
Фото: Biro Zoltan/Unsplash
Это решение Константина Брынковяну многим валашцам тогда показалось странной блажью. Но дальновидный Брынковяну отлично знал, что делал. Константин хотел не просто править своим народом, а просвещать его. И с этой точки зрения торговый и ремесленный Тырговиште на роль духовного центра страны не совсем подходил. Другое дело — Бухарест. Там были сосредоточены крупные монастыри, там жили известные учёные, богословы, историки и летописцы, там печатались и оттуда расходились по всей стране богослужебные и святоотеческие книги.
Правда, сам Бухарест, казалось, робел перед столь серьёзной ответственностью. Городские власти боялись, что не смогут должным образом «держать марку» столицы. Но господарь вовсе не собирался пускать новый стольный град в свободное плавание.
Константин Брынковяну намеревался развивать город, которому суждено было стать духовным и просветительским центром страны. Первым делом он лично проинспектировал Академию — знаменитое учебное заведение, располагавшееся в бухарестском монастыре Святого Саввы. Найдя, что многое можно изменить и улучшить, господарь выделил на это солидную денежную сумму и стал постоянным попечителем Академии. По её образцу Брынковяну открыл школы ещё в нескольких монастырях Бухареста — Святого Георгия, Коцля и других. Господарь позаботился, чтобы во всех этих школах были первоклассные библиотеки, доступные не только для монахов и студентов, но и для всех, умеющих читать.
Одна из самых крупных библиотек открылась в монастыре Хорезу, который в тысяча шестьсот девяностом году заложил Константин Брынковяну. Господарь щедро жертвовал на его строительство, не скупясь на самых лучших мастеров. Как, впрочем, и в другой обители, построенной Константином вскоре после Хорезу — монастыре Рымнику-Сэрат. В Бухаресте Брынковяну построил несколько церквей, а в Тырговиште, который господарь вовсе не оставил своим попечением, пусть даже и лишив столичного статуса, по указу Константина были заново расписаны два храма — Димитриевский и Господарский.
Забота Брынковяну о Божьих храмах выходила и за пределы Валахии. Он постоянно направлял пожертвования в храмы Иерусалима и Константинополя, в монастырь Святой Екатерины на Синае и на Святую Гору Афон.
Годы правления Контантина Брынковяну называют эпохой расцвета церковной жизни, науки и архитектуры. Однако она оборвалась в одночасье — так же стремительно, как и началась. Турки, которым формально подчинялись тогда валашские господари, по ложному доносу завистников Константина, заключили Брынковяну в тюрьму и под страхом смерти принуждали христианского правителя принять ислам. Но Константин не поддавался на уговоры и вскоре был жестоко казнён.
Румынская Православная Церковь прославила Константина Брынковяну в лике святых мучеников. А Бухарест, для которого святой господарь не жалел своего доброго и щедрого сердца, по-прежнему, спустя более трёх сотен лет, остаётся столицей православной Румынии.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема