В 180-и км от Москвы и на таком же расстоянии от Твери расположился небольшой купеческий городок Калязин. Согласно летописям первое поселение появилось здесь еще в далеком XII столетии. Значение этой местности возросло после основания в XV веке на противоположном берегу Волги Троицкого монастыря. Его еще часто называют Макарьевским, в честь основателя и первого игумена, преподобного Макария Калязинского. В 1466 году в этом монастыре получил благословение перед путешествием в Индию тверской купец Афанасий Никитин. Впоследствии перед святыми мощами преподобного Макария Калязинского склоняли головы цари Иоанн Грозный, Михаил Федорович и юный Петр I. Сюда приезжали Екатерина II и Александр II.
Шло время, и Калязин стал крупным торговым центром. Троицкий Макарьев монастырь процветал, в городе возводились новые церкви. Главным храмом города считался величественный Никольский собор. К сожалению, он не сохранился до наших дней. В конце XVIII века построили церковь Вознесения Господня. Это единственный калязинский храм, действующий до сих пор. Первоначально церковь имела один престол - Вознесения Господня, позже были пристроены еще два придела – Тихвинский и Макария Калязинского. В Тихвинском приделе хранился список чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, а в Макарьевском – икона преподобного Макария с частицей мощей.
Восхищает взор трехъярусная колокольня Вознесенского храма в стиле классицизм. Она богато украшена колоннами и увенчана высоким тонким шпилем. В конце XIX столетия церковь и колокольню объединила выстроенная между ними трапезная. При советской власти эти здания занимал хлебокомбинат. К настоящему моменту храм по большей части отреставрирован. В нем ведутся богослужения.
Троицкому монастырю, к сожалению, повезло меньше. Обитель полностью разрушили в 1930-ых годах, когда строили Угличскую гидроэлектростанцию. А при создании водохранилища половина Калязина и 40 окрестных деревень и вовсе оказались затоплены. Среди уничтоженных городских храмов был Никольский собор. Однако власти намеренно сохранили его пятиярусную колокольню. Высокую постройку стали использовать как ориентир для судов. Колокольня до сих пор возвышается над водной гладью на крохотном островке суши и является главной достопримечательностью города.
Калязин очень удобно расположен. Через его железнодорожную станцию следуют поезда московского и петербургского направлений, а также на Углич и Ярославль. В летний период в Калязин совершаются теплоходные прогулки.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема