Доброту и человечность Юрия Никулина зрители безошибочно чувствовали через экран даже в сыгранных им комических образах героев знаменитых фильмов, таких как «Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и других.
Юрий Владимирович исполнял и глубокие драматические роли, в которых угадывалась чуткая, ранимая и сострадательная душа актёра: монах Патрикей из кинофильма Тарковского «Андрей Рублёв», дедушка главной героини из драмы «Чучело» Ролана Быкова, рядовой Некрасов из картины Бондарчука «Они сражались за Родину». Сын Юрия Владимировича, Максим Никулин, вспоминал в интервью, что его отец бескорыстно помогал многим людям.
Какие слова стали девизом Юрия Владимировича и каким он хотел остаться в памяти людей?

Однажды утром Юрий Владимирович Никулин шёл по Цветном бульвару на работу — в цирк, где вот уже много лет он был бессменным директором. Вдруг, прямо у него на глазах, на пешеходном переходе автомобиль на полной скорости сбил женщину с ребёнком. Никулин бросился на помощь. Увы, женщина скончалась. А вот её сын, шестилетний мальчик, не пострадал. Каким-то чудом успел отскочить в сторону. Однако ребёнок находился в состоянии шока. Он плакал. Завыли сирены — приехала скорая помощь и милиция. Чтобы не травмировать мальчика ещё больше и как-то отвлечь, Юрий Владимирович осторожно отвёл его в сторонку. Усадил на тротуаре, подстелив свой пиджак. И сам сел рядом. Тихонько стал рассказывать смешные истории. Наконец, малыш вытер слёзы. Ему понравился галстук Никулина — красный, с пчелой. Юрий Владимирович тут же снял его и подарил мальчику. Подошли милиционеры — они узнали адрес погибшей. Вместе с матерью и сыном там проживала бабушка. Никулин договорился с сотрудниками правопорядка, что сам отвезёт ребёнка домой. Только после того, как он лично убедился, что ребёнок в безопасности с родными, Никулин поехал на работу. А там его вот уже два часа дожидалась делегация из Японии, чтобы обсудить гастроли Цирка на Цветном в стране восходящего солнца. Юрий Владимирович ворвался в кабинет без пиджака и галстука, в рубашке с закатанными рукавами. Растрёпанный вид и опоздание японцы сочли страшным оскорблением. Без слов они покинули кабинет директора цирка. Гастроли тогда не состоялись. Но Никулин об этом нисколько не жалел. Помогать, быть рядом с теми, кому трудно и плохо, он считал главной своей задачей. «Доброта — на первом месте», — любил повторять Никулин.
Про историю с аварией сам актёр предпочитал не распространяться. Не любил выставлять себя героем. Только после смерти Никулина об этом случае рассказали в прессе его друзья. Однако доброту и человечность Юрия Владимировича люди безошибочно чувствовали даже через экран, на котором он регулярно появлялся в народных комедиях — «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция Ы». Даже образ глуповатого жулика Балбеса у него получался трогательным, и не мог скрыть от зрителей подлинные душевные качества артиста. «Да у него же на лице написано, какой он добряк», — говорили о Никулине коллеги. Артисту нравилось смешить людей, доставлять им радость своей игрой — в кино или на арене цирка. «Кто смеётся добрым смехом, заражает добротой и других. После такого смеха иной становится атмосфера: мы забываем многие жизненные неприятности, неудобства», — объяснял Юрий Владимирович свой выбор комического актёрского амплуа. Впрочем, ему великолепно удавались и глубокие драматические роли, в которых угадывалась чуткая, ранимая и сострадательная душа самого актёра — монах Патрикей из кинофильма Тарковского «Андрей Рублёв», дедушка главной героини из драмы «Чучело» Ролана Быкова, рядовой Некрасов из картины Бондарчука «Они сражались за Родину». Эта роль была особенно близка Никулину — ведь он и сам прошёл всю Великую Отечественную Войну.
Сын Юрия Владимировича, Максим Никулин, часто рассказывал в своих интервью, что его отец постоянно кому-то помогал. В тяжёлые «лихие 90-е», когда жизнь в стране была очень непростой, и любая помощь дорогого стоила, актёр доставал больным редкие лекарства, помогал решить вопрос с жильём. «Ко мне до сих пор подходят совершенно незнакомые люди и благодарят за то, что когда-то сделал для них мой отец», — рассказывал Максим Никулин.
Кстати, оскорблённые японцы, которых однажды так возмутило поведение Никулина, спустя несколько месяцев тоже отблагодарили его. Они, наконец, узнали истинную причину того, почему директор тогда опоздал и появился перед ними в неподобающем виде. Извинились перед Юрием Владимировичем и пригласили к себе с визитом. Когда Никулин сходил с трапа самолёта, те самые японцы склонились перед ним в глубоком поклоне.
«Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого — хотя бы одного, на земле все будут счастливы», — эти слова Никулина стали его жизненным девизом. Всю жизнь он делился со зрителями добротой и оптимизмом. «Я был бы счастлив, если обо мне будут вспоминать просто: «Он был добрый человек», — говорил Юрий Владимирович.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться делать замечания правильно? Как высказывая заслуженные претензии ближним, не обидеть их и не оскорбить? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Если человек согрешил, то его необходимо исправить. Примерно такой смысл можно увидеть в только что прозвучавшем отрывке послания апостола Павла. Как исправить? Понятное дело, как. Подойти и сказать ему, что он что-то сделал не так, как правильно. Кажется, всё проще простого. Но вот только на практике подобное никогда не получается сделать нормально. Либо я сам не могу нормально сделать замечание. Внутри шевелятся раздражение и неприязнь, а бывает ловлю себя на чувстве превосходства и тщеславии. Либо человек принимает всё сказанное в штыки, и я начинаю от этого заводится. В любом случае возникает напряжение, а иногда происходит даже скандал.
Апостол Павел в курсе этих особенностей человеческой натуры. Он прекрасно знает, как работает наш эгоизм и на какие выкрутасы он способен. А потому он добавляет, что необходимо не просто исправлять. Но исправлять в духе кротости. Что это за дух такой? Кротость — это особое качество души, которое нередко противопоставляют гневливости. В кротком человеке нет сопротивления другим людям. Он не встаёт на дыбы, если что-то вдруг идёт не по его сценарию. В нём пропадает свойственная многим из нас тяжеловесность. Его словно становится мало. Он становится мягким и тихим. Почти прозрачным. Как правило такие люди — это люди поступка. И все их дела приносят окружающим максимальную пользу. И вот если такой человек говорит, то его слова не цепляют и не ранят окружающих. Не оставляют на их сердце едкую горечь. Даже если это слова замечания и обличения.
Дух кротости, точно так, как и дух любви, милости, смирения и долготерпения, — это подарок от Бога. Это особое действие в нашем сердце божественной благодати. А потому естественным образом он не возникает в душе. Для этого необходимо потрудиться. Каким же образом? Апостол даёт ответ — «наблюдая за собой». Есть такая важная духовная закономерность. Если человек ведёт духовную жизнь, если он ежеминутно отслеживает, что происходит в душе у него самого, пытается разобраться в глубинных мотивах и целях своих собственных чувств, мыслей, слов и поступков, он становится мягким и снисходительным к окружающим. Он видит, что сам далёк от совершенства. В нём самом есть те недостатки, которые присутствуют в других людях. И он это признаёт не умом, не абстрактно. Он ощущает это всем своим существом. Поэтому он десять раз подумает перед тем, как выпалить свои претензии окружающим. Но даже если скажет, то скажет словно о себе. Словно поделится своим опытом, как он сам справляется с собственными дефектами и немощами.
А потому зачастую человек кроткий пребывает в молчании. В первую очередь он сосредоточен на работе с собственной душой. У него нет никакого желания что-то кому-то доказывать, объяснять или поучать. Это нарушает тот хрупкий мир, который живёт у него внутри. И если он и делает это, то лишь потому, что сами люди обращаются к нему и просят рассказать, как он смог добиться таких результатов в духовной жизни и приобрести такое мирное внутреннее состояние.
К этому призваны и мы с вами. Больше наблюдать за собой. За движениями собственного сердца, за чувствами, мыслями, словами и поступками. То есть заниматься тем, что христианские подвижники называли душевным деланием. И тогда однажды мы заметим, что ровно в той степени, в какой мы проявляем усердие в этой работе, нам меньше хочется высказывать ближним свои претензии. Нам стало легче нести бремя их недостатков. Они просто перестали нас особо волновать. А люди, ощущая это, тянутся к нам, просят у нас совета и внимательно прислушиваются к нашим словам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 6. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. У каждого человека есть друзья и недруги. У кого-то больше одних, у кого-то других. Задумываясь о недругах, мы понимаем, что их можно нажить плохим поведением, но можно, как ни странно, хорошим. Такое тоже бывает. Иногда кажется, что с ними так трудно, что молиться за них и уж тем более желать им добра совсем не получается. И всё же должен быть в нашей молитве один элемент, о котором никак нельзя забывать. Порассуждать о нём подробнее можно на примере 6-го псалма, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 6.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око моё, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление моё; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Помню разговор с одним знакомым священником, который рассказывал мне о своём подходе к теме вражды и неприязни. Сам он старается сознательно ни с кем не враждовать и с чувством неприязни бороться, но и когда с ним кто-то враждует, говорит: «Пытаться нравиться всем — безнравственно. Это означает, что ты никакой: ни собственных убеждений, ни принципов, которые ты способен отстаивать». Действительно, если кто-то испытывает к нам неприязнь или даже враждует с нами, обычно мы расстраиваемся и пугаемся, хотя поступать надо совершенно иначе. Начать надо не с переживания о чужом мнении, а с вопроса к самому себе, что с тобой на самом деле, прав ты или нет. Если неправ, найти возможность извиниться и исправиться. Если прав, подумать о том, как жить мирно, сохраняя верность правде. Наконец, если сомневаешься, спроси совета, если же твоя совесть чиста, а человек продолжает враждовать, наберись терпения, но от правды не отступай.
Псалом 6-ой, который мы сейчас услышали, передаёт переживания царя и пророка Давида, находящегося в тяжёлой ситуации. Судя по тексту, проблемы и бедствия окружили его со всех сторон. Он ощущал на себе гнев Божий за грех, страдал от телесной болезни и от нападения врагов. Состояние его было так тяжело, что он буквально был на грани смерти. Однако при этом псалмопевец не потерял доверия Богу. Царь не просто просит о возвращении добрых отношений, но говорит: спаси меня ради милости Твоей. То есть знает, что гнев Божий — не гнев человеческий, он не противоречит милости и любви, но даже в определённом смысле является выражением этой любви в отношении грешника. И эта уверенность в Боге помогает Давиду не отчаиваться. Страдая физически и эмоционально, он изменился и духовно вернулся к Творцу, почему и не хочет иметь ничего общего с беззаконными. «Удалитесь от меня, — говорит он им, — ибо Бог услышал мой плач и примет мою молитву». Однако в контексте разговора о врагах важно обратиться к последнему стиху. В отличие от многих других псалмов, в данном случае автор немногословен. Однако те короткие прошения, которые он озвучивает, очень важны. Во-первых, он просит поразить врагов стыдом и страхом. И надо понимать, что стыд в ветхозаветном контексте — это публичное обрушение надежд, это позор, связанный с тем, что Бог смиряет человека на неправильном пути. Страх — это внутреннее переживание, это боязнь за своё будущее. Но дальше ещё интереснее, ведь Давид просит, чтобы враги обратились, когда будут опозорены. А обращение в еврейском — это далеко не всегда просто разворот — это изменение направления деятельности и мысли. И как Бога Давид в начале псалма умоляет обратиться, то есть сменить гнев на милость, так теперь, молясь о вразумлении врагов, просит о том, чтобы развернулись, то есть покаялись, они. Именно так должны быть выстроены молитвы о врагах, даже желая им испытаний, не следует делать этого из мести, но только из желания их покаяния и исправления.
Псалом 6. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 6. (Церковно-славянский перевод)
«О христианах и христианстве». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наш ведущий диакон Игорь Цуканов вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе трактата святителя Григория Нисского «...О том, что значит имя и название „христианин“» говорили о том, каким надо стремиться быть христианину, а также о смыслах христианства.
Разговор шел о том, как и в чем мы можем подражать Христу, почему христианин призван к совершенству и о чем стоит помнить на пути духовного развития.
Ведущий: Игорь Цуканов
Все выпуски программы Почитаем святых отцов











