
Фото: Christiann Koepke/Unsplash
Проповедь Христа была принята не всеми Его современниками. Находились люди, которым слова и поступки Спасителя, откровенно не нравились. Видя, как за Иисусом следуют толпы жителей Палестины, противники Христа пытались испортить Ему репутацию, распространяли слухи и придумывали ложные обвинения. Например, враги Спасителя называли его «ядцей».
О том, что Христа завистники именовали «ядцей», мы узнаем в Евангелии от Матфея. Спаситель Сам рассказывает о слухах, которые распускали Его недруги: «Прииде Сын Человеческий ядый и пияй и глаголют: се человек ядца и винопийца». Произнося эти слова, Спаситель имеет ввиду следующее. Его противники каждый поступок Христа истолковывали в негативном смысле. Если Он отказывался от пищи и питья, Его называли гордецом. Стоило Христу разделить с кем-то трапезу, тут же в его адрес звучали слова — «ядца и винопийца». Слово «ядца» означает человека разборчивого в еде, иными словами — гурмана. Ядцей могли называть и того, кто от еды зависит — то есть «лакомку» или «обжору». Таким образом, Христа, Который ел очень умеренно, недруги обвиняли в зависимости от еды. Конечно, же с целью лишить Его почитания людей. Слово «ядца» произошло от понятия «ядь», то есть есть «еда, пища». «Ядь» дала «жизнь» и слову «ядомый», то есть съедаемый или снедаемый. Это причастие могло использоваться, как в прямом, так и переносном смысле. Например, ядомый завистью.
Итак, запомним, что в переводе на русский язык церковнославянское слово «ядца» может означать гурмана, лакомку и даже обжору. Родственные «ядце» понятия «ядь» и «ядомый» переводятся как «пища» и «снедаемый», соответственно.
«Пустырь»

Фото: Gary Bendig /Unsplash
Прямо за нашим домом — пустырь. Ничем не примечательный, поросший высокой травой и кустарником. Через него ближе идти к остановке автобуса — местные жители давно протоптали в зарослях узкую тропинку. Я тоже каждый день здесь хожу. Вот и теперь, в утренний час, топаю, спеша на работу. Привычный маршрут, ставший ежедневной рутиной.
Внезапно раздался громкий шорох. Я уловил какое-то быстрое движение в траве и вдруг прямо перед собой на тропинке увидел... зайца! Крупный, серо-коричневый, он уставился на меня влажными, похожими на маслины, глазами. Я замер, забыв про телефон. Никогда ещё мне не приходилось так близко видеть настоящего зайца. Да ещё в городе, у самого дома, по пути на работу. Вот сюрприз так сюрприз! Мы смотрели друг на друга всего несколько секунд. Показались прохожие, и заяц, поднимая пыль мощными лапами, скакнул в траву и был таков. Пошёл дальше и я. Теперь, после неожиданной встречи привычный пустырь казался мне неизведанным царством. Захотелось смотреть вокруг широко открытыми глазами. Ведь мир, пусть даже привычный и обыденный, способен удивлять.
Текст Анны Покровской читает Егор Бероев.
Все выпуски программы Утро в прозе
19 февраля. О жертве Христа

В 14-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа во время ареста: «Да сбудутся Писания».
О жертве Христа — игумен Лука (Степанов).
Это служение уничижительное для Господа. Это снисхождение ради нашего спасения в человеческую падшую природу. И во всем ее Господь воспринимает в свою божественную личность, кроме греха, присущего всем нам. И таким образом, как закваска в тесто, влагается Его жизнь, Его бытие, как сына человеческого, но и как сына Божья в жизнь человечества. Это величайшее смирение, это дело величайшего снисхождения. Закон смерти, установленный для человечества ради удобнейшего покаяния и обращения к Богу за время земной жизни, Господь распространяет и на себя, также воплощаясь, беря крест, восходя на Голгофу, умирает вместе с нами. И это действие Божие, это пришествие в человеческое естество служит для того, чтобы нас, людей, приобщить к естеству божественному.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 февраля. О молитвах к Богу

В 3-й главе 1-го Соборного Послания Апостола Иоанна есть слова: «Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него».
О молитвах к Богу — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый из нас хочет, чтобы его молитва была услышана, чтобы Господь обратил внимание на нашу молитву, чтобы исполнил нашу просьбу. Но для этого есть некоторые, можно так сказать, условия, необходимые для того, чтобы Господь услышал нашу молитву. И сам Господь в Евангелии об этом говорит. Прежде чем мы должны прийти и принести свою жертву или помолиться Богу, а молитва — это есть жертва нашего ума и сердца, мы должны примириться с ближним своим, мы должны примириться и со своей совестью. Поэтому в первую очередь, конечно, нужно покаяться в грехах своих, нужно простить ближнему его прегрешение, нужно никого не осуждать, нужно прийти в мир не только своей совестью, но и в сердце со своим ближним. И тогда мы уже имеем дерзновение перед Богом, потому что сам Господь обещает услышать нас, если мы будем исполнять Его заповеди, если мы будем любить ближнего, прощать тех, кто нас огорчил или обидел, или даже совершил какой-то грех перед нами, когда мы будем находиться в любви к Богу и к ближнему. Поэтому для этого у нас есть и покаяние, и исповедь, для этого у нас есть определенные молитвословия, которые вызывают в нашей душе это покаяние, чтобы душа пришла в мирное состояние Духа. Поэтому вначале нужно помолиться Богу, взглянуть в свое сердце, увидеть, что мешает нам иметь такое дерзновение в молитве пред Богом. Потом испросить у Бога прощение, примириться, и тогда молиться уже с неким правильным таким духовным дерзновением, прося Бога о том, в чем мы нуждаемся. И мы будем уверены, что Господь обязательно нас услышит.
Все выпуски программы Актуальная тема