
Фото: PxHere
Художника Карла Улофа Ларссона в Швеции называют певцом семейного счастья — его картины наполнены домашним теплом, детскими играми и смехом, уютными бытовыми сценками из жизни большого семейства. На своих ярких, жизнерадостных акварельных полотнах Карл Ларссон изображал собственную семью — у художника и его горячо любимой супруги Карин было восемь детей.
Карл и Карин познакомились в Париже, в коммуне скандинавских художников, в 1879 году. Карин приехала во Францию за вдохновением. Карл — в поисках собственного творческого стиля. В Швеции он работал художником-карикатуристом в юмористическом журнале, иллюстратором в газете, а на досуге писал маслом. Но чувствовал: всё это не то, что ему действительно нужно. Карла и Карин сблизили общие взгляды на искусство, о котором молодые люди могли беседовать часами. С разговоров о художественной технике, цвете и новых течениях в живописи, незаметно переходили на личные воспоминания. Ларссон рассказал девушке о своём трудном детстве. Отец злоупотреблял спиртным, был жесток к жене и сыну. До такой степени, что однажды мать, опасаясь за свою жизнь, сбежала вместе с маленьким Карлом из дома. Они поселились в трущобах. Чтобы прокормить ребёнка, мать стала работать прачкой. Долгие годы Карла окружали нищета, неустроенность и отчаяние. А ему так хотелось простого семейного тепла и уюта!
От этих рассказов сердце Карин сжималось. Девушка прониклась глубоким состраданием к молодому человеку. Ей захотелось дать Карлу то счастье, которым он был обделён. Карин всей душой полюбила Ларссона. И её чувство оказалось взаимным. В 1883 году они поженились. На свадьбу родители Карин подарили молодожёнам дом — уютный особняк с мансардой в шведском городке Сундборне. Ларссоны назвали его «Маленькая хижина». Там в 1884-м родился их первый ребёнок — дочь Сюзанна. Карл стал работать преподавателем в художественном колледже. А Карин приняла решение оставить творчество и всю себя посвятить семье, в которой, один за другим, появились ещё семеро детей — четыре девочки и три мальчика. Сколько бессонных ночей провели родители у детских кроваток! Хлопот с малышами было много, но ни Карин, ни Карла они не пугали. Наоборот, вдохновляли. Художник души не чаял в своих детях и почти каждую минуту проводил рядом с ними. Даже когда рисовал, улучив свободную минутку, он усаживал на колени кого-нибудь из младших. Дети стали главными героями полотен Карла. В своих картинах художник запечатлевал домашние игры и забавные сценки из собственной семейной жизни. Вот его малыши радуются рождественским подаркам, вся семья завтракает на воздухе под большой берёзой, дети помогают матери по дому. Карин создавала домашнюю атмосферу, ткала и вышивала подушки и занавески, мастерила оригинальные предметы интерьера. Благодаря её дару семейное гнездо Ларссонов получилось самобытным, уютным. Семейное счастье со всеми его радостями и огорчениями было центром творчества Карла Ларссона. В 1909 году он выпустил альбом акварелей «Дом, освещённый солнцем». Шведы с радостью раскупали его. Для них эти картины стали иллюстрацией того, что такое семейное тепло, забота и поддержка.
Карл Ларссон говорил: «Картины родного дома и семьи — дело всей моей жизни. В них — мои самые глубокие чувства, вся безграничная любовь к жене и детям». После кончины Карла и Карин их дети устроили в коттедже «Маленькая хижина» музей памяти своих родителей. Сегодня в дом, освещённый солнцем, приезжают посетители со всего мира. И в нём по-прежнему живёт любовь.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер