Карион Истомин родился в 1650 году в Курске, в семье подьячего — мелкого чиновника. Мальчик рос любознательным и очень хотел знать грамоту, но в Курске XVII-го века не было школ. Его родственник, Сильвестр Медведев — книгохранитель Московского Печатного двора, — помог Кариону поступить в школу при Заиконоспасском монастыре. После ее окончания Истомин продолжил обучение в первом высшем учебном заведении в России — Славяно-греко-латинской академии.
В 1679 году Истомина приняли на службу в Московский Печатный двор. Тогда же он принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Именно Истомин организовал при Патриархе нечто наподобие современной пресс-службы. На важнейшие государственные события Карион составлял так называемые «слова» — своего рода публикации, в которых давал оценку происходящему. Писал монах не только в прозе, но и в стихах.
Как связан любимый многими детьми букварь с именем Кариона Истомина?

В 1682 году на Российский престол взошёл царь Пётр Алексеевич Романов. На знаменательное событие отозвался приветственными стихами поэт, редактор Московского Печатного двора, иеромонах Чудова монастыря Карион Истомин. Новому самодержцу было всего десять лет. Так что поэт позволил себе немного назидательности. «Учися ныне, прилежно учися \ В младости твоей царь мудр просветися», — писал он.
Сам Карион Истомин учился с юных лет. Он родился в 1650-м году в Курске, в семье подьячего — мелкого чиновника. Мальчик рос любознательным и очень хотел знать грамоту. Вот только в Курске 17-го века не было школ. Но Кариону повезло: в Москве жил родственник Истоминых. Сильвестр Медведев — книгохранитель Московского Печатного двора, придворный писатель и поэт, один из образованнейших людей эпохи. Он помог Кариону поступить в школу при Заиконоспасском монастыре. Учителем Истомина стал Симеон Полоцкий, наставник царских детей, создатель первого высшего учебного заведения в России — Славяно-греко-латинской Академии. В ней Карион Истомин продолжил своё образование после окончания школы. Из стен Академии Карион вышел человеком с солидным учёным багажом. Его с радостью приняли на службу в Московский Печатный двор — средоточие интеллектуальной элиты того времени. К своим обязанностям редактора — или, как тогда говорили, справщика — Истомин приступил в 1679 году. И тогда же принял монашеский постриг в Чудовом монастыре Кремля. Талантливого, образованного, обладавшего живым и острым умом монаха заметил Патриарх Иоаким. И предложил ему должность патриаршего секретаря. Истомин организовал при Патриархе нечто наподобие современной пресс-службы. На важнейшие государственные события Карион составлял так называемые «слова» — своего рода публикации, в которых давал оценку происходящему. Известны слова Истомина на Крымские и Азовские походы, восстание стрельцов 1698 года. Писал монах не только в прозе, но и в стихах. Например, в поэтической манере он обратился к царевне Софье с просьбой поспособствовать в открытии школ и училищ. Истомин ратовал за просвещение. Он прекрасно помнил, как сам когда-то смог выучиться только благодаря родственным связям. И хотел, чтобы другие могли получать образование свободно и беспрепятственно.
А чтобы учиться было интересно, Карион придумал букварь. Название у книги было довольно мудрёное: «Букварь славенороссийских писмен уставных и скорописных, со нравоучительными стихами». Зато содержание — ярким, увлекательным, и поистине новаторским с педагогической точки зрения. Каждая буква занимала отдельную страницу. И сопровождалась цветными рисунками, которые с помощью ассоциаций помогали понять, как та или иная буква звучит в словах. Например: С — сердце, О — око, Н — нос. А небольшие поучительные стихи вдохновляли постигать грамоту: «юн, всем обучайся, мудрей, утешайся...» Принцип букваря, придуманный Истоминым, по сути, стал эталонным на века. Он и по сей день успешно работает. Дети смотрят на яркие картинки, читают стихи, и так — органично и естественно — запоминают буквы. Так живёт и сегодня дело, которому преданно служил иеромонах Чудского монастыря Карион Истомин.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











