Карл Фон Дрез: немецкий изобретатель - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Карл Фон Дрез: немецкий изобретатель

Карл фон Дрез
Поделиться Поделиться

Карл Фон Дрез изобрел устройство, ставшее одним из самых популярных средств передвижения, а также неотъемлемым атрибутом отдыха и спорта.

Карл Фон Дрез жил в тихом германском городке Карлсруэ, был главным лесничим района Баден-Вюртемберг. Свою должность барон не любил, зато ему по-настоящему нравилось придумывать и конструировать всякие вещицы. Одно из своих изобретений — «беговую машину» — барон фон Дрез представил общественности в 1817 году. Именно этим изделием пользуются сегодня сотни миллионов людей по всему миру.

Как и при каких обстоятельствах Карлу Фон Дрезу пришла идея создать велосипед?

«Год без лета», — так с горькой улыбкой говорили о 1816-м жители Западной Европы. Стоял июль, но в Германии то и дело выпадал снег, а по утрам ударяли заморозки похуже, чем в январе. Само собой, ни о каком урожае при таких аномальных погодных условиях речи быть не могло. Цены на старые запасы зерна многократно подскочили. Его катастрофически не хватало людям — что уж говорить про лошадей, которые десятками падали от бескормицы. А между тем, в начале 19 века они были главным, а кое-где и единственным транспортным средством. Например, в тихом германском городке Карлсруэ. И вот уже давно на его мостовых не было слышно стука копыт и скрипа карет.

Один из жителей городка, барон Карл фон Дрез, главный лесничий района Баден-Вюртемберг, сидел в кресле у себя дома. Должность свою барон не любил, и согласился на неё лишь потому, что на этом настаивал отец. Впрочем, она была не слишком хлопотной и оставляла много свободного времени для занятия, которое фон Дрезу по-настоящему нравилось: придумывать и конструировать всякие вещицы. Не для себя — для людей. Например, однажды он собрал приспособление, с помощью которого можно всего за несколько минут, почти без усилий, нарубить мясо для колбасок или котлет. Кухарка была очень рада! Благодарила, и говорила, что барон облегчил ей работу. Вот и сейчас, глядя в окно, фон Дрез думал о том, как тяжело людям без лошадей. На чём ездить по делам? Вдруг он увидел соседского мальчика. В руках у него была деревянная лошадка. Точнее, палка с игрушечной головой лошади. Снизу к палке крепились два колеса. Ребёнок разгонялся, отталкиваясь ногами от земли, а потом вскакивал на небольшую площадку между колёсами и проезжал таким образом некоторое расстояние. Фон Дрез еле удержался, чтобы, подобно Архимеду, не закричать во весь голос: «Эврика!». Схватил лист бумаги, карандаш, и стал что-то быстро рисовать.

В 1817 году барон Карл фон Дрез представил общественности своё новое изобретение — беговую машину. Два колеса, скреплённых между собою деревянной рамой. Сверху на раме — узкое кожаное седло. Над передним колесом — руль в виде небольшой, чуть изогнутой перекладины. Фон Дрез лично продемонстрировал беговую машину в действии. Сел на неё, как на лошадь, оттолкнулся ногами от пола и... поехал! На демонстрации присутствовал губернатор. Поджав губы, он отозвал барона в сторону. «Не пристало вам при вашем высоком чине уподобляться малому ребёнку», — строго отчитал он изобретателя. Но 10-летний сын губернатора пришёл от «беговой машины» в восторг и стал умолять фон Дреза непременно сделать для него точно такую же. А отцу заявил, что барона за его изобретение нужно непременно наградить. Губернатор сыну отказать не смог — выдал фон Дрезу премию. Но всё же остался при своём мнении. Если бы он знал, что пройдут годы, и на усовершенствованной «беговой машине» будут ездить не то, что лесничие — а сами губернаторы, и даже президенты!

Изобретение барона фон Дреза навсегда вошло в нашу жизнь под привычным сегодня названием — велосипед. Любопытно, что в Германии велосипед некоторое время называли дрезиной — по фамилии изобретателя. Но когда Карл фон Дрез спустя некоторое время придумал управляемую тележку для передвижения по рельсам, дрезиной начали именовать уже её. А «беговая машина» — велосипед — со временем стала средством передвижения и неотъемлемым атрибутом отдыха и спорта. На родине велосипеда, в немецком Карлсруэ, одним из главных экскурсионных маршрутов и сегодня остаётся прогулка по городу на двухколёсном железном коне.


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем