Карион Истомин родился в 1650 году в Курске, в семье подьячего — мелкого чиновника. Мальчик рос любознательным и очень хотел знать грамоту, но в Курске XVII-го века не было школ. Его родственник, Сильвестр Медведев — книгохранитель Московского Печатного двора, — помог Кариону поступить в школу при Заиконоспасском монастыре. После ее окончания Истомин продолжил обучение в первом высшем учебном заведении в России — Славяно-греко-латинской академии.
В 1679 году Истомина приняли на службу в Московский Печатный двор. Тогда же он принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Именно Истомин организовал при Патриархе нечто наподобие современной пресс-службы. На важнейшие государственные события Карион составлял так называемые «слова» — своего рода публикации, в которых давал оценку происходящему. Писал монах не только в прозе, но и в стихах.
Как связан любимый многими детьми букварь с именем Кариона Истомина?

В 1682 году на Российский престол взошёл царь Пётр Алексеевич Романов. На знаменательное событие отозвался приветственными стихами поэт, редактор Московского Печатного двора, иеромонах Чудова монастыря Карион Истомин. Новому самодержцу было всего десять лет. Так что поэт позволил себе немного назидательности. «Учися ныне, прилежно учися \ В младости твоей царь мудр просветися», — писал он.
Сам Карион Истомин учился с юных лет. Он родился в 1650-м году в Курске, в семье подьячего — мелкого чиновника. Мальчик рос любознательным и очень хотел знать грамоту. Вот только в Курске 17-го века не было школ. Но Кариону повезло: в Москве жил родственник Истоминых. Сильвестр Медведев — книгохранитель Московского Печатного двора, придворный писатель и поэт, один из образованнейших людей эпохи. Он помог Кариону поступить в школу при Заиконоспасском монастыре. Учителем Истомина стал Симеон Полоцкий, наставник царских детей, создатель первого высшего учебного заведения в России — Славяно-греко-латинской Академии. В ней Карион Истомин продолжил своё образование после окончания школы. Из стен Академии Карион вышел человеком с солидным учёным багажом. Его с радостью приняли на службу в Московский Печатный двор — средоточие интеллектуальной элиты того времени. К своим обязанностям редактора — или, как тогда говорили, справщика — Истомин приступил в 1679 году. И тогда же принял монашеский постриг в Чудовом монастыре Кремля. Талантливого, образованного, обладавшего живым и острым умом монаха заметил Патриарх Иоаким. И предложил ему должность патриаршего секретаря. Истомин организовал при Патриархе нечто наподобие современной пресс-службы. На важнейшие государственные события Карион составлял так называемые «слова» — своего рода публикации, в которых давал оценку происходящему. Известны слова Истомина на Крымские и Азовские походы, восстание стрельцов 1698 года. Писал монах не только в прозе, но и в стихах. Например, в поэтической манере он обратился к царевне Софье с просьбой поспособствовать в открытии школ и училищ. Истомин ратовал за просвещение. Он прекрасно помнил, как сам когда-то смог выучиться только благодаря родственным связям. И хотел, чтобы другие могли получать образование свободно и беспрепятственно.
А чтобы учиться было интересно, Карион придумал букварь. Название у книги было довольно мудрёное: «Букварь славенороссийских писмен уставных и скорописных, со нравоучительными стихами». Зато содержание — ярким, увлекательным, и поистине новаторским с педагогической точки зрения. Каждая буква занимала отдельную страницу. И сопровождалась цветными рисунками, которые с помощью ассоциаций помогали понять, как та или иная буква звучит в словах. Например: С — сердце, О — око, Н — нос. А небольшие поучительные стихи вдохновляли постигать грамоту: «юн, всем обучайся, мудрей, утешайся...» Принцип букваря, придуманный Истоминым, по сути, стал эталонным на века. Он и по сей день успешно работает. Дети смотрят на яркие картинки, читают стихи, и так — органично и естественно — запоминают буквы. Так живёт и сегодня дело, которому преданно служил иеромонах Чудского монастыря Карион Истомин.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
25 июня. О победе Христа над грехом

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
О победе Христа над грехом — священник Алексий Долгов.
Святой апостол Павел описывает, как действует вверующих Дух Святой, который является источником божественной силы, освящающей человека и подающей духовные победы в повседневной жизни.
Апостол сам прекрасно знал, как тяжело бороться с живущим внутри нас грехом. И для него эта борьба возможна была только в Духе Святом. «Этот закон Духа жизни, — пишет апостол, — освободил меня однажды и навсегда от закона греха и смерти». Закон греха и смерти назван так потому, что грех, как многократно повторяет апостол Павел, «рождает смерть».
Апостол Павел объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о том, что невозможно было победить грех с помощью закона Моисея по причине греховности, присущей самой человеческой природе. Причём греческое слово, переведенное как «плоть», может означать еще и испорченность человеческой природы, а также и человеческую немощь.
«Христос воплотился не в греховной плоти, но в подобии её. Его собственная человеческая природа была непричастна к греху. Грех не мог обладать ею и действовать в ней, в отличие от всех остальных людей. Сын Божий был безгрешен и свят. Господь пришёл, чтобы победить грех. Он осудил его, по-гречески буквально произнёс над ним судебный приговор, «своей смертью на кресте».
Так что те, кто живёт не по плоти, а по духу, избавлены от осуждения и смерти. Вот почему святой апостол Павел полагает, что требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь, могли быть исполнены верующими только тогда, когда они живут не в соответствии со своей греховной природой, а в Духе Святом.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О Святой горе Афон и преподобном Петре Афонском

Сегодня 25 июня. День памяти преподобного Петра Афонского, жившего в восьмом веке.
О Святой горе Афон и святом подвижнике, подвизавшемся на ней — священник Августин Соколовски.
Афон — это одна из четырёх святых гор Византийской империи. Три из них находились в Азии, на территории современной Турции. Это Олимп в Вифинии, Латрийская гора и гора Святого Авксентия. Там просиял сонм подвижников, имена многих из них украшают наши месяцесловы. Главной заслугой этих святых гор перед церковью стала защита иконопочитания.
С потерей Византией этих территорий в результате мусульманских завоеваний эти монашеские республики прекратили своё существование. Четвёртая, самая молодая святая гора Византии, сохранилась до наших дней — это Афон.
Пётр Афонский был первым отшельником. В эпоху первоначального распространения ислама он служил в византийской армии и попал в плен. Святой Николай и Симеон Богоприимец даровали ему свободу чудесным образом, поскольку некогда Пётр дал обет Богу сделаться монахом. На Афоне он прожил отшельником более 50 лет.
Святой Григорий Палама возродил его почитание. В своих поучениях он указывал, что Пётр был подлинным боговидцем, безмолвником и исихастом, прототипом монашеской святости и примером для всех верующих.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О единении славян

Сегодня 25 июня. День дружбы и единения славян.
О единении славян — протоиерей Константин Харитонов.
У каждого народа есть своя культура. И нас, славян, объединяет свой язык, свои особенности. И каждый из нас должен раскрыть в себе эти особенности для того, чтобы послужить ими Богу.
Каждый народ, созданный Богом, служит всему человечеству своими какими-то чертами характера. Служит какими-то своими особенностями, своими талантами. Господь им дал один талант, другим дал другой талант. И вот как хорошо, чтобы все славяне объединились бы вместе и служили бы всему человечеству своими талантами.
Итак, и наш русский народ тоже должен понимать то предназначение от Бога, которое нам дано, чтобы послужить с пользой и для спасения своей души, и для спасения всех людей, живущих на земле. Это касается, конечно, каждого человека и каждого народа, который живёт на земле.
Все выпуски программы Актуальная тема