
Как-то, будучи трудником в Оптиной пустыни, я протирал застеклённые иконы. В этот момент подошёл священник и сделал замечание:
— Всё нужно делать с благоговением, — сказал он и объяснил, что наносить средство следует на тряпку, а не брызгать на стекло.
Раньше я считал, что благоговение — это нечто, вроде внутреннего настроя. Но батюшка указал мне именно на внешнее отношение. И он был прав. Мнет стало действительно стыдно за то, что я направлял струю в лица святым. Только почему я об этом не задумывался раньше?
Захотелось разобраться с самим понятием «благоговение». Решил посмотреть, что на эту тему писали святые отцы. У Паисия Святогорца прочитал такие слова: «Благоговение есть величайшая добродетель, потому что человек благоговейный привлекает к себе Благодать Божию».
А у Игнатия Брянчанинова нашёл наставления о «наружном благоговении». Он считал его нужным и полезным, особенно для тех, кто только начинает воцерковляться. У новоначальных верующих во время молитвы — цитирую: «расположение души наиболее сообразуется с положением тела».
По наставлениям святых отцов я сделал вывод: с помощью внешних проявлений благоговения можно повлиять на внутренний настрой. Но как именно нужно себя вести? Например, что значит благоговейно совершать поклоны, или прикладываться к иконам?
Да, я и раньше понимал, что храм — это особое место, и вёл себя соответствующим образом: передвигался медленно, разговаривал тихо, прикладывался к иконам аккуратно. Но действие благодати ощущалось не всегда. И для меня было нормой уходить из храма без чувства, что на душе стало светлее. Не знал, что могу влиять на это.
Всё изменилось, когда у Феофана Затворника я прочитал, что благоговение не должно быть «мучительным страхом, который чувствует раб к своему строгому господину». Эти чувства он называл «несовместимыми с любовию к Богу».
Само слово — благоговение по-гречески звучит как «эвлавиа» и означает осторожность. И я всегда вёл себя в храме осторожно, но больше из страха. Мол, Господь накажет, если буду вести себя иначе. Откуда взялись подобные предрассудки — не знаю. Но как только я избавился от этих мыслей, мои внешние действия начали благотворно влиять на внутреннее состояние.
Почувствовал, что святые на иконах, к которым я прикладываюсь, меня слушают. Каждый поклон и крестное знамение теперь имеют более глубокий смысл. Чувство умиления во время службы пробуждается быстрее, на душе становится теплее и светлее.
Конечно, это только частное мнение, которое может измениться. Я понимаю, что благодать — это не что-то механическое. Но и благоговение для меня — это не просто какой-то набор внешних действий. Это личный опыт общения с Богом, после которого я выхожу из храма умиротворённым, спокойным.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
Подарим малышам и подросткам из детских домов возможность начать новую жизнь

Программа «Добрые перемены» Национального фонда защиты детей от жестокого обращения действует во множестве детских домов по всей России. В рамках неё команда фонда обучает местных психологов и педагогов. Впоследствии специалисты помогают детям справляться с психологическими травмами и дают им возможность обрести любящую семью.
10-летний Витя несколько лет живёт в детском доме в Хабаровском крае. До этого он рос в семье, как «ребёнок-маугли». Из-за проблем с психикой мама была равнодушна к сыну и его потребностям, а папа давно умер. Мальчик не ходил в детский сад, не гулял, не общался с детьми — он просто не знал, как взаимодействовать с другими.
Когда Витя оказался в детском доме, он многого не умел, был замкнутым и отстранённым. Разговоры о семье не вызывали у него никаких эмоций. Мальчик не мог вспомнить ни одного радостного момента из жизни.
Для того, чтобы помочь ребёнку, специалисты детского дома вместе с Фондом защиты детей от жестокого обращения разработали индивидуальную программу реабилитации. И сегодня Витю не узнать! Он уже многое знает и умеет, общается с другими ребятами. В жизни подростка появилась радость и беззаботность, уверенность в себе и открытость миру.
Благодаря программе «Добрые перемены» десятки малышей и подростков обретают надежду на новую жизнь. У многих со временем появляются семьи.
Больше узнать о работе Национального фонда защиты детей от жестокого обращения и поддержать программу «Добрые перемены» можно на сайте проекта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книга Иова и мировая культура». Протоиерей Павел Карташев

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о влиянии ветхозаветной книги Иова на мировую культуру и литературу.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Книге Иова.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена особенностям текста книги Иова;
Вторая беседа со священником Дмитрием Барицким была посвящена тому, как в Книге Иова преподносится встреча человека с Богом;
Третья беседа с Михаилом Скобелевым была посвящена тому, как в Книге Иова рассматривается проблема существования зла в мире;
Четвертая беседа с доцентом философского факультета МГУ Ильей Вевюрко была посвящена поэтике Книги Иова.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Вознесение Господне;
— Дискуссия о семейных ценностях в современном обществе;
— Государственная семейная политика и религиозная мотивация создания семьи;
— Проблемы современной языковой среды, в частности нецензурная брань;
— Изменения аудитории традиционных СМИ
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер