
Паслось как-то на лугу возле стойбища стадо оленей. Напал на стадо тигр и погнал в тайгу. Олени разбежались и не смогли дорогу обратно к стойбищу найти.
Повстречал оленей в тундре Медведь. Был он уже старый, охотился плохо, и говорит сам себе:
— Вот удача мне привалила! Заберу я себе оленей и стану оленеводом, как люди. — Эвенки с малых лет оленей пасут, а я чем хуже? Олени приплод давать будут, мне мяса на всю жизнь хватит. Велика ли хитрость?
Согнал Медведь оленей на поляну, поближе к своей берлоге. Сидит довольный, за своим стадом приглядывает.
Видят олени — не трогает их Медведь. Стали они пастись, мох искать.
Пока олени весь мох не съели, они около берлоги паслись, потом стали дальше отходить. Медведь же не знал, что человек за оленями по тундре кочует. Начал Медведь своих оленей назад к берлоге загонять — никак не получается. Так и пришлось ему вслед за оленями идти.
Идёт Медведь-оленевод по тундре, вздыхает, стонет, а навстречу ему Лиса.
— Трудное это дело — оленей пасти, замучился я с ними совсем, — пожаловался ей Медведь.
А Лиса хитрая была, только и думает, как бы Медведя одурачить.
— Да, трудно тебе, сосед, — говорит Лиса. — А дальше ещё труднее будет. Как же ты со своими оленями зимой будешь управляться? Тебе ведь зимой спать нужно.
Призадумался Медведь, и верно — как ему зимой с оленями быть? Зимой его на спячку потянет, а если он уснёт — олени по всей тундре разбегутся, где их потом искать?
— Так уж и быть, выручу тебя, я ведь тоже стала оленеводом, — говорит Лиса. — Буду до весны твоих оленей вместе со своим стадом пасти. Весной придёшь — обратно своих оленей возьмёшь.
Лиса погнала оленей в тундру, а довольный Медведь вернулся в свою берлогу и на зиму спать залёг.
Проснулся Медведь весной, пошёл к Лисе, спрашивает:
— Где мои олени?
А Лиса его увидела — и в притворные слёзы. Сама-то за зиму стала толстая, гладкая, пушистая, хорошо откормилась.
— Беда у нас с тобой, сосед, — говорит Лиса. — За зиму оба наших стада пропали, ни одного оленя не получилось спасти.
Смотрит Медведь — возле лисьей норы по всей поляне оленьи косточки лежат.
— Что же случилось с оленями? — спрашивает Медведь.
— Всех до одного моль поела, — отвечает Лиса. — У оленей ведь мех густой, вот у них в шкурах моль и завелась. Сначала моль всё твоё стадо поела, потом и на моё перекинулась. Это ты, сосед, виноват: почему на зиму оленьи шкуры не снял и от моли не вытряс?
Почесал Медведь в затылке и говорит:
— Не хочу я больше быть оленеводом. Пусть эвенки сами держат оленей. Правильно люди говорят: всякому делу учиться надо.
(по мотивам эвенской сказки)
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов