Карион Истомин родился в 1650 году в Курске, в семье подьячего — мелкого чиновника. Мальчик рос любознательным и очень хотел знать грамоту, но в Курске XVII-го века не было школ. Его родственник, Сильвестр Медведев — книгохранитель Московского Печатного двора, — помог Кариону поступить в школу при Заиконоспасском монастыре. После ее окончания Истомин продолжил обучение в первом высшем учебном заведении в России — Славяно-греко-латинской академии.
В 1679 году Истомина приняли на службу в Московский Печатный двор. Тогда же он принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Именно Истомин организовал при Патриархе нечто наподобие современной пресс-службы. На важнейшие государственные события Карион составлял так называемые «слова» — своего рода публикации, в которых давал оценку происходящему. Писал монах не только в прозе, но и в стихах.
Как связан любимый многими детьми букварь с именем Кариона Истомина?

В 1682 году на Российский престол взошёл царь Пётр Алексеевич Романов. На знаменательное событие отозвался приветственными стихами поэт, редактор Московского Печатного двора, иеромонах Чудова монастыря Карион Истомин. Новому самодержцу было всего десять лет. Так что поэт позволил себе немного назидательности. «Учися ныне, прилежно учися \ В младости твоей царь мудр просветися», — писал он.
Сам Карион Истомин учился с юных лет. Он родился в 1650-м году в Курске, в семье подьячего — мелкого чиновника. Мальчик рос любознательным и очень хотел знать грамоту. Вот только в Курске 17-го века не было школ. Но Кариону повезло: в Москве жил родственник Истоминых. Сильвестр Медведев — книгохранитель Московского Печатного двора, придворный писатель и поэт, один из образованнейших людей эпохи. Он помог Кариону поступить в школу при Заиконоспасском монастыре. Учителем Истомина стал Симеон Полоцкий, наставник царских детей, создатель первого высшего учебного заведения в России — Славяно-греко-латинской Академии. В ней Карион Истомин продолжил своё образование после окончания школы. Из стен Академии Карион вышел человеком с солидным учёным багажом. Его с радостью приняли на службу в Московский Печатный двор — средоточие интеллектуальной элиты того времени. К своим обязанностям редактора — или, как тогда говорили, справщика — Истомин приступил в 1679 году. И тогда же принял монашеский постриг в Чудовом монастыре Кремля. Талантливого, образованного, обладавшего живым и острым умом монаха заметил Патриарх Иоаким. И предложил ему должность патриаршего секретаря. Истомин организовал при Патриархе нечто наподобие современной пресс-службы. На важнейшие государственные события Карион составлял так называемые «слова» — своего рода публикации, в которых давал оценку происходящему. Известны слова Истомина на Крымские и Азовские походы, восстание стрельцов 1698 года. Писал монах не только в прозе, но и в стихах. Например, в поэтической манере он обратился к царевне Софье с просьбой поспособствовать в открытии школ и училищ. Истомин ратовал за просвещение. Он прекрасно помнил, как сам когда-то смог выучиться только благодаря родственным связям. И хотел, чтобы другие могли получать образование свободно и беспрепятственно.
А чтобы учиться было интересно, Карион придумал букварь. Название у книги было довольно мудрёное: «Букварь славенороссийских писмен уставных и скорописных, со нравоучительными стихами». Зато содержание — ярким, увлекательным, и поистине новаторским с педагогической точки зрения. Каждая буква занимала отдельную страницу. И сопровождалась цветными рисунками, которые с помощью ассоциаций помогали понять, как та или иная буква звучит в словах. Например: С — сердце, О — око, Н — нос. А небольшие поучительные стихи вдохновляли постигать грамоту: «юн, всем обучайся, мудрей, утешайся...» Принцип букваря, придуманный Истоминым, по сути, стал эталонным на века. Он и по сей день успешно работает. Дети смотрят на яркие картинки, читают стихи, и так — органично и естественно — запоминают буквы. Так живёт и сегодня дело, которому преданно служил иеромонах Чудского монастыря Карион Истомин.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема