
Давным-давно жили у берегов Кампучии два бедных брата-рыбака с женами. У старшего жена была тихая и трудолюбивая, а у младшего — ленивая да драчливая.
Однажды говорит старшему брату его жена:
— Трудимся мы много, а живем бедно. Говорят, в нашем заливе полно жемчуга. Давай вычерпаем из залива всю воду, наберем жемчужин. Глядишь, и разбогатеем!
Муж согласился. От нужды ещё и не такое в голову придёт!
Взяли они наутро два больших ковша из кокосового ореха, пошли к морю и стали воду вычерпывать. Весь день без устали трудились. Вечером вылез из моря на берег старый краб и спрашивает:
— Вы зачем, люди, у нас воду черпаете?
—Хотим осушить море и набрать жемчуга, — ответили муж с женой. — Как говорился, на всякое хотение имей и терпение, мы ещё только начали.
Полез краб обратно в воду, опустился на дно и рассказал об увиденном дракону — морскому царю.
Выплыл дракон из глубины. Сморит — и впрямь люди на берегу при лунном свете воду из залива черпают. Испугался морской царь: если и дальше с таким усердием дело пойдёт, так они всё море, а потом и океан до дна осушат. А без воды конец придёт всему морскому царству!
Дракон приказал своим подданным живо опуститься на дно и каждому принести на берег по крупной жемчужине.
Вспенилось море, как будто вскипело. Это оттого, что засновали ночью в воде морские жители — рыбы, медузы, улитки, крабы.
Оглянулись трудолюбивые муж с женой, и глазам своим не могут поверить: весь берег жемчужинами усеян, как небо звёздами. А из воды высунулся морской дракон и медлительных улиток подгоняет, чтобы быстрее жемчужины катили.
Наполнили муж с женой доверху жемчугом кокосовые ковши, и, довольные, под утро домой возвратились.
Узнала жена младшего брата про добычу родственников и говорит мужу:
— Давай и мы припугнем морского дракона — он нам тоже даст гору жемчуга!
Пошли они к морю, стали черпать воду кокосовыми плошками. Раз черпнули, другой... Надоело что-то. Ленивая жена отшвырнула чашку и говорит:
— Работай-ка, муженек, сам, а я отдохну!
Муж рассердился:
— Вот еще! Сама начала — сама и доделывай!
Стали они спорить, кричать, бегать друг за другом по воде. Шум, гам стоят на берегу, брызги во все стороны летят!
Морские жители из воды высунулись, смотрят, хохочут. Маленьким рыбкам плохо было видно, так они стали из воды выскакивать, чтобы посмотреть, как ленивые муж с женой друг друга мутузят и спорят, кому из них море вычерпывать.
Говорят, с тех самых пор у берегов Кампучии стали водится летающие рыбы, а вот лентяи так и не перевелись.
(по мотивам кампучийской народной сказки)
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.