
В эфире «Светлого вечера» говорили о научно-просветительском проекте «Календарь от Пасхи до Пасхи».
Гостями программы стали Георгий Вениаминович Бежанидзе, руководитель проекта и доцент кафедры церковной истории ПСТГУ, и Илья Рыбаков, директор по развитию.
Календарь создавался как пасхальный подарок, а со временем стал масштабным просветительским проектом. «Календарь сочетает просветительскую и научную составляющую, его статьи написаны ясным и доступным языком», — отметил Илья Рыбаков. Сегодня его тираж составляет 120 –150 тысяч экземпляров, большая часть которых передаётся в храмы, монастыри и социальные учреждения.
Главной темой календаря 2025 года стало Священное Писание Нового Завета. В издании собраны богословские статьи, толкования, жития святых и исторический контекст. «Мы стараемся излагать сложные истины простым и доступным языком», — подчеркнул Георгий Бежанидзе.
В эфире затронули редкие жития святых, включая праведную Веронику, связанную с евангельской историей об исцелении, и Клавдию Прокулу, жену Понтия Пилата, которую православная традиция почитает как святую.
Этот выпуск напомнил слушателям, что чтение и изучение Писания — это путь к духовному росту, а такие проекты делают богословское наследие доступным каждому.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер
Константин Горбатов. «Зима»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, здравствуйте!
— Настенька! Давно ты не заходила к нам в Третьяковскую галерею. Рада тебя видеть!
— Я тоже очень рада! Учёба, учёба... Ни минутки свободной! Вот только на зимних каникулах и получилось выбраться к вам. И то — по серьёзному поводу. Я участвую в конкурсе сочинений «Русская зима». Мне нужно написать эссе о какой-нибудь зимней картине. Ну я, конечно, сразу о вас вспомнила — и бегом в Третьяковскую галерею. Может быть, вы мне что-то подскажете?
— С радостью помогу, Настенька. Тем более, что в нашей коллекции немало замечательных работ, посвящённых зиме. Можно взять какой-нибудь пейзаж... Саврасова, например... Или Васнецова...
— Маргарита Константиновна, а посмотрите-ка, прямо перед нами зимняя картина! Такая светлая, радостная! Давайте её возьмём в качестве темы!
— Точно! Она так и называется «Зима». Написал её художник Константин Горбатов в 1919 году. Понравилась тебе эта работа?
— Очень! На ней изображён сельский пейзаж в зимний солнечный день. На заднем плане небольшие деревенские дома и церквушка, впереди — высокие раскидистые деревья. Ветви у них тонкие, изящные, будто кружевные! Слева на картине — местные жители в ярких одеждах. А небо — светло-светло-голубое! Солнечное, весёлое!
— «Весёлое небо»! Как ты поэтично рассказываешь, Настя. Почему тебе так показалось?
— Посмотрите: в левой верхней части картины художник поместил птиц. Они кружат в небе среди облаков. Будто радуются солнечному зимнему дню.
— Ты уловила суть творчества Константина Горбатова. Все его работы наполнены солнцем, светом, яркими красками. Художник считал, что живопись должна запечатлевать «жизнь не такой, какая она есть, а такой, какой могла бы быть». И эта идея прошла сквозь всё его творческое наследие.
— Но Маргарита Константиновна, разве русская деревенька не могла выглядеть именно так, как на картине, в один из солнечных зимних дней?
— Могла, но всё-таки в своей работе художник идеализирует окружающую действительность. Ведь, как я сказала, пейзаж был написан в 1919 году. Для России, охваченной гражданской войной, это страшный период. Голод, хаос, разруха... Не было ни одной семьи, ни одной деревни, которой не коснулась бы беда тех лет... И в столь тяжёлое для страны время художник пишет картины, наполненные счастьем, умиротворением, нежностью: например, «Городской пейзаж», «Псков (Жизнь на реке Пскова)», «Ранняя весна. Голубые тени».
— И вот эта работа, что перед нами! Но как художник создаёт такое светлое настроение?
— С помощью ярких пятен и золотистых оттенков. Посмотри, какие краски он использует: голубой и сиреневый, а ещё золотистый, розовый, оранжевый...
— Сколько интересного вы для меня сегодня открыли, Маргарита Константиновна! Теперь я совершенно по-другому воспринимаю картину «Зима» Константина Горбатова.
— Художник ставил перед собой задачу в любых, обстоятельствах дарить своим творчеством людям добрые и светлые чувства, утешение, спокойствие. За всю жизнь он побывал и поработал в разных странах — в Италии, в Германии, в Палестине, и везде он создавал картины жизнерадостные, экспрессивные, яркие...
— А какие краски он использует! Оранжевые, жёлтые, синие... Переливы холодных и тёплых оттенков.
— О, это отличительная черта, творческий почерк художника. Смелыми яркими мазками он умел так гармонично собрать композицию, что всё пространство полотна, и природные (созданные Богом), и рукотворные объекты — соединяются в единое, гармоничное целое. Таким художник видел мир.
— Но знаете, Маргарита Константиновна, я иногда замечаю вокруг себя нечто настолько же прекрасное, что изобразил на картине «Зима» Константин Горбатов. Виды природы. Например, заснеженный лес около нашей дачи, или виды скалистого Черноморского побережья, где мы с родителями отдыхали прошлым летом... И наш яблоневый сад за школой, который так чудесно расцветает весной!
— Наш мир прекрасен, Настенька. Особенно в глазах такого, как ты, доброго и светлого человека.
— Маргарита Константиновна, спасибо вам за рассказ о картине!
— Я так рада, что смогла помочь. Уверена, у тебя получится замечательное сочинение о картине Константина Горбатова «Зима» из коллекции Третьяковской галереи.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Илья Репин «Хирург Е.В. Павлов в операционном зале»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Так-с 10-я палата. Добрый день! Выздоравливающая госпожа Баталова, здравствуйте!
— Здравствуйте, доктор!
— Как ваше самочувствие, Маргарита Константиновна?
— Сегодня уже, слава Богу, я чувствую себя гораздо лучше, чем до операции. И за это спасибо вам, Николай Иванович.
— Ну вот и славно!
— Скажите, пожалуйста, а когда я смогу выйти на работу?
— Ну что вы, всего два дня прошло после операции, надо восстановиться... Минимум две недели, но посмотрим по состоянию. А кем вы работаете?
— Я искусствовед. Работаю в Третьяковской галерее.
— Ну, думаю, ваши посетители смогут немного подождать вашего возвращения. Мои вот посетители, к сожалению, ждать чаще всего не могут... Такова особенность профессии хирурга.
— В Третьяковской галерее, доктор, есть картина, воспевающая вашу прекрасную профессию...
— Кто бы мог подумать! Любопытно, что это за картина...
— Ну вот, я как раз нашла её в интернете. Она называется «Хирург Павлов в операционном зале». Её написал художник Илья Репин в 1888 году.
— Позвольте-ка взглянуть... На картине просторная светлая операционная. Несколько врачей в белых халатах склонились над столом. Хирург в небольших круглых очках оперирует человека, к которому тянутся трубки видимо, с наркозом. Санитарки и медсёстры, стоящие рядом, сосредоточены, они внимательно следят за каждым движением хирурга, чтобы в нужную секунду выполнить его поручение.
— Вы улыбаетесь, доктор. Наверное, то, что вы сейчас увидели на полотне, — изображение вашей ежедневной работы, перенесённой на почти полтора века назад.
— Да, необычные чувства вызывает у меня картина! Ведь тогда, в конце 19-го века основы хирургической науки только зарождались. А что же за хирург проводит операцию? Вы сказали, Павлов... Это, вероятно, выдающийся военный врач и учёный, Евгений Васильевич Павлов. Мы изучали его труды в университете.
— Евгений Васильевич был большим другом Репина. Их многое объединяло. Например, то, что Павлов в свободное время писал маслом. Да и вообще любил живопись. А дочка Ильи Ефимовича Репина, Надежда, проходила у Павлова хирургическую практику.
— А известно ли, что за больница изображена на картине «Хирург Павлов в операционной»?
— Вероятнее всего, это хирургическая больница Александровской общины сестёр милосердия в Петербурге. Учреждение отличалось образцовым порядком и чистотой. Операционный зал был оснащён по последним требованиям медицины.
— Но требования тогда сильно отличались от современных, как мы видим... На персонале нет защитных масок, кто-то из сотрудников без головного убора... Кроме того, наркоз ещё только входил в медицинскую практику. Его использовали очень осторожно.
— Да, и это видно на картине. Пациент уже понемногу приходит в себя, но хирург продолжает манипуляции.
— Ох, трудно себе представить, каково было в те времена оказаться на операционном столе...
— Или возле операционного стола. Ведь ответственность на вас, врачах, огромная! Одно неверное движение...
— Именно поэтому, прежде чем войти в операционную, даже если предстоит простая операция по удалению аппендицита, я говорю: «Господи, помоги мне и управь всё к лучшему!» Ведь всё в Его руках.
— Эту замечательную мысль Репин отразил в своей работе. Посмотрите, он наполнил светом пространство операционной, она буквально сияет. Свет символизирует непостижимое пространство человеческой мысли как величайшего Божьего дара. Так художник выразил уважение к людям науки и к вашей профессии.
— Благодарю вас, Маргарита Константиновна, за интереснейшую беседу! Поправляйтесь поскорее!
— Спасибо, Николай Иванович. Надеюсь, вы когда-нибудь заглянете к нам в Третьяковскую галерею. Я с радостью покажу вам шедевр Ильи Репина «Хирург Павлов в операционной».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Валентин Сидоров. «Миром»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Добрый день! Ох, как хорошо, как тепло после улицы тут, у вас в кофейне... Можно мне, пожалуйста, чашку горячего шоколада?
— Конечно! Сейчас сделаю... сегодня так морозно, правда?
— Да уж... Петербург часто меня встречает прохладной погодой... А я смотрю у вас ящик для пожертвований на восстановление храма. Что это за храм?
— В Ленинградской области есть церквушка 18-го века. Она требует ремонта... Росписи в плачевном состоянии, лестница едва не отваливается... И вот мы с девочками из клуба милосердия решили помочь настоятелю этого храма, попросили его благословения — и вот, собираем средства на ремонт церкви.
— Какие вы молодцы! Я тоже внесу свою лепту в это доброе дело. Удаётся что-то собрать?
— Очень даже удаётся! Вот вроде бы каждый по пятьдесят, по сто рублей жертвует, а мы уже смогли собрать сумму, которой хватит на восстановление лестницы! Так сказать, всем миром!
— А знаете я буквально сегодня утром была в Русском музее и видела картину с таким названием — «Миром». Я даже её сфотографировала, сейчас покажу вам. И сюжет на ней — как раз о том, как люди всем миром помогают друг другу. Написал её художник Валентин Сидоров в 1970 году. Вот эта работа — посмотрите, пожалуйста.
— Какая интересная! Хочется рассмотреть поближе... На ней изображена деревенька и её жители — ребятишки и взрослые, женщины и мужчины, старики, мамы с малышами... А несколько мужчин на переднем плане поднимают огромную балку — наверное строят дом для кого-то из деревенских.
— Да. Так художник изобразил жизнь русской деревеньки. Где люди живут, вместе трудятся, помогают друг другу.
— Ах, как мне нравятся такие картины! С простым сюжетом, но важным смыслом! Обратите внимание, эта балка, которую поднимают мужчины, больше каждого из них в отдельности.
— Так художник символически показал, что любое бесконечно тяжёлое дело по плечу, если взяться за него всем миром.
— А ещё, если людей объединяет общая цель...
— Да, тем более, если цель — созидательная. И это чувство радости созидания отчётливо видно на картине. Яркая, светлая палитра, спокойные ровные линии, игра света и тени, которая усиливает ощущение залитого солнцем пространства... Валентин Сидоров на своей картине «Миром» создаёт образ русской деревни с её жителями, которые живут просто и дружно.
— Замечательный художник! Мне близки его ценности.
— Валентин Сидоров родился и вырос в Тверской области, в деревеньке Сорокопенино на берегу Волги. Мальчишкой пережил Великую Отечественную, и его становление пришлось на трудные послевоенные годы. В своих воспоминаниях он писал, что с детства узнал крестьянский труд и полюбил его.
— Как бы хотелось увидеть другие работы этого художника! А где их можно посмотреть?
— Они выставлены и в Третьяковской галерее, и в Твери, где пару лет назад открылся посвящённый ему музей. А в Государственном Русском музее можно увидеть оригинал картины «Миром», о которой мы сегодня говорили. Что ж, мне пора ехать... Я желаю вам Божией помощи в добром деле по восстановлению храма! Пусть у вас всё получится!
Все выпуски программы Свидание с шедевром