Карл Фон Дрез изобрел устройство, ставшее одним из самых популярных средств передвижения, а также неотъемлемым атрибутом отдыха и спорта.
Карл Фон Дрез жил в тихом германском городке Карлсруэ, был главным лесничим района Баден-Вюртемберг. Свою должность барон не любил, зато ему по-настоящему нравилось придумывать и конструировать всякие вещицы. Одно из своих изобретений — «беговую машину» — барон фон Дрез представил общественности в 1817 году. Именно этим изделием пользуются сегодня сотни миллионов людей по всему миру.
Как и при каких обстоятельствах Карлу Фон Дрезу пришла идея создать велосипед?

«Год без лета», — так с горькой улыбкой говорили о 1816-м жители Западной Европы. Стоял июль, но в Германии то и дело выпадал снег, а по утрам ударяли заморозки похуже, чем в январе. Само собой, ни о каком урожае при таких аномальных погодных условиях речи быть не могло. Цены на старые запасы зерна многократно подскочили. Его катастрофически не хватало людям — что уж говорить про лошадей, которые десятками падали от бескормицы. А между тем, в начале 19 века они были главным, а кое-где и единственным транспортным средством. Например, в тихом германском городке Карлсруэ. И вот уже давно на его мостовых не было слышно стука копыт и скрипа карет.
Один из жителей городка, барон Карл фон Дрез, главный лесничий района Баден-Вюртемберг, сидел в кресле у себя дома. Должность свою барон не любил, и согласился на неё лишь потому, что на этом настаивал отец. Впрочем, она была не слишком хлопотной и оставляла много свободного времени для занятия, которое фон Дрезу по-настоящему нравилось: придумывать и конструировать всякие вещицы. Не для себя — для людей. Например, однажды он собрал приспособление, с помощью которого можно всего за несколько минут, почти без усилий, нарубить мясо для колбасок или котлет. Кухарка была очень рада! Благодарила, и говорила, что барон облегчил ей работу. Вот и сейчас, глядя в окно, фон Дрез думал о том, как тяжело людям без лошадей. На чём ездить по делам? Вдруг он увидел соседского мальчика. В руках у него была деревянная лошадка. Точнее, палка с игрушечной головой лошади. Снизу к палке крепились два колеса. Ребёнок разгонялся, отталкиваясь ногами от земли, а потом вскакивал на небольшую площадку между колёсами и проезжал таким образом некоторое расстояние. Фон Дрез еле удержался, чтобы, подобно Архимеду, не закричать во весь голос: «Эврика!». Схватил лист бумаги, карандаш, и стал что-то быстро рисовать.
В 1817 году барон Карл фон Дрез представил общественности своё новое изобретение — беговую машину. Два колеса, скреплённых между собою деревянной рамой. Сверху на раме — узкое кожаное седло. Над передним колесом — руль в виде небольшой, чуть изогнутой перекладины. Фон Дрез лично продемонстрировал беговую машину в действии. Сел на неё, как на лошадь, оттолкнулся ногами от пола и... поехал! На демонстрации присутствовал губернатор. Поджав губы, он отозвал барона в сторону. «Не пристало вам при вашем высоком чине уподобляться малому ребёнку», — строго отчитал он изобретателя. Но 10-летний сын губернатора пришёл от «беговой машины» в восторг и стал умолять фон Дреза непременно сделать для него точно такую же. А отцу заявил, что барона за его изобретение нужно непременно наградить. Губернатор сыну отказать не смог — выдал фон Дрезу премию. Но всё же остался при своём мнении. Если бы он знал, что пройдут годы, и на усовершенствованной «беговой машине» будут ездить не то, что лесничие — а сами губернаторы, и даже президенты!
Изобретение барона фон Дреза навсегда вошло в нашу жизнь под привычным сегодня названием — велосипед. Любопытно, что в Германии велосипед некоторое время называли дрезиной — по фамилии изобретателя. Но когда Карл фон Дрез спустя некоторое время придумал управляемую тележку для передвижения по рельсам, дрезиной начали именовать уже её. А «беговая машина» — велосипед — со временем стала средством передвижения и неотъемлемым атрибутом отдыха и спорта. На родине велосипеда, в немецком Карлсруэ, одним из главных экскурсионных маршрутов и сегодня остаётся прогулка по городу на двухколёсном железном коне.
Все выпуски программы Жизнь как служение
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема