
Фото: PxHere
— Как тебе Пермская художественная галерея, сестрёнка? Что особенно понравилось?
— Вот это полотно — оно называется «Ненаглядный»! Ты же знаешь мою слабость, Андрюша. Увижу малыша на картине — и сердце тает. Только посмотри, как трогательно изобразил Иван Пелевин молодую женщину с младенцем на руках посреди крестьянской избы.
— Да, этот художник славился во второй половине девятнадцатого века как мастер жанровых сцен из деревенской жизни.
— Он здешний, из Перми?
— Нет, Иван Андреевич Пелевин родился в Санкт-Петербурге, получил образование в Императорской академии художеств. А полотно «Ненаглядный» он создал в 1890-году, когда жил в Вильно, современном Вильнюсе. На тот момент Пелевин был уже маститым живописцем, успел поучаствовать во многих международных выставках.
— В этом произведении чувствуется рука мастера! До чего хорош щекастый бутуз в белой рубашонке!
— И вокруг него целый хоровод представительниц прекрасного пола! Бабушка и две девочки глаз не сводят с такого сокровища. И даже кошка пришла подивиться. Кажется, что от ребенка исходит свет и тепло, и домочадцы греются вокруг него.
— Правда, он центр притяжения! Вон, старушка готовит что-то, но оторваться от внучонка не может. Поставила глиняный горшок на колени, в одной руке держит деревянную ложку, помешивает еду, а другой гладит малыша по ручонке. Хочет, чтоб он посмотрел в её сторону.
— Ему некогда, он общается со старшей сестрой. Мы видим девочку-подростка со спины, но можно догадаться, что она воркует, напевает ему какие-нибудь потешки.
— «Чики-чики-чикалочки, едет Ваня на палочке»! И он сияет, как масляный блин — доволен! А вот младшая сестрёнка озадачена. Не привыкла ещё, что в доме такое чудо появилось. Всё внимание ему! Но ревности нет в её взгляде.
— Заботой девочка не обделена, это видно. В руках у нее поварёшка, как у бабушки. Надо полагать, они стряпают вместе. Маленькой хозяюшке года три-четыре, не больше. Стало быть, и помощи от неё немного. Вовлекая внучку в домашние дела, старушка воспитывает её. И девочке нравится такой досуг. Посмотри, с каким доверием и любовью она положила ладонь на колено бабушки.
— Я вообще обратила внимание на цепь прикосновений на картине. Героини расположились кружком, и, словно невзначай, касаются друг друга, будто делятся теплом.
— Эта выразительная подробность подчеркивает мирные, добрые, искренние отношения в семье. Наверное, потому здесь и хозяйство в порядке, что его ведут сообща, дружно. Сияет и пол в избе, и глиняная посуда в деревянном шкафу.
— И одеты все героини чисто и даже нарядно — юбки и блузки на них ярких цветов. А у матери младенца серьги в ушах, бусы на шее. И платок ярко-красный!
— Так художник подчеркнул праздничное настроение женщины. Она довольна — после двух дочек такого богатыря родила!
— Уверена, что рождению девочек она не меньше радовалась!
— И я не сомневаюсь! Но в крестьянских семьях в девятнадцатом веке рождение мальчика давало надежду на спокойную старость. Пенсий-то не было, забота о пожилых людях полностью лежала на детях. И именно на сыновьях, ведь дочки, выходя замуж, навсегда покидали родительский дом...
— ...Чтобы обрести свои семьи и тоже стать мамами! Ах, Андрюша, сколько же любви в этой работе...
— Верно, Алла! Именно любовь — главная героиня произведения Ивана Пелевина «Ненаглядный».
Картину Ивана Пелевина «Ненаглядный» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
Возможность готовить еду и мыться для семьи из отдалённого села Луганской области

Служба помощи «Милосердие Казань» — это проект Русской Православной Церкви. Служба приходит на выручку тем, кто находится в сложных обстоятельствах, в том числе жителям новых регионов России. Волонтёры проекта «Милосердие Казань» регулярно выезжают в бедствующие населённые пункты, ухаживают за одинокими стариками и не только, помогают в ремонте и уборке, узнают о том, что необходимо людям и стараются закрыть самые срочные просьбы.
Недавно к волонтёрам службы обратился священник Александр Беспалов из Луганской епархии с просьбой подержать семью из отдалённого села Райгородка. Туда редко ходят автобусы и добраться до него крайне сложно. В этом селе живут бабушка Ирина Фёдоровна, дочь Елена и внучка Александра. Их дом сильно обветшал и требует серьёзного ремонта. Тем не менее семья старается поддерживать внутри порядок и уют. Только это непросто, когда в помещении отсутствует тепло, вышла из строя бытовая техника и есть перебои с водой. Ирина Фёдоровна с дочкой и внучкой живут крайне скромно и решить все задачи самостоятельно не в силах. Обе женщины тяжело болеют, поэтому их основной доход — это пенсия, а девушка учится и получает стипендию в 1000 рублей.
Чтобы поддержать семью из отдалённого села в Луганской области служба «Милосердие Казань» открыла сбор на покупку газовой плиты, холодильника, водонагревателя и насосной станции, которая обеспечит нормальный напор воды. Больше узнать об этом и помочь можно на сайте: КазаньМилосердие.ру
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вера и сомнения». Епископ Переславский и Угличский Феоктист

У нас в студии был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о трудах митрополита Антония Сурожского, в частности о его размышлениях о вере, неверии, сомнении и встрече с Богом.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Изучение истории предков». Евгений Тугаринов

Евгений Тугаринов
У нас в гостях был регент, кандидат искусствоведения, член Союза писателей России, художественный руководитель детской хоровой студии «Царевич» Евгений Тугаринов.
Наш гость рассказал о том, как благодаря изучению своего рода и написании об этом книги узнал удивительную историю своих предков, среди которых были и правители, и знаменитые ученые, и священники и как в их судьбах отразилась история страны.
Все выпуски программы Светлый вечер