
Как-то, будучи трудником в Оптиной пустыни, я протирал застеклённые иконы. В этот момент подошёл священник и сделал замечание:
— Всё нужно делать с благоговением, — сказал он и объяснил, что наносить средство следует на тряпку, а не брызгать на стекло.
Раньше я считал, что благоговение — это нечто, вроде внутреннего настроя. Но батюшка указал мне именно на внешнее отношение. И он был прав. Мнет стало действительно стыдно за то, что я направлял струю в лица святым. Только почему я об этом не задумывался раньше?
Захотелось разобраться с самим понятием «благоговение». Решил посмотреть, что на эту тему писали святые отцы. У Паисия Святогорца прочитал такие слова: «Благоговение есть величайшая добродетель, потому что человек благоговейный привлекает к себе Благодать Божию».
А у Игнатия Брянчанинова нашёл наставления о «наружном благоговении». Он считал его нужным и полезным, особенно для тех, кто только начинает воцерковляться. У новоначальных верующих во время молитвы — цитирую: «расположение души наиболее сообразуется с положением тела».
По наставлениям святых отцов я сделал вывод: с помощью внешних проявлений благоговения можно повлиять на внутренний настрой. Но как именно нужно себя вести? Например, что значит благоговейно совершать поклоны, или прикладываться к иконам?
Да, я и раньше понимал, что храм — это особое место, и вёл себя соответствующим образом: передвигался медленно, разговаривал тихо, прикладывался к иконам аккуратно. Но действие благодати ощущалось не всегда. И для меня было нормой уходить из храма без чувства, что на душе стало светлее. Не знал, что могу влиять на это.
Всё изменилось, когда у Феофана Затворника я прочитал, что благоговение не должно быть «мучительным страхом, который чувствует раб к своему строгому господину». Эти чувства он называл «несовместимыми с любовию к Богу».
Само слово — благоговение по-гречески звучит как «эвлавиа» и означает осторожность. И я всегда вёл себя в храме осторожно, но больше из страха. Мол, Господь накажет, если буду вести себя иначе. Откуда взялись подобные предрассудки — не знаю. Но как только я избавился от этих мыслей, мои внешние действия начали благотворно влиять на внутреннее состояние.
Почувствовал, что святые на иконах, к которым я прикладываюсь, меня слушают. Каждый поклон и крестное знамение теперь имеют более глубокий смысл. Чувство умиления во время службы пробуждается быстрее, на душе становится теплее и светлее.
Конечно, это только частное мнение, которое может измениться. Я понимаю, что благодать — это не что-то механическое. Но и благоговение для меня — это не просто какой-то набор внешних действий. Это личный опыт общения с Богом, после которого я выхожу из храма умиротворённым, спокойным.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
31 июля. Об отношении к еде

В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к корИнфянам есть слова: «Едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию».
Об отношении к еде — священник Александр Сапунов.
Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова: «Видишь ли, как он от частного предмета перешёл в получение к общему и преподал нам превосходное правило — прославлять Бога во всём». Свидетель говорит нам о том, что всякое наше действие должно быть прославлено Светом Христовым и строиться вокруг Его личности, особенно когда это касается простых и элементарных вещей, таких как питание.
Ведь, дорогие слушатели, призваны мы апостолом Павлом осознавать, что жизнь — это дар, за который мы должны прославлять нашего Творца в наших делах и в каждом нашем мгновении.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 июля. О личности богослова Василия Бажанова

Сегодня 31 июля. В этот день в 1883 году отошёл ко Господу доктор богословия, императорский духовник, протопресвитер Василий Бажанов.
О его личности — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот замечательный священник с энциклопедическим кругозором, знаток, как это водилось, древних и новых языков, богослов, незаурядный преподаватель, был духовником последовательно Николая Павловича I, Александра Николаевича II и Александра Александровича III. А стало быть, трудами отца Василия Бажанова созидался внутренний мир трёх помазанников божьих.
Его учебник об обязанностях христианина, специально написанный для государя Александра Николаевича, будущего императора, стал самым популярным пособием как в духовных, так и в светских учебных заведениях. А значит, уже не только монархи, но сотни и тысячи русских людей впитывали в себя основы христианского благочестия по труду, занявшему своё место в системе российского образования.
На его средства была открыта Николаевская богадельня для престарелых священнослужителей военного ведомства. Может быть, не столько на средства, сколько по его инициативе, но и взносы протопресвитера Василия в это заведение, несомненно, поступали.
Помолимся об упокоении души этого русского священнослужителя и пожелаем современным клирикам Московской патриархии набирать тот духовный вес и ту молитвенную сосредоточенность. В наш турбулентный век смешения и брожения умов люди такого статуса, и не просто статуса, но такой духовной мощи, конечно же, очень нужны для выработки в нашем самосознании устойчивости, преданности небесному Отечеству и бескорыстного служения Отечеству земному.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 июля. О святости преподобного Памвы Нитрийского

Сегодня 31 июля. День памяти преподобного Памвы пустынника, Нитрийского, жившего в четвертом веке и взявшего на себя подвиг безмолвия.
О его святости — священник Стахий Колотвин.
Подвиг молчальничества, подвиг воздержания от слов порой воспринимается искусственно. Монах берёт и даёт обет — зарок — не говорить сколько-то лет, не общаться. Однако здесь речь не идёт о том, что если кто-то попросит помощи, подсказки, то монах должен сказать: «Ой, у меня табличка, я не могу говорить». А речь идёт о том, чтобы ценить каждое слово.
Преподобный Памва, который жил в отдалённой Нитрийской пустыне — то есть, с одной стороны, не так далеко от Александрии, а с другой стороны, уже далеко от источников, от оазисов, там, где сложно подвизаться, и там, куда не приходят паломники, жаждущие наставления. Тем не менее, конечно, и до него добирались, зная о его праведной жизни, монахи, которые пытались задать ему какой-то вопрос.
Но преподобный Памва ни в коем случае им не отказывал. Просто он мог по нескольку месяцев размышлять над вопросом, и если человек дожидался или приходил вновь, обязательно ему давал ответ.
Поэтому точно так же не нужно брать и лицемерить, и бросаться: с одной стороны, всегда объяснять и подсказывать, если ты что-то знаешь. Но и не нужно, с другой стороны, брать и лицемерить, и говорить: «Ой, я такой бедный, недостойный», — а внутри думать: «Ой, какой я смиренный и совершенный, никому ничего не советую».
Если ты можешь человеку подсказать, то просто подожди, подумай, поразмысли, порасспрашивай его, и, возможно, ты ему сам не дашь ответа, но подскажешь, куда человеку пойти, к кому обратиться, чтобы он смог ответ на свой духовный вопрос получить.
Все выпуски программы Актуальная тема