В 1927-м году парижский литературный журнал русской эмиграции «Современные записки» опубликовал роман Ивана Шмелёва «История любовная». Отправляя рукопись издателю, автор характеризовал своё произведение как «лёгкую вещь», «психологически-бытовую, и с юмором». Не слишком похоже на Шмелёва — так вполне могут подумать современные читатели, знакомые с творчеством писателя, в основном, по одному из его главных романов «Лето Господне». Шмелёв, ностальгический певец старой, патриархальной, православной Москвы с её святынями и храмами — и вдруг «История любовная»! Между тем, литературоведы и биографы Ивана Шмелёва называют этот роман глубоко христианским произведением.
Это становится понятно, конечно, не сразу. С первых строчек, и даже глав, книга, действительно, кажется лёгким романтическим чтением. Пятнадцатилетний гимназист Тоня, начитавшись Тургенева, испытывает муки первой юношеской любви. Ему кажется, что он питает чувства к своей горничной Паше, девушке, на год старше. Паша — простая и добрая, она звонко смеётся и тайком ставит в комнату Тони вазочку с подснежниками. И, кажется, тоже симпатизирует молодому человеку. Тоня видит в Паше идеал. Он посвящает ей стихи, в которых называет прекраснейшей из муз, а в мыслях она представляется юноше античной девой, усыпанной цветами. Но вдруг в жизни Тони появляется Серафима — барышня, живущая по соседству. У неё длинные каштановые кудри, она носит соломенную шляпку и пенсне с синими стёклами. Однажды Тоне случается поговорить с нею, и он понимает, что пропал. Вот он — истинный идеал! Метания, муки выбора, тайная переписка, встречи украдкой — вот уж, поистине, «История любовная».
Однако Иван Шмелёв тончайшей нитью вплетает в роман переживания не только эмоционального, но и духовного плана. В действительности герою предстоит сделать выбор не между «простушкой» Пашей и роковой красавицей Серафимой. А между грехом и чистотой. Здесь-то и открывается подлинно шмелёвская проблематика. Герой проходит через самую настоящую духовную борьбу. Сердечные переживания отступают на второй план, а сюжет принимает такой оборот, что речь идёт уже, ни много ни мало, о духовной участи Тони.
Роман Ивана Шмелёва «История любовная» начинается с беспокойной влюблённости, а заканчивается любовью апостольской — которая не ищет своего, не бесчинствует, и никогда не перестаёт. Может быть, не случайно автор написал это своё произведение от первого лица — в нём остро ощущается исповедальная интонация. Впрочем, писатель подчёркивал, что автобиографического в его романе искать не стоит. Действительно — то, что случилось с литературным героем, может, пожалуй, произойти с каждым. Поэтому Иван Шмелёв и написал эту книгу — чтобы помочь нам отличить «Историю любовную» от истинной любви. И сделать правильный выбор.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Присоединиться к возрождению старинных храмов
Фонд «Белый Ирис» много лет занимается возрождением старинных храмов, закрытых или разрушенных в прошлом столетии. И с каждым годом к миссии фонда присоединяются всё больше людей из разных городов. Чтобы обучать тех, кто хочет подходить к делу профессионально и самостоятельно возвращать святыни к жизни, команда «Белого Ириса» создала «Школу хранителей храмов». Её участниками стали уже десятки людей.

Среди хранителей оказалась и Диана Скворцова из Нижегородской области. Однажды она познакомилась с волонтёром фонда «Белый ирис», который рассказал ей о том, как как обычные люди восстанавливают храмы. А потом Диана узнала о заброшенной святыне в соседней деревне Иконниково, и решила на неё взглянуть. Перед женщиной предстала большая полуразрушенная церковь Преображения Господня с разбитой кровлей, без окон и дверей. Когда она вошла под её своды, глаза наполнились слезами, а сердце молитвой. «Я начала петь „Богородице Дево, радуйся...“, — вспоминает Диана, — и в тот момент почувствовала: что просто не могу оставить храм без помощи». Так началось служение Дианы.
Ей удалось собрать команду волонтёров, вместе с ними убрать территорию Преображенского храма и защитить его от дождя и снега. А недавно она присоединилась к проекту фонда «Белый Ирис» — «Хранителем наследия может стать каждый» (проект поддержан Фондом президентских грантов). И теперь Диана подробно узнаёт обо всех этапах восстановления старинных храмов. Её и других хранителей обучают основам реставрации и археологии, работе с документами и текстами, привлечению поддержки и многому другому. Как признаётся сама Диана — путь хранителя для неё — это путь к Богу.
Присоединиться к возрождению старинных храмов можно из любой точки страны. Узнайте об этом больше на сайте фонда «Белый Ирис».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Бутовские новомученики». Игорь Гарькавый
У нас в студии был директор мемориального научно-просветительского центра Бутово Игорь Гарькавый.
В день памяти жертв политических репрессий мы говорили о людях, пострадавших на Бутовском полигоне, многие из которых причислены к лику святых.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена гонениям в 1920-е годы (эфир 27.10.2025)
Вторая беседа с Андреем Кострюковым была посвящена гонениям в 1930-е годы (эфир 28.10.2025)
Третья беседа с Андреем Кострюковым была посвящена гонениям при Н.С. Хрущеве (эфир 29.10.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святитель Лука Крымский — врач и епископ». Екатерина Каликинская
У нас в гостях была директор музея святителя Луки Войно-Ясенецкого в Феодоровском монастыре Переславля-Залесского, писатель, журналист Екатерина Каликинская.
Разговор шел о том, как в судьбе святителя Луки соединились два служения: врачебное и священническое, а также о его роли в жизни Русской Церкви и о вкладе в развитие медицины. Кроме того мы говорили о документальном фильме по сценарию нашей гостьи «Врачи победы».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер







