Люблю разговаривать с пожилыми людьми. Они сделали свои выводы и готовы радостно делиться с нами. Вижу, что мои сверстники часто отмахиваются от таких советов. А мне нравится слушать и подчас изумляться открытиям, которые приходят так поздно.
В прошлое воскресенье после службы задержалась в притворе с пожилой дамой — Верой Владимировной. Её жизнь, как у многих, не была простой и гладкой. Много сделано ошибок. Но сейчас она выглядела спокойной, гармоничной. Говорит: сделала выводы и к старости добилась гармонии в семье, размеренной пенсионной жизни.
«Понимаешь, Аннушка, — рассказывает Вера Владимировна — в старости часто мучает бессонница. Лежишь в своей постели, и всё прошлое перед глазами встаёт. Кому что сказала. Как с кем поступила. А вспоминаются, я тебе скажу, не самые приятные моменты.
Ответила знакомой слишком грубо на оскорбление. Её на свете уж лет семь нет. А я всё думаю, неужели оно того стоило?
Начальству нажаловалась на коллегу за плохо выполненную работу. Того наказали. Спрашиваю себя — "Тебе так важно это было?".
Потом сама же в годовом отчёте ошиблась. Не заметили. Хороша разве?
И вспоминаешь каждый такой момент. А потом думаю: но ведь и хорошего сколько было?
С работой подруге подсобила, когда та осталась без мужа и дохода.
Сироте помогла в вуз поступить.
Бедных сколько кормила.
Да, вроде, и неплохо-то жизнь прожила. Поставлю себе "пятёрочку". Больше никто не поставит. А всё равно мысли роятся — оправдала себя или нет? Добрые поступки разве перекрывают недобрые?
Покаялась на исповеди. Верую, что Господь простил. А я всё равно всё помню.
Аннушка, ты пока в такой активной жизни, спеши делать добрые дела. Не торопись обличать и осуждать. Всё проходит, а память жива. И всё сделанное зло потом лежит на дне сердца. Как гнилая картошка в тёмном углу погреба».
Старушка рукой махнула и замолчала, мол, что тут ещё скажешь?
Я шла по пыльной дороге от храма к дому и размышляла над словами Веры Владимировны. Чего старости ждать? И сейчас, не спится иной раз. Тоже думаю, зачем я так жестока? Если мне кажется, что со мной поступили несправедливо, отвечу так, что переплюну любого обидчика. Но ведь не стоит оно того.
Вспомнились слова святителя Луки Крымского: «Будь добрее, чем принято, ибо у каждого своя война, бои и потери. Живи просто, люби щедро, вникай в нужды другого пристально, говори мягко... А остальное — предоставь Господу».
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
4 октября. О личности святителя Димитрия Ростовского
Сегодня 4 октября. Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского, жившего в XVI веке.
О его личности, — священник Захарий Савельев.
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек может не только развиваться, но и деградировать. Причём деградация может быть как интеллектуальной, так и нравственной, может она быть и духовной. Именно с духовным упадком галатийских христиан боролся апостол Павел в своём к ним послании. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок и обратим внимание на причины духовного оскудения адресатов Послания к галатам.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Из павловых посланий мы знаем, что у него была какая-то хроническая болезнь, о существе которой выдвигаются самые разные предположения. Нет особого смысла рассуждать о диагнозе апостола, нам важно лишь помнить об очевидном факте: любая болезнь затрудняет жизнь и делает труд человека менее эффективным. В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания к галатам Павел снова упомянул свою болезнь, и написал, что он проповедовал в Галатии в первый раз в состоянии «немощи плоти». Однако эта немощь отнюдь не помешала людям услышать и должным образом воспринять апостольскую проповедь, и Павел хвалит христиан Галатии за такую отзывчивость.
В самом деле: больной проповедник редко бывает хорош, и трудно рассчитывать на успех его миссии там, где с ним ещё не знакомы. Немного тех людей, которые готовы обращать внимание не на внешнее, а на суть, и потому христиане Галатии действительно заслуживают похвалы. Эти люди обрели благодать Духа Святого благодаря проповеди больного на тот момент апостола, это стало выражением их веры, очевидным доказательством того, что только вера может привести человека ко спасению.
Увы, но в какой-то момент адресаты апостола Павла обо всем этом забыли. Пришедшие из Иерусалима проповедники внушили им, что одной веры недостаточно, что необходимы дела, но не дела любви, а дела исполнения ветхозаветного закона, поверив этим проповедникам, христиане Галатии начали свой путь духовной деградации, они начали отказываться от жизни по духу ради жизни по плоти, полагая, что такая жизнь может иметь хоть какой-то высший смысл.
Здесь мы видим, что далеко не всякая проповедь бывает полезной и спасительной. Далеко не все те, кто говорит убедительно, заслуживают доверия, а если верить каждому красноречивому оратору, то можно вместо духовного восхождения начать противоположный путь.
Как же быть? Как не ошибиться? Ответ очень прост, и его нам дал апостол Павел в 1-й главе Послания к галатам: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Апостольское учение — вот тот единственно верный духовный камертон, Церковь Христова в полной мере восприняла это учение, а потому лишь пребывание в единстве с Церковью способно помочь человеку избежать тех искушений, которым подверглись адресаты Послания апостола Павла к галатам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византия и Древняя Русь — взаимное влияние». Дмитрий Казанцев
У нас в гостях был византинист Дмитрий Казанцев.
Разговор шел о взаимном влиянии и культур Византии и Древней Руси. Чем интересно это влияние и как прослеживается в различных областях, в частности в религиозной.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер