
Фото: Manos Gkikas/Unsplash
Русская эскадра под командованием графа Орлова бороздила просторы Эгейского моря у греческих берегов. Перед ней стояла нелёгкая задача — отыскать добровольцев среди местных мореходов, которые были бы готовы вместе с Российским флотом ударить по туркам. Шла Русско-Турецкая война тысяча семьсот семьдесят седьмого года.
Море было тихое. На горизонте — ни облачка. Вперёдсмотрящий флагманского корабля в очередной раз поднёс к глазам подзорную трубу. Внезапно ему показалось, будто он что-то заметил. Так и есть — откуда ни возьмись, по морской глади прямо на них мчался большой корабль. Моряк навёл трубу на флаг, и невольно вздрогнул: на мачте развевалось чёрное полотно с «весёлым роджером».
— Пиратское судно прямо по курсу! — крикнул вперёдсмотрящий. Двадцать пушек на борту!
Известили капитана. Граф был озадачен: неужели пираты решили напасть на военную эскадру, мощность которой во много раз превосходила их корабль?
Но вот суда поравнялись. На русский флагман передали письмо, в котором команда пиратского корабля изъявляла намерение присоединиться к эскадре, чтобы воевать на стороне России. Под письмом стояла подпись: Иоаннис Варвакис.
После некоторых раздумий, капитан эскадры принял столь необычное пополнение. И не пожалел. Варвакис на своём судне осуществил несколько сложнейших военных операций, и героически проявил себя в решающем для России Чесменском сражении.
После этого бывший пират не мыслил для себя возвращения к прежнему образу жизни. Он горячо раскаялся в своих прошлых грехах, и попросил императрицу Екатерину Вторую разрешить ему поселиться в России. Высочайшим соизволением Варвакису было пожаловано российское подданство, а за проявленную доблесть и воинские заслуги императрица возвела Иоанниса в чин поручика.
На новой родине, с именем, звучащим теперь на русский лад — Иван Андреевич Варваций — он поселился в Астрахани и занялся рыботорговым промыслом. Вскоре Варваций разбогател и стал числиться в миллионерах.
Почти все заработанные деньги Иван Андреевич тратил на благотворительность. Многих это удивляло, а Варваций говорил, что жить по-другому теперь просто не имеет права.
Одним из первых пожертвований Ивана Андреевича были средства на строительство колокольни Успенского собора в Астраханском Кремле. Вскоре после этого он на собственные деньги возвёл Тихвинскую церковь, а при ней устроил богадельню на пятьдесят мест.
Но, наверное, никто из жителей Астрахани не ожидал, что их новый земляк возьмётся за дело, которое в своё время не смог довести до конца даже сам Пётр Первый — благоустройство Астраханского канала.
Правда, каналом его уж мало кто называл. Это, скорее, была канава — не особенно широкая и не очень красивая, хотя и протекала через центр города. Однако, у неё было и стратегическое значение — канава соединяла Волгу с рекой Кутум. Правда, крупным судам по ней ходить было практически невозможно.
Иван Андреевич организовал работы по расчистке и расширению канала, построил через него несколько каменных мостов, благоустроил набережную. Это заняло семь лет, и обошлось Варвацию в двести тысяч рублей. Так, по крайней мере, говорят те, кто занимался подсчётами. Сам Иван Андреевич денег не считал — он был готов отдать всё до копейки.
В конце своей жизни Варваций перебрался в Таганрог, где тоже оставил о себе добрую память. Иван Андреевич построил там Александро-Невский мужской монастырь, открыл богадельню и приют для бедных.
Варваций умер в Греции, до последнего вздоха оставаясь верным и своей второй Родине — России, удивительной стране, в которой даже лихие пираты превращаются в щедрых благотворителей.
«Литературные открытия». Ксения Алфёрова

У нас в гостях была актриса, соучредитель фонда поддержки людей с особенностями развития «Я есть» Ксения Алфёрова.
Мы говорили с нашей гостьей о любви к литературе и о том, какие удивительные открытия об авторах удается делать, если погружаться в их произведения и изучать биографию.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Необыкновенные люди»
В этом выпуске своими светлыми историями о людях, которые для общества кажутся «иными», «непривычными», «особенными», но через которых открывался Божественный свет, проявлялась любовь Божия или настоящая вера, поделились ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Алексей Пичугин, а также наш гость — клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Ведущие: Алексей Пичугин, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлые истории
При поддержке VK
Псалом 33. Богослужебные чтения

Бывает, что настоящая сила духа проявляет себя через признание собственной слабости. Или неспособности исключительно с помощью своих усилий что-либо исправить. Для человека верующего в такие моменты нет иного пути, кроме обращения с молитвой к Богу. Во всяком случае, так поступал всегда царь и пророк Давид. Об этом он пишет в псалме 33-м, который звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 33.
1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.
2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.
4 Величайте Господа со мною, и превознесём имя Его вместе.
5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.
7 Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его.
8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.
9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!
10 Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.
11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.
12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.
13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?
14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.
16 Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.
17 Но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.
18 Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.
19 Близок Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт.
20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.
21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.
22 Убьёт грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.
23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.
Псалом 33-й звучит во время богослужения не только сегодня. Им обычно завершается торжественное служение вечерни или литургии в праздничные дни, что (если знаешь историю возникновения данного библейского произведения) может показаться довольно странным. Дело в том, что 33-й псалом был составлен царём Давидом после довольно странного эпизода в его жизни.
Давид в то время скитался и прятался от преследований безумного правителя древнего Израиля — Саула. Однажды пророк вынужден был, спасаясь от врагов, прийти в землю извечных врагов древних евреев — филистимлян. Напомню, именно к этой народности принадлежал побеждённый юным Давидом великан Голиаф. Пророка филистимляне опознали и привели к своему правителю, желая получить награду. Ведь они поймали убийцу своего богатыря. Как же поступил Давид? Взял и притворился сумасшедшим. Стал нести какую-то околесицу, пускать пузыри, вести себя как психически больной человек.
Филистимский царь был, надо сказать, разочарован и разозлён. Он искренне возмутился тому, что вместо героя ему привели какого-то, простите, идиота. Давида, в итоге, просто выгнали. Так, с помощью хитрости, пророк, выставив себя умалишённым, пройдя через позор, спас себе жизнь. А затем написал благодарственный псалом, в котором хвалит Бога — создателя и хранителя мира. Или как читаем мы в псалме: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся».
Давид не стал себя возвеличивать. Он прекрасно понимал, как ему удалось победить Голиафа. Не собственными силами, а силой Божией. А потому хвалиться было, в общем-то, и нечем. Всю славу Давид воздаёт Богу, а себе разрешает опозориться. Ведь внешнее, показное безумие вполне соответствовало внутреннему смирению пророка. Себя он не считал кем-то, кто заслуживает восхваления и почестей. Или как читаем мы в псалме: «Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!»
Давид пишет о себе, как о нищем, ничего не значащем и не имущем. Но именно в этом признании слабости царь и пророк находит настоящую силу — силу Божию, которая через Давида проходит и проявляет себя через него. Ведь праведник убрал на пути благодати все преграды. В первую очередь, гордость и самонадеянность. Или как пишет он: «Близок Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь».
Завершается псалом словами надежды: «Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет». Так с Давидом и случилось. Благодаря своему смирению он был Богом храним, находился под Его защитой. Что, безусловно, и для нас, современных читателей Псалтири, является важным и полезным уроком.
Псалом 33. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 33. (Церковно-славянский перевод)