Караваджо. «Отречение святого Петра» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Караваджо. «Отречение святого Петра»

* Поделиться

Маргарита Константиновна, смотрите, целый отдел в этом книжном магазине выделили под книги об искусстве. Здесь я вижу каталоги картин Рафаэля и Микеланджело...

— Сколько хороших изданий, Наташа! Вот книга об истории русского импрессионизма, а вот — собрание произведений Караваджо... Как раз хотела приобрести для себя.

— Знаете, я недавно читала статью про этого итальянского художника и... Он, конечно, много прекрасных картин написал на Евангельские сюжеты, но человек-то он был... мягко говоря, непростой.

— Итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо, который жил на рубеже 16-го — 17-го веков, обладал взрывным, необузданным нравом и из-за этого попадал в опасные ситуации. Он прожил непростую жизнь.

— Ещё я узнала из статьи, что незадолго до смерти ему приходилось скрываться от властей, чтобы не попасть в тюрьму.

— К сожалению, это так. Но искусствоведы считают, что перед кончиной — а умер он довольно рано, в 37 лет, — Караваджо создал свои наиболее серьёзные, философские по духу полотна, в которых читается чувство глубокого переживания и раскаяния.

— Интересно, об этом я и не знала...

— Сейчас попробую найти какую-нибудь из этих работ в интернете... Вот, например, одна из последних картин Караваджо «Отречение святого Петра». Художник написал её в 1610 году. В основе сюжета — история из Евангелия от Матфея. Во время пасхальной трапезы Христос сказал Своим ученикам «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Апостолы смутились из-за этих слов. «Не я ли, Господи? Не я ли?» — спрашивали они в смятении. И только один ученик был уверен, что уж он-то точно не предаст Учителя.

— Это был апостол Пётр!

— Да, Наташа, это был он. «Я никогда не соблазнюсь!» — воскликнул Пётр, а Христос ответил ему: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня».

— И, как я помню из Евангелия, эти слова в точности исполнились...

— Да. После ареста Христа одна служанка указала стражникам на апостола Петра, сказав, что это один из Его учеников. Но Пётр отрицал. Затем он ещё дважды отречётся от Христа. Согласно Евангелию, после этого неподалёку пропел петух, напомнив Петру о предречённом. Именно момент предательства апостола показал Караваджо на своём полотне.

— Я вижу на картине три фигуры, изображённые крупным планом в профиль. Слева — стражник, в середине — девушка, указывающая на Петра, а справа — сам апостол. На лице его читается волнение, лоб напряжён. Страх овладел им.

— Художник показывает нам ключевой момент евангельского сюжета. Для этого он прибегает к излюбленному приёму, который по-итальянски называется кьяроскуро, то есть «свет и тень». Эта техника, как не трудно догадаться, строится на контрастной игре света и тени. Караваджо использовал её для достижения большего драматизма.

— Кьяроскуро... Контраст светлых и тёмных деталей будто олицетворяет борьбу добра и зла!

— Ты верно подметила, Наташа. Художник подчёркивает эту борьбу в душе Петра. Ведь только что апостол был крепок духом и уверен в своих убеждениях. И вот в следующую секунду — он уже предатель. Зло одержало маленькую победу в его сердце. Так же и мы, бывает, незаметно для самих себя, то в мелочах, то по-крупному предаём Христа, отрекаемся от Него...

— Какие страшные слова вы говорите, Маргарита Константиновна. Мне совсем не хочется быть предателем...

— Апостол Пётр тоже не хотел. И он раскаивался в своём поступке всю жизнь. Но Господь прощает кающихся. В Евангелии от Иоанна сказано, что воскресший Христос троекратно спрашивал отрёкшегося ученика: «Любишь ли ты Меня?». «Так, Господи. Ты знаешь, что я люблю Тебя!» — трижды ответил Ему Пётр.

— Господь простил Петра. Надеюсь, и меня простит... За то, что я невольно осудила художника Караваджо... Назвала его нехорошим человеком. А ведь я даже не знаю толком обстоятельств его жизни.

— Да, Наташенька. Только Господь вправе судить. А мы можем попытаться понять, что беспокоило художника Микеланджело Меризи да Караваджо, чем он жил. Хорошо, что мы познакомились с одной из его работ, «Отречение святого Петра», которая находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. А художественный альбом Караваджо я всё-таки приобрету. Хороший художник!


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем