
Ночь на 20 декабря 1914-го года была морозной. Бойцы Петровского пехотного полка сидели в припорошённом снегом окопе. Тихонько переговаривались. Спать никому не хотелось. Да и как уснёшь, когда однополчанин ушёл в разведку? С чем-то он вернётся? Да и вернётся ли вообще... Впрочем, разведчик Николай Попов был опытным и осторожным. Несмотря на юный возраст — всего-то шестнадцать лет! — Колька, как дружески звали его в полку, заработал авторитет и всеобщее уважение. Сколько раз он выручал «стариков»! Сослуживцы были вдвое-втрое старше Попова. У всех — дети, а у кого-то уже и внуки. Николай говорил товарищам: «Я молодой, у меня семьи нет. А вы дома нужны», — и шёл на очередное опасное задание вместо кого-нибудь из однополчан.
Где-то совсем близко скрипнул снег. Бойцы насторожились. А в следующее мгновение по окопу пронёсся радостный гул. Колька вернулся! Да не один. Парень взял в плен вражеского «языка»! Старшина хлопнул мальчишку по плечу «Герой! Замёрз, поди. Сейчас баньку походную организуем, попаримся», — сказал он. Николай ответил с улыбкой: «Вы, ребята, ступайте, парьтесь! Я как-нибудь потом...». В баню вместе с однополчанами Николай никогда не ходил. Он просто не мог этого сделать. Потому что на самом деле храбрый юный разведчик был... девушкой. Но об этом никто не знал.
Кира Башкирова училась в шестом классе Мариинского женского училища в городе Вильно, когда началась Первая мировая война. Семья девушки сразу же включилась в работу для фронта. Башкировы ухаживали за ранеными в госпитале. Кира смотрела на солдат и думала о том, что она, такая молодая и сильная, тоже могла бы сейчас сражаться. Однако в то время женщина на фронте могла присутствовать лишь в качестве сестры милосердия. Кира же хотела защищать Отечество на поле боя. Однажды она отрезала густые русые косы. Продала все свои украшения. На вырученные деньги купила солдатское обмундирование. И записалась добровольцем под именем Николай Попов — так звали её двоюродного брата.
Родителям обо всём написала в письме уже по дороге на фронт. Боялась, что они будут ей препятствовать. Но отец и мать отнеслись с пониманием к решению дочери. Шустрого молодого «охотника» — так в те годы называли тех, кто отправился на войну «по собственной охоте», то есть добровольцем, — определили в разведку 88-го Петровского пехотного полка. За взятие «языка» в одиночной вылазке ночью 20 декабря 1914 года, Киру Башкирову наградили Георгиевским крестом. Девушка отважно воевала. Но однажды заболела. Подозревая тиф, её срочно отправили в госпиталь. А скоро в полк оттуда прилетела весть: храбрец Колька на самом деле — девица! Начальство приказало Кире немедленно покинуть фронт.
Тем временем о подвиге храброй девушки узнала вся страна — популярный петербургский журнал «Задушевное слово» опубликовал о ней статью. Народ восхищался её мужеством. Поэтому, когда Кира уже от своего собственного имени подала прошение о зачислении в ряды Русской Императорской армии, его было решено удовлетворить. Вскоре Кира Башкирова вернулась на фронт и самоотверженно воевала до 1917 года.
После революции она выучилась на врача. Вышла замуж. Долгое время жила в Полтаве, где вместе с мужем организовала приют для детей-сирот. Когда началась Великая Отечественная война, Кире Александровне Башкировой было 43. Женщина понимала: воевать её уже вряд ли возьмут. Но послужить Отечеству она должна! Кира стала военным врачом. Работала в мурманском армейском госпитале. Ассистировала хирургу — часто под вой сирен воздушной тревоги во время вражеских налётов. Коллеги рассказывали, что Кира Александровна сутками не выходила из операционной. Когда узнала, что её приставили к награде — медали «За боевые заслуги», искренне удивилась: «Какие же у меня заслуги? Работала, как все». Кира Башкирова не оставила мемуаров, хотя о её жизни и подвигах можно было бы написать увлекательную книгу. Но «девушка-герой», как в начале ХХ века называла Киру пресса, была очень скромной. Не славы, а служения людям требовала её душа.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер