В тысяча девятьсот пятидесятом году известный английский писатель Ивлин Во впервые издал свою повесть «Елена» — о жизни святой царицы, матери первого христианского императора Константина, нашедшей в Иерусалиме Крест, на котором был распят Христос. Перед изумлёнными критиками и читателями, привыкшими видеть в Во беспощадного сатирика, чьи острые и ироничные литературные пассажи моментально расходились на цитаты, вдруг предстал писатель, серьёзно размышляющий о вере. В России об этой стороне литературного творчества известного сатирика узнали сравнительно недавно: первый русский перевод «Елены» появился у нас лишь в начале двухтысячных! Однако с тех пор это необычное произведение не раз переиздавалось. Одним из последних «Елену» Ивлина Во выпустило издательство АСТ.
Автор называл «Елену» лучшим из своих творений. И читая книгу, с этим трудно не согласиться. Прежде всего, поражает искусность и тонкость, с которой в повести переплетены исторические факты, художественный вымысел и народные сказания о царице Елене, которую англичане, к слову, уверенно и ревностно считают своей соотечественницей.
Так что пусть читателя не удивляет то, что у Ивлина Во, исследовавшего самые разные источники информации о жизни святой царицы, включая древний фольклор, Елена — британка, дочь кельтского короля. Поначалу автор рисует нам довольно непростую женскую судьбу — с призрачной любовью, обманутыми чувствами, одиночеством. Брак Елены с римским полководцем Констанцием оказался недолгим — ради политической карьеры он оставил её и женился на дочери цезаря. С единственным сыном — Константином — её разлучили, когда тот был ещё совсем юным... И всё это — на фоне постоянных государственных переворотов, заговоров и мятежей. Подобный зачин, безусловно, интригует, но, всё же, не идёт ни в какое сравнение с той частью повествования, в которой Елена принимает крещение и, будучи уже старой женщиной, следуя зову сердца, отправляется в Иерусалим в надежде отыскать там Крест Христов. Кажется, что в описание момента, когда царица, день и ночь не смыкая глаз, с трепещущим сердцем следила за тем, как идут раскопки на Голгофе, а потом увидела, как рабочие поднимают из земли Крест с табличкой «Иисус Назарянин Царь Иудейский», автор вложил всю свою писательскую энергию. Этот эпизод переживаешь буквально до мурашек на коже...
...В предисловии к повести Ивлин Во как бы между делом сообщает нам один крайне любопытный факт. Вопреки бытующим утверждениям о том, что в мире существует так много частиц Креста Господня, что из них можно выстроить целый корабль, автор рассказывает, как один из его соотечественников, учёный, однажды взял на себя труд объездить большинство мест, где хранятся фрагменты святыни. Скрупулёзно их измерил, сложил результаты. И вышло, что в целом все они могут составить лишь не более трети от полного размера Креста. Креста, который обрела для всех нас святая царица Елена, сумевшая даже ироничного Ивлина Во вдохновить на проникновенное, тонкое и полное веры произведение.
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Православная школа сегодня». Протоиерей Дмитрий Григорьянц
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был настоятель Филаретовского храма города Лобня, директор и духовник православной гимназии во имя Святителя Филарета Московского протоиерей Дмитрий Григорьянц.
Разговор шел о том, чем отличается обучение в православных школах по сравнению со светскими, а также о том, как помочь ребёнку приобрести важные для жизни навыки и определиться с будущей профессией.