
Фото: Towfiqu barbhuiya / Unsplash
Книга как явление культуры существует давно. С древнейших времён человек пытался зафиксировать свой опыт, открытия, знания для будущих поколений. Сначала это были узелки на верёвке и зарубки на стенах пещеры, затем сырая глина, на которой оставляли знаки специальными палочками. Потом человек придумал и другие способы хранения информации. Например, в Древнем Египте создали папирус — нечто вроде грубой бумаги, его изготовляли из одноимённого растения. Текст распределялся столбцами на длинных рулонах, потом края скреплялись палочками, на которые при чтении накручивались концы папируса. Так появились свитки.
Затем для изготовления книг стали применять пергамент — выделанные шкуры животных, на которых наносили текст чернилами. Если папирус использовали только для свитков, пергамент был уже прототипом нашей современной книги: листы складывались один на другой, закрывались сверху и снизу деревянными дощечками. Однако подобные издания были дорогими в производстве. Поэтому в античной Греции, а потом в Древнем Риме пользовался популярностью более простой способ: писали палочками на дощечках, покрытых воском. Часто такие дощечки связывали вместе и называли «кодекс», в переводе с латинского «ствол». Именно так — кодексами — и стали именовать книги из разрезанных и сшитых деревянных листов. Читать их было удобнее, чем свитки.
Кстати, в 2000 году наши археологи нашли один из древнейших кодексов Руси, Новгородскую псалтирь, созданную около 10 века. Книга содержит несколько псалмов, а состоит она из липовых дощечек с четырьмя страницами, покрытыми воском.
В средние века из Китая в Европу пришла бумага и постепенно заменила и пергамент, и папирус. Из неё стали изготавливать книги-кодексы. А потом произошло и вовсе революционное событие — в середине XV века был изобретён печатный станок.
Огромен путь книги, велико желание человека сохранять и передавать свои знания. Посмотрим, что произойдёт дальше!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Как появились анекдоты и зачем они нужны
- Используем ли мы сегодня старославянский язык
- Есть ли у языка начальник и можно ли контролировать развитие языка
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
23 августа. О христианском отношении к семье

В 19-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
О христианском отношении к семье — протоиерей Максим Первозванский.
В последние столетия супружеские отношения были полностью отданы на откуп чувствам, тогда как на протяжении всей человеческой истории, кроме вот этих последних двух-трёх столетий, на протяжении всей христианской истории человеческие отношения были проявлением человеческой воли. И это было некое решение, подчас внешнее, первоначально к человеку.
«Недели две ходила сваха к моей родне, и наконец благословил меня отец». Или в другом месте, уже про дворян: «Как она была одета всегда по моде и к лицу, но, не спросясь её совета, девицу повели к венцу». То есть некая внешняя воля соединяла эту девушку и этого юношу в мужа и жену, и они принимали это как волю Божию. И говорится в том же «Онегине»: «Привыкла и довольна стала». То есть всегда брак рассматривался как направление воли.
Потом, в XVIII, XIX, XX веках, всё это было отдано на откуп чувствам, что я чувствую. Несомненно, это важно. И пренебрежение чувствами, возможно, и привело вот к такому полному отрицанию и противопоставлению чувства любви и чувства долга. Именно поэтому всё и разрушилось. Именно поэтому такой процент разводов. Именно поэтому такое легкомысленное отношение к браку.
Я должен постоянно в молитве, во внешних действиях и во внутреннем движении сердца напоминать себе, что любить мою жену или любить моего мужа — это мой христианский долг. Главный, между прочим, который главнее всего остального. Потому что семья — это малая Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 августа. Об избытке дарований

В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа».
О дарах Святого Духа — священник Николай Конюхов.
Господь каждому из нас даёт то, что и в притче о талантах сказано: кому один, кому три, кому пять, кому десять. Но у каждого человека есть вот этот потенциал развития, у каждого человека есть возможность пройти путь и прийти ко спасению. То есть нет такого, что у нас разные условия.
Кому-то Господь даёт задел и возможность кого-то любить, или стать подвижником, или приобрести добродетель — милосердие, допустим. А у кого-то это просто отсутствует. То есть есть ложное учение предопределения, которое распространено у протестантов. У нас, в христианском богословии, конечно, такого нет.
То есть Господь каждому даёт полноту даров Духа Святого, которые, в том числе, мы получаем. К примеру, помазание — когда священник берёт кисточку и помазывает нас, читает тайносовершительную молитву: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». И таким образом мы получаем вот эти дары, этот потенциал, который потом можем в жизни реализовать.
Другой вопрос, что мы иногда забываем о нём и просто не пользуемся. То есть все орудия в наших руках, мы можем их поставить куда-нибудь в сарай, убрать на антресоль, завесить, и всё, и они там будут пылиться. Это не из-за того, что Господь нас обделил чем-то, а просто мы проявили некое нерадение, невнимание и не воспользовались той возможностью, которую даёт Господь каждому христианину.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 августа. О мировоззрении Александра Грина

Сегодня 23 августа. В этот день в 1880 году родился писатель Александр Грин, автор знаменитой повести «Алые паруса».
О мировоззрении писателя — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Грин закончил жизнь верующим христианином, хотя отдал дань революционным брожениям, в царское время посидел в тюрьме за участие в кружковщине, дезертировал из царской армии, но жизнь прожить — не поле перейти.
И вместе со своей супругой-подвижницей Ниной в последние несколько лет жизни своей в маленьком храме Крыма он прислушивался к тихому богослужению и плакал, отвернувшись к стене, вспоминая прожитые годы, чувствуя, что все самые светлые образы и радужные мечты, которыми преисполнены его прозаические произведения, совпадают в образе Христа-Искупителя, Солнца Правды, в котором нет пятен.
И таким образом романтический пафос Грина разрешился в вере и верности Христу, которому писатель принёс на предсмертном одре свою искреннюю глубокую исповедь.
Отойдя, как Александр Сергеевич Пушкин, в вечную жизнь причащённым, умиротворённым и освящённым божественной благодатью.
Все выпуски программы Актуальная тема