Юрий Гильшер - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Юрий Гильшер

* Поделиться

10 мая 1916 года в вечернем небе над Карпатами кружил военный самолёт. Это был лёгкий истребитель С-16. Шла Первая мировая война, на Юго-Западном фронте дислоцировалась 7-я Русская армия, а в её составе — 7-й истребительный авиаотряд. Однако аэроплан вёл себя в воздухе странно. Казалось, он демонстрирует фигуры высшего пилотажа: три переворота через крыло, потом — «штопор». На самом же деле пилот истребителя был далёк от воздушных акробатических этюдов. Он потерял управление, и самолёт неумолимо падал.

Подоспевшие к месту крушения пехотинцы вытащили лётчика из-под обломков машины. К счастью, прапорщик Юрий Гильшер остался жив. Но был ранен и находился без сознания. Очнулся Юрий в госпитале. Туго забинтованная нога сильно болела. Прапорщик осторожно её ощупал. Что-то явно было не так. Зашедший для осмотра врач подтвердил его опасения: левую ступню пришлось ампутировать. Гильшер похолодел. Неужели теперь он больше никогда не сможет подняться в небо и защищать своё Отечество?

В 1914-м году Юра впервые увидел в небе аэроплан. Ему было двадцать лет. Выпускника Николаевского кавалерийского училища определили в охрану императорской резиденции в Царском Селе. Именно там, стоя в карауле, он услышал в небе рокот мотора. И ему вдруг самому неудержимо захотелось точно так же подняться в воздух на крылатой чудо-машине. Всё оказалось настолько серьёзно, что Гильшер даже подал начальству рапорт с просьбой отправить его на обучение лётному делу. Мечта сбылась летом 1915-го: 3 июня прапорщик Гильшер был командирован в Гатчинскую Военную авиационную школу. А уже в сентябре совершал ежедневные полёты в составе специального авиаотряда охраны Царского Села с воздуха. Ещё через месяц Юрий в должности военного лётчика прибыл в Галицию для несения службы на Юго-Западном фронте. С собой у него была характеристика от начальника Гатчинской авиашколы. «Предназначенный в авиаотряд прапорщик Гильшер — отличный», — лаконично резюмировал в ней полковник. Доверие командиров Юрий оправдал в одном из первых же заданий. Лётчик сбил в воздушном бою вражеский самолёт. А на следующий день случилось то самое, непредвиденное: во время патрульного вылета самолёт Гильшера потерял управление, сорвался в штопор и рухнул с тысячеметровой высоты.

Восстановление после ампутации длилось долго. Но Юрий твёрдо решил: он не сдастся обстоятельствам. Гильшер сконструировал специальный подвижный тренажёр, имитирующий кабину самолёта с приспособлением для стрельбы. С протезом вместо ступни, каждый день упорно на нём тренировался. Когда, наконец, пришло время предстать перед военной комиссией, Юрия признали годным к несению воинской службы. Весной 1917 года лётчик Гильшер снова поднялся в небо. Воевал он самоотверженно. Сбил несколько вражеских аэропланов, за что был награждён орденами Святого Владимира и Святой Анны 4-й степени, а также получил звание корнета.

Бой 7 июля 1917 года был жарким. Немецкая эскадра бомбила Тарнопольский аэродром. Истребитель корнета Гильшера окружили восемь вражеских самолётов. Но Юрий бесстрашно вступил в неравный бой. Одну из машин успел подбить. Остальные открыли по нему шквальный огонь. Самолёт Юрия рассыпался в воздухе. Отважный корнет погиб. Ему было 23. С фотографии 1916 года он смотрит на нас: лёгкая улыбка, а во взгляде весёлых глаз — решимость и смелость. Пилоту Юрию Владимировичу Гильшеру было посмертно присвоено звание лётчика-аса Первой мировой войны. Известно, что спустя годы его подвиг вдохновил другого нашего героя, знаменитого лётчика Алексея Маресьева. И судьбы их оказались похожими.

Проникновенные слова о Юрии Гильшере сказал его командир, капитан авиации Донат Адамович Макиёнок: «Да послужит всем боевым орлам геройский подвиг корнета Гильшера как пример безграничной преданности Родине и безупречного, святого выполнения своего долга».


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем