Как-то, будучи трудником в Оптиной пустыни, я протирал застеклённые иконы. В этот момент подошёл священник и сделал замечание:
— Всё нужно делать с благоговением, — сказал он и объяснил, что наносить средство следует на тряпку, а не брызгать на стекло.
Раньше я считал, что благоговение — это нечто, вроде внутреннего настроя. Но батюшка указал мне именно на внешнее отношение. И он был прав. Мнет стало действительно стыдно за то, что я направлял струю в лица святым. Только почему я об этом не задумывался раньше?
Захотелось разобраться с самим понятием «благоговение». Решил посмотреть, что на эту тему писали святые отцы. У Паисия Святогорца прочитал такие слова: «Благоговение есть величайшая добродетель, потому что человек благоговейный привлекает к себе Благодать Божию».
А у Игнатия Брянчанинова нашёл наставления о «наружном благоговении». Он считал его нужным и полезным, особенно для тех, кто только начинает воцерковляться. У новоначальных верующих во время молитвы — цитирую: «расположение души наиболее сообразуется с положением тела».
По наставлениям святых отцов я сделал вывод: с помощью внешних проявлений благоговения можно повлиять на внутренний настрой. Но как именно нужно себя вести? Например, что значит благоговейно совершать поклоны, или прикладываться к иконам?
Да, я и раньше понимал, что храм — это особое место, и вёл себя соответствующим образом: передвигался медленно, разговаривал тихо, прикладывался к иконам аккуратно. Но действие благодати ощущалось не всегда. И для меня было нормой уходить из храма без чувства, что на душе стало светлее. Не знал, что могу влиять на это.
Всё изменилось, когда у Феофана Затворника я прочитал, что благоговение не должно быть «мучительным страхом, который чувствует раб к своему строгому господину». Эти чувства он называл «несовместимыми с любовию к Богу».
Само слово — благоговение по-гречески звучит как «эвлавиа» и означает осторожность. И я всегда вёл себя в храме осторожно, но больше из страха. Мол, Господь накажет, если буду вести себя иначе. Откуда взялись подобные предрассудки — не знаю. Но как только я избавился от этих мыслей, мои внешние действия начали благотворно влиять на внутреннее состояние.
Почувствовал, что святые на иконах, к которым я прикладываюсь, меня слушают. Каждый поклон и крестное знамение теперь имеют более глубокий смысл. Чувство умиления во время службы пробуждается быстрее, на душе становится теплее и светлее.
Конечно, это только частное мнение, которое может измениться. Я понимаю, что благодать — это не что-то механическое. Но и благоговение для меня — это не просто какой-то набор внешних действий. Это личный опыт общения с Богом, после которого я выхожу из храма умиротворённым, спокойным.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей

Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении святой Екатерины Александрийской для всемирного православия

Сегодня 7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины Александрийской, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О значении святой для всемирного православия — священник Стахий Колотвин.
Все выпуски программы Актуальная тема











