
Фото: Biro Zoltan/Unsplash
Это решение Константина Брынковяну многим валашцам тогда показалось странной блажью. Но дальновидный Брынковяну отлично знал, что делал. Константин хотел не просто править своим народом, а просвещать его. И с этой точки зрения торговый и ремесленный Тырговиште на роль духовного центра страны не совсем подходил. Другое дело — Бухарест. Там были сосредоточены крупные монастыри, там жили известные учёные, богословы, историки и летописцы, там печатались и оттуда расходились по всей стране богослужебные и святоотеческие книги.
Правда, сам Бухарест, казалось, робел перед столь серьёзной ответственностью. Городские власти боялись, что не смогут должным образом «держать марку» столицы. Но господарь вовсе не собирался пускать новый стольный град в свободное плавание.
Константин Брынковяну намеревался развивать город, которому суждено было стать духовным и просветительским центром страны. Первым делом он лично проинспектировал Академию — знаменитое учебное заведение, располагавшееся в бухарестском монастыре Святого Саввы. Найдя, что многое можно изменить и улучшить, господарь выделил на это солидную денежную сумму и стал постоянным попечителем Академии. По её образцу Брынковяну открыл школы ещё в нескольких монастырях Бухареста — Святого Георгия, Коцля и других. Господарь позаботился, чтобы во всех этих школах были первоклассные библиотеки, доступные не только для монахов и студентов, но и для всех, умеющих читать.
Одна из самых крупных библиотек открылась в монастыре Хорезу, который в тысяча шестьсот девяностом году заложил Константин Брынковяну. Господарь щедро жертвовал на его строительство, не скупясь на самых лучших мастеров. Как, впрочем, и в другой обители, построенной Константином вскоре после Хорезу — монастыре Рымнику-Сэрат. В Бухаресте Брынковяну построил несколько церквей, а в Тырговиште, который господарь вовсе не оставил своим попечением, пусть даже и лишив столичного статуса, по указу Константина были заново расписаны два храма — Димитриевский и Господарский.
Забота Брынковяну о Божьих храмах выходила и за пределы Валахии. Он постоянно направлял пожертвования в храмы Иерусалима и Константинополя, в монастырь Святой Екатерины на Синае и на Святую Гору Афон.
Годы правления Контантина Брынковяну называют эпохой расцвета церковной жизни, науки и архитектуры. Однако она оборвалась в одночасье — так же стремительно, как и началась. Турки, которым формально подчинялись тогда валашские господари, по ложному доносу завистников Константина, заключили Брынковяну в тюрьму и под страхом смерти принуждали христианского правителя принять ислам. Но Константин не поддавался на уговоры и вскоре был жестоко казнён.
Румынская Православная Церковь прославила Константина Брынковяну в лике святых мучеников. А Бухарест, для которого святой господарь не жалел своего доброго и щедрого сердца, по-прежнему, спустя более трёх сотен лет, остаётся столицей православной Румынии.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер