
Фото: PxHere
Ещё в первой половине XVI-го столетия на территории Сибири находилось Сибирское ханство — последний осколок Золотой Орды. Ханство образовалось в XV веке, после распада некогда могущественного государства, двести лет державшего под игом Русь. В конце XVI века Россия вплотную приблизилась к границам Сибири — в её состав вошёл Урал. Однако правитель Сибирского ханства, хан Кучум, оказался беспокойным соседом. Он постоянно совершал набеги на приграничные русские владения. По приказу царя Ивана Грозного, разбираться с ситуацией в Сибирь отправился атаман Ермак Тимофеевич с восемью сотнями казаков. 26 октября 1582 года отряд Ермака занял столицу Сибирского ханства. На её месте был заложен русский город Тюмень. В общей сложности двенадцать лет понадобилось, чтобы окончательно разбить татарское войско. В 1598 году Сибирское ханство прекратило своё существование. Западная Сибирь стала территорией Российского государства.
Освоение и возделывание сибирских земель началось довольно быстрыми темпами. Сменивший Ивана Грозного на московском престоле царь Фёдор Иоаннович издал указ: «Итти города ставить вверх Иртыша, где бы государю было впредь прибыльняе, чтоб пашню завести». Другими словами, Сибирь постепенно становилась для русского человека домом, где можно сеять хлеб, а значит — жить. На сибирские земли потянулись первые переселенцы. В 1692 году голландский дипломат Эверт Идес проехал по Сибири и записал свои впечатления: «По пути встречались прекраснейшие луга, леса, реки, озёра и самые плодородные и прекрасно обработанные поля, какие только можно себе представить. Всё хорошо заселено русскими».
Вместе с тем процесс исследования Сибири продолжался. Русские путешественники-первопроходцы открывали и присоединяли новые территории. Летом 1643-го мореплаватель Семён Дежнёв обнаружил пролив между Азией и Америкой. Ерофей Хабаров открыл Приамурье. Василий Поярков первым исследовал остров Сахалин. Путешественники активно общались с коренным населением. Рассказывали о великом государстве Российском. Местные народы — ханты, кеты, эвенки, забайкальские буряты — с готовностью признавали власть царя и становились российскими подданными. Многие из них впоследствии принимали православную веру. С мирной проповедью на новые земли приехали миссионеры-подвижники — святители Иоанн Тобольский, Иннокентий Московский и другие. Вот почему такие историки, как Сергей Бахрушин и Сергей Токарев, пришли к мнению, что наиболее подходящим термином для этого процесса было бы не «завоевание», не «покорение», а «вхождение» сибирских земель в состав России.
Огромные территории, богатые лесом и крупнейшими в мире месторождениями золота, угля, природного газа и других полезных ископаемых, обеспечили богатство нашей страны на многие столетия вперёд.
Все выпуски программы Открываем историю
4 мая. Об Иосифе Аримафейском

В 15-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова».
Об Иосифе Аримафейском — игумен Лука Степанов.
Святой Иосиф Аримафейский был членом Синедриона, то есть Верховного Иудейского сообщества, которое управляло жизнью и Иерусалимского храма, и народа еврейского, но он не соответствовал их духу и уклонился от участия в осуждении Господа Иисуса Христа. Оставался он тайным учеником Господа до момента Его распятия. После того, как тело Господа было с креста снято, он уже отложил свое скрытничество, сам направился к Пилату, не боясь оскверниться в языческих помещениях, и испросил тело Иисусово с тем, чтобы предать Его погребению, а где предать, тем более, что место у него промыслительно оказалось заготовлено для самого себя. Он в непосредственной близости с горой Голгофой приуготовил эту пещеру, в которой надеялся сам сложить свои останки, но понял, что предназначены они теперь для Господа, и получив это разрешение, он полагает Господу вместе с женами-мироносицами, таким образом исповедуя свое богопочитание и становясь в ряды христиан на все времена.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О ранней христианской Церкви

В 6-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова: «Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме».
О ранней христианской Церкви — протоиерей Михаил Самохин.
Сегодняшнее замечание автора книги «Деяния святых апостолов» об увеличении количества верующих напрямую связано с эпизодом об избрании семи диаконов, когда первые нестроения в Церкви, связанные с распределением благотворительности и с организацией общих застолий ранней Церкви, были разумным образом улажены. Многие эпизоды, когда были приняты правильные и разумные решения, апостол, который написал книгу «Деяний», сопровождает такими замечаниями: А увеличилось количество верующих. Здесь же еще он добавляет о том, что многие из священников, которые, как мы знаем, были принципиальными противниками Христа, веры и самой ранней Церкви, уверовали во Христа. И сейчас, через две тысячи лет, не очень многое поменялось в отношении людей к Церкви. Именно благотворительность располагает людские сердца к вере Христовой. Именно милосердное лицо Церкви для нашего общества остается самым привлекательным. Именно правильная организация помощи тем, кто в этом особенно нуждается, тем, кому особенно нужна поддержка наша в сложной жизненной ситуации, показывает нам, что мы настоящие христиане. И недаром мы читаем у апостола-евангелиста Иоанна Богослова о том, что «потому знают, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собою». А благотворительность — это и есть проявление христианской любви. Будем же и мы продолжать свое делание на ниве милосердия, руководствуясь книгой «Деяний святых апостолов».
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О святых жёнах и их проповеди

Сегодня 4 мая. День памяти святых жён-мироносиц.
О святых жёнах и их проповеди — священник Павел Гумеров.
Жены-мироносицы — это те женщины, которые были свидетелями Воскресения Христова и первыми увидели Христа Спасителя, восставшим из гроба. Нам известны имена жен-мироносиц. Это Мария Магдалина, другая Мария, Соломия, Марфа и Мария, сестры Лазаря, Сусанна и некоторые другие. Также вместе с женами-мироносицами мы нередко видим изображенную на иконе Пресвятую Богородицу. Существует предание, что святая Мария Магдалина проповедовала Христа Воскресшего самому императору Тиберию. И когда он сказал, что не может случиться такого, что человек воскреснет, она дала ему белое яйцо, которое стало красным. Святая Мария Магдалина проповедовала в Галлии, в Эфесе. Известно также, что святые жены-мироносицы, такие как Марфа и Мария, проповедовали в Римской империи. То есть они несли проповедь равноапостольную. Вместе со святыми апостолами проповедовали Слово Божие, распространяли Благую Весть.
Все выпуски программы Актуальная тема