
«Когда я стану великаном», студия: Киностудия им. М. Горького, режиссёр: Инна Туманян
- Всё, что произошло, закономерно. Я, например, ничуть не удивлена. Отъявленный хулиган, поверьте, Сергей Константинович. Вся школа от него плачет.
Отъявленным хулиганом учителя называют восьмиклассника Петю Копейкина. Из-за небольшого роста он выглядит куда младше своих сверстников. И, может быть, поэтому постоянно "геройствует": затевает какие-нибудь шутки, а однажды и вовсе срывает школьный спектакль! Петя Копейкин – главный герой фильма "Когда я стану великаном", который сняла в 1978 году режиссёр Инна Туманян. Только что мы с вами услышали диалог из этой картины.
Снятая в весьма популярном для советского кинематографа жанре школьного кино, лента вызвала тёплый отклик как у публики, так и у критиков. Например, журнал "Спутник кинозрителя" называл фильм обаятельным, озорным и поучительным. Прошло уже более сорока лет с момента его выхода, но зрители продолжают признаваться в любви к фильму – интернет-ресурсы, посвящённые кино, полны восторженных отзывов о картине.
Кстати, история, положенная в её основу и вовсе отсылает нас к 19-му веку. Дело в том, что лента "Когда я стану великаном" – своеобразный парафраз знаменитой пьесы "Сирано де Бержерак" французского драматурга Эдмона Ростана. Героический рыцарский сюжет на удивление легко вписался в реалии жизни советских школьников. Получилась одновременно и драма, и комедия, и мудрая притча о настоящей любви. Сюжет очень простой: Петя Копейкин влюблён в одноклассницу Машу Горошкину. Но Маше нравится новенький из параллельного класса – Коля Кристаллов. О Петиных чувствах девочка не подозревает, и однажды дружески признаётся ему в своей симпатии к другому. Как быть с неожиданно появившимся соперником? Вызвать на дуэль? Но Копейкин принимает совсем другое, неожиданное решение.
Стоит отметить, как ярко, с какой харизмой играет главного героя юный Михаил Ефремов. Роль в фильме Инны Туманян "Когда я стану великаном" была его актёрским дебютом. Лия Ахеджакова, сыгравшая в картине учительницу английского языка, на съёмочной площадке во всеуслышание признавалась, что просто стесняется работать рядом с таким одарённым артистом. Кстати, герой Ефремова – тоже личность одарённая. Хулиган Петя Копейкин… настоящий поэт! Он сочиняет стихи буквально на ходу, и всюду видит рифмы. В одном из эпизодов фильма Маша Горошкина читает вслух стихотворение Пети:
- А когда я скарлатиной болела, ты мне мороженое носил. И тогда ещё написал свои первые стихи:
Когда я вырасту и стану великаном,
Я всем разбитые коленки излечу
И всех ребят из нашего подъезда
Я через крышу прыгать научу.
В этом наивном и трогательном стихотворении перед нами вдруг открывается настоящий Петя Копейкин – не хулиган, а рыцарь, готовый служить и помогать другим, жить не только для себя. И становится понятно, что режиссёр Инна Туманян сняла не просто увлекательный фильм о подростках. "Когда я стану великанам" – это ещё и глубокое высказывание о жертвенности, прозрении, раскаянии и прощении. Картина настолько пронзительная и светлая, что этот свет и после финальных титров продолжает гореть — в сердцах у зрителей. Может быть, он поможет увидеть, что люди, которые нас любят и поддерживают, гораздо ближе, чем нам порой кажется?
«О тех, кого помню и люблю»

«О тех, кого помню и люблю». Россия, режиссёры Натальей Трощенко и Анатолием Вехотко
— Здравствуйте, товарищи!
— Здравствуйте.
— Вот ваш командир и наставник, младший лейтенант Васильев. Его приказы вы должны выполнять чётко и беспрекословно. Как того и требует воинская дисциплина. Действуйте, товарищ Васильев!
Неожиданную должность получил младший лейтенант Егор Васильев в 1942-м году, после возвращения на фронт из госпиталя, где находился по ранению. Его назначили командиром сапёрного батальона. Но не обычного, а женского! И вот перед Васильевым в нестройной шеренге — его новые подопечные. Девушки-добровольцы из блокадного Ленинграда. Они пока ещё в штатской одежде, кто-то даже с модными серёжками в ушах. Но командир строг и требователен. Заявляет сходу: в армии — никаких поблажек, даже для женщин! Но в глубине души задаётся вопросом: откуда в этих хрупких созданиях такая сила духа? Что побудило их, переживших блокадную зиму, стать солдатами Великой Отечественной? Сапёрами, которые, как известно, ошибаются один раз в жизни...
На этот вопрос отвечает кинофильм «О тех, кого помню и люблю», снятый в 1973 году режиссёрами Натальей Трощенко и Анатолием Вехотко. Фильм снят на студии «Ленфильм». В основу картины легла документальная повесть писателей-фронтовиков Петра Заводчикова и Сергея Самойлова «Девичья команда». Произведение посвящено 34-му отдельному инженерному женскому сапёрному батальону, который в 1943-м году был сформирован на Ленинградском фронте. По данным журнала «Советский экран» в год выхода ленты в прокат её посмотрел 31 миллион кинозрителей. И всё же она по каким-то причинам осталась в тени таких, например, знаменитых военных драм, как «В бой идут одни старики» или «А зори здесь тихие». Тем не менее, фильм «О тех, кого помню и люблю» безо всяких сомнений можно поставить в один ряд с этими бессмертными киношедеврами. Тихо и светло рассказывает он о подвиге, стойкости и внутренней силе тех, кого обычно принято называть слабой половиной человечества.
На наших глазах девушки-сапёры проживают жизнь в реалиях войны — горькую, полную потерь и лишений. Чего стоит, к примеру, эпизод фронтовой свадьбы одной из героинь, Кати Меньшиковой. С супругом, солдатом из батальона, стоявшего по соседству, они успели только расписаться — и он уехал на передовую. В блиндаже, за импровизированным праздничным столом, невеста принимала поздравления боевых товарищей одна. И не знала, увидит ли мужа когда-нибудь снова. И всё же, несмотря на это, режиссёры фильма «О тех, кого помню и люблю», Наталья Трощенко и Анатолий Вехотко показали нам фильм, наполненный человеческой теплотой. А ещё — надеждой. В одном из эпизодов картины женский сапёрный батальон разминирует деревенские поля. После выполнения задания помощник командира, Зина Горюнова, разговаривает с местными женщинами, которые собрались на кладбище.
— Тёть Маш, а у вас престольный праздник что ли?
— Ты про этих? Это наши солдатки. Они похоронки получили, а могилы неизвестно, где. Им охота погоревать, поплакать вместе со всеми.
— Вы меня простите, бабы, может, я не в своё дело лезу... Зачем же вы? Война ещё не кончилась. Всякое может случиться. Зачем же вы... Может, вы живых поминаете.
— Я им тоже говорила. Меня не слушаете, хоть девушку военную послушайте.
— А ты, может, что знаешь, милая? Скажи, не томи.
— Да что ж я знаю-то? Я знаю, что ждать нужно, бабы. До самого конца.
До самого конца пройдут Великую Отечественную хрупкие девушки из сапёрного батальона. А рядом с ними — их командир, лейтенант Васильев, честный, добрый, мужественный человек. Эту роль не просто исполнил, а прожил всем сердцем, актёр Валерий Золотухин. Глазами его героя мы будем смотреть на происходящее, болеть душой за каждую из девушек. И всё же, не только о том, что у войны — не женское лицо, картина Натальи Трощенко и Анатолия Вехотко «О тех, кого помню и люблю». Прежде всего, она о теплоте, заботе, товариществе, самопожертвовании — обо всех лучших качествах человеческой души, благодаря которым стала возможна Великая Победа.
Липецк. (путешествие по городу)

Город Липецк находится в северной части Центрально-Чернозёмного района России. Эти места, расположенные вдоль русла реки Дон, ещё называют Верхним Подоньем. Здешние жители ещё в двенадцатом веке исповедовали православие. В Липецке и его окрестностях сохранились пещеры, в которых, по данным археологов, совершались богослужения в то далёкое время. Однако, к четырнадцатому столетию ордынские набеги превратили Верхнее Подонье в безлюдное Дикое поле. Спустя три века оно стало частью Белгородской засечной черты, созданной для защиты южных границ России. Тогда же на реке Липовка в районе современного Липецка началась разработка месторождений железной руды. В 1703 году здесь открылись Липские железоделательные заводы. Вокруг них образовалось селение, которое в 1779 году получило статус города с названием Липецк. Он развивался ещё и как курорт с железистыми минеральными источниками. К началу двадцатого века здесь работали больницы, несколько училищ и библиотек, действовало двенадцать церквей. После революции 1917 года богослужения продолжали совершаться лишь в двух липецких храмах. А в конце двадцатого века настало время возрождения духовности и над городом вновь засияли многочисленные купола с крестами. Сегодня Липецк — центр православной епархии.
Радио ВЕРА в Липецке можно слушать на частоте 97,9 FM
20 июля. О власти Христа прощать грехи

В 9-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: — встань, возьми постель твою, и иди в дом твой».
О власти Христа прощать грехи — диакон Сергий Кульпинов.
Господь здесь специально акцентирует внимание на том, что Он исцеляет человека, который был парализован. Потому что если бы Он просто сказал: «Прощаются тебе твои грехи», — то окружающие восприняли бы это просто как пустые слова, которые ничего не значат.
Господь же убедительно показывает, что Он действительно совершенный Бог, совершенный Человек, что Он действительно Сын Божий, тем самым, что Он — Законодатель этого мира. Он является Творцом мира, и поэтому Он может менять его законы.
Господь нам дал законы этого мира. Эти законы познаваемы, что важно. То есть мы знаем закономерности этого мира. Но при этом Господь всегда даёт нам возможность обращаться к Нему, молиться и просить о ниспослании чуда. То есть Господь как Законодатель может менять законы нашего мира и творить чудеса.
Это очень важно, чтобы мы об этом помнили, чтобы мы всегда имели надежду на то, что те законы, которые мы знаем, могут измениться, если мы будем молиться, если мы будем обращаться за этим к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема