
Фото: Tudor Baciu / Unsplash
Румынская Церковь — одна из самых самобытных Православных Церквей мира. Проявляется это своеобразие во многом. Только в Румынии, например, Литургия служится обычно на белом вине, а не на красном. Многие румынские священники бреют бороды, а диаконы, правда не все, в качестве награды носят кресты — совсем как священники. Румынский Патриарх единственный из глав Православных Церквей одевается в облачения белого цвета.
Румынская Церковь славится не только оригинальными традициями, но ещё и высоким уровнем богословского образования. На территории страны действует большое количество церковных учебных заведений. Для того чтобы стать священником румынские юноши сначала учатся в семинарии — так здесь называются гимназии с религиозным уклоном. Затем нужно обязательно закончить богословский факультет одного из университетов.
Старейшим и очень престижным вузом Румынии является Ясский университет. Он расположен в городе Яссы и был основан в середине 19 века. Однако обучение студентов началось здесь на два столетия раньше. В середине 17 века в Яссах была образована Академия Василиана — первое высшее учебное заведение Румынии. Академия получила название «Василиана», поскольку её духовным покровителем был избран святитель Василий Великий. Обучение здесь строилось таким образом, чтобы выпускники Василианы не только знали православное вероучение на должном уровне, но и могли дать отпор католической миссии в Румынии. А это было сделать не просто. Западные богословы имели очень хорошую подготовку.
Изначально заданный высокий уровень обучения был сохранен и после преобразования академии в университет в 1860 году. Богословский факультет Ясского университета всё также привлекает многочисленных студентов. В наши дни на факультете обучается 1500 человек. Среди них не только юноши, но и девушки. Выпускницы потом преподают Закон Божий в государственных и приходских школах.
Обучение на богословском факультете тесно связано с религиозной жизнью. Обязательным является посещение богослужений, участие в церковных таинствах. Студенты-юноши стараются учиться как можно лучше. Ведь от успехов в учебе зависит, на каком приходе они будут потом служить, приняв сан. Только отличников направляют в храмы с большим количеством прихожан. Там Ясские выпускники могут на практике применить свои знания — не только совершать богослужения, но и произносить проповеди, вести богословские и библейские кружки, заниматься просветительской деятельностью. Иными словами — быть достойными пастырями Церкви. На различных конференциях мне приходилось встречаться со священниками — преподавателями и выпускниками богословского факультета Ясского университета. На меня они произвели впечатление людей высокообразованных и одновременно духовных, с благоговением относящихся к традициям Православной Церкви.
Все выпуски программы Вселенная православия
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема