Один правитель взял себе за правило раз в месяц надевать на себя рубище нищего странника, приклеивать седую бороду и отправляться на восточный базар послушать, что о нём в народе говорят. Хотелось ему подданных в страхе и покорности держать, а для этого знать все их слабые места.
Как-то возвращался правитель после очередной такой вылазки во дворец, и вдруг услышал, как из бедной лачуги доносятся звуки музыки. Рассердился правитель: кто это из его подданных посмел веселиться? Постучался он в хижину.
— Милости прошу, странник, — пригасил его в дом хозяин.
Вошёл правитель и видит: на полу в тесной комнате сидит слепая женщина и песни поёт, а хозяин ей в такт на жестяной тарелке, как на бубне, подыгрывает.
— Повеселись и полакомись вместе с нами изюмом, странник, — показал хозяин на маленькую миску на столе.— У меня такое правило: после работы хорошо отдохнуть.
— Кем же ты работаешь? — спросил правитель.
— Обувь людям на базаре чищу. Хорошая работа: как раз хватает, чтобы день прожить и больше ни о чём не тревожиться. Да ещё позвать эту нищенку, чтобы она мне вечером для души спела и на хлеб себе заработала.
На следующее утро правитель первым делом издал указ, который запрещал ремесло чистильщиков обуви. Вскоре он снова надел одеяние нищего и постучался в дверь знакомой хижины.
Входит — а там веселье пуще прежнего. Хозяин пляшет и в бубен бьёт, на столе пахлава и другие сладости разложены.
— Угощайся, дорогой гость, — говорит хозяин дома, — отпразднуй вместе со мной удачу. Ты ведь слышал? Наш правитель запретил ремесло, которым я занимался последние пятнадцать лет. Продал я тогда свои щётки, купил на эти деньги бурдюк и стал водоносом. Всего восемь раз принёс за день воды для кофейни и пекарни, а заработал в три раза больше прежнего, вот и радуюсь.
На другой день правитель запретил ремесло водоноса, и вскоре, переодевшись в нищенское рубище, снова явился в дом бедняка.
А там пир горой! Целый оркестр музыкантов играет, толпа бедняков пляшет, стол ломится от мяса и фруктов.
— Заходи, отец, ты приносишь мне удачу, — говорит хозяин, — Наш правитель запретил ремесло водоноса. Поначалу я опечалился, а потом решил стать сборщиком мусора. Теперь никто в городе не выбрасывает на улицу мусор и не выливает помои в арык. С каждого двора мне платят по одной медной монетке, и получается столько денег, что хватает всех соседей угостить.
— А если и ремесло мусорщика отменят? — спросил правитель.
— Я так живу: когда тепло — не мечтай о завтрашнем дне, когда счастлив — не мечтай о будущем счастье, — ответил бедняк. — Значит, мне найдётся какое-нибудь дело ещё лучше.
Понял тогда правитель, что над человеческой мудростью он не властен.
На Востоке есть такая пословица: человек доброго нрава всегда счастлив.
(по мотивам персидской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.