науки и архитектуры. Однако она оборвалась в одночасье — так же стремительно, как и началась. Турки, которым формально подчинялись тогда валашские господари, по ложному доносу завистников Константина, заключили Брынковяну в тюрьму и под страхом смерти принуждали христианского правителя принять ислам. Но Константин не поддавался на уговоры и вскоре был жестоко казнён.
Румынская Православная Церковь прославила Константина Брынковяну в лике святых мучеников. А Бухарест, для которого святой господарь не жалел своего доброго и щедрого сердца, по-прежнему, спустя более трёх сотен лет, остаётся столицей православной Румынии.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.