— Маргарита Константиновна, смотрите, целый отдел в этом книжном магазине выделили под книги об искусстве. Здесь я вижу каталоги картин Рафаэля и Микеланджело...
— Сколько хороших изданий, Наташа! Вот книга об истории русского импрессионизма, а вот — собрание произведений Караваджо... Как раз хотела приобрести для себя.
— Знаете, я недавно читала статью про этого итальянского художника и... Он, конечно, много прекрасных картин написал на Евангельские сюжеты, но человек-то он был... мягко говоря, непростой.
— Итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо, который жил на рубеже 16-го — 17-го веков, обладал взрывным, необузданным нравом и из-за этого попадал в опасные ситуации. Он прожил непростую жизнь.
— Ещё я узнала из статьи, что незадолго до смерти ему приходилось скрываться от властей, чтобы не попасть в тюрьму.
— К сожалению, это так. Но искусствоведы считают, что перед кончиной — а умер он довольно рано, в 37 лет, — Караваджо создал свои наиболее серьёзные, философские по духу полотна, в которых читается чувство глубокого переживания и раскаяния.
— Интересно, об этом я и не знала...
— Сейчас попробую найти какую-нибудь из этих работ в интернете... Вот, например, одна из последних картин Караваджо — «Отречение святого Петра». Художник написал её в 1610 году. В основе сюжета — история из Евангелия от Матфея. Во время пасхальной трапезы Христос сказал Своим ученикам «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Апостолы смутились из-за этих слов. «Не я ли, Господи? Не я ли?» — спрашивали они в смятении. И только один ученик был уверен, что уж он-то точно не предаст Учителя.
— Это был апостол Пётр!
— Да, Наташа, это был он. «Я никогда не соблазнюсь!» — воскликнул Пётр, а Христос ответил ему: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня».
— И, как я помню из Евангелия, эти слова в точности исполнились...
— Да. После ареста Христа одна служанка указала стражникам на апостола Петра, сказав, что это один из Его учеников. Но Пётр отрицал. Затем он ещё дважды отречётся от Христа. Согласно Евангелию, после этого неподалёку пропел петух, напомнив Петру о предречённом. Именно момент предательства апостола показал Караваджо на своём полотне.
— Я вижу на картине три фигуры, изображённые крупным планом в профиль. Слева — стражник, в середине — девушка, указывающая на Петра, а справа — сам апостол. На лице его читается волнение, лоб напряжён. Страх овладел им.
— Художник показывает нам ключевой момент евангельского сюжета. Для этого он прибегает к излюбленному приёму, который по-итальянски называется кьяроскуро, то есть «свет и тень». Эта техника, как не трудно догадаться, строится на контрастной игре света и тени. Караваджо использовал её для достижения большего драматизма.
— Кьяроскуро... Контраст светлых и тёмных деталей будто олицетворяет борьбу добра и зла!
— Ты верно подметила, Наташа. Художник подчёркивает эту борьбу в душе Петра. Ведь только что апостол был крепок духом и уверен в своих убеждениях. И вот в следующую секунду — он уже предатель. Зло одержало маленькую победу в его сердце. Так же и мы, бывает, незаметно для самих себя, то в мелочах, то по-крупному предаём Христа, отрекаемся от Него...
— Какие страшные слова вы говорите, Маргарита Константиновна. Мне совсем не хочется быть предателем...
— Апостол Пётр тоже не хотел. И он раскаивался в своём поступке всю жизнь. Но Господь прощает кающихся. В Евангелии от Иоанна сказано, что воскресший Христос троекратно спрашивал отрёкшегося ученика: «Любишь ли ты Меня?». «Так, Господи. Ты знаешь, что я люблю Тебя!» — трижды ответил Ему Пётр.
— Господь простил Петра. Надеюсь, и меня простит... За то, что я невольно осудила художника Караваджо... Назвала его нехорошим человеком. А ведь я даже не знаю толком обстоятельств его жизни.
— Да, Наташенька. Только Господь вправе судить. А мы можем попытаться понять, что беспокоило художника Микеланджело Меризи да Караваджо, чем он жил. Хорошо, что мы познакомились с одной из его работ, «Отречение святого Петра», которая находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. А художественный альбом Караваджо я всё-таки приобрету. Хороший художник!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема







