Иван Пелевин. «Ненаглядный» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Иван Пелевин. «Ненаглядный»

* Поделиться

Фото: PxHere

— Как тебе Пермская художественная галерея, сестрёнка? Что особенно понравилось?

— Вот это полотно — оно называется «Ненаглядный»! Ты же знаешь мою слабость, Андрюша. Увижу малыша на картине — и сердце тает. Только посмотри, как трогательно изобразил Иван Пелевин молодую женщину с младенцем на руках посреди крестьянской избы.

— Да, этот художник славился во второй половине девятнадцатого века как мастер жанровых сцен из деревенской жизни.

— Он здешний, из Перми?

— Нет, Иван Андреевич Пелевин родился в Санкт-Петербурге, получил образование в Императорской академии художеств. А полотно «Ненаглядный» он создал в 1890-году, когда жил в Вильно, современном Вильнюсе. На тот момент Пелевин был уже маститым живописцем, успел поучаствовать во многих международных выставках.

— В этом произведении чувствуется рука мастера! До чего хорош щекастый бутуз в белой рубашонке!

— И вокруг него целый хоровод представительниц прекрасного пола! Бабушка и две девочки глаз не сводят с такого сокровища. И даже кошка пришла подивиться. Кажется, что от ребенка исходит свет и тепло, и домочадцы греются вокруг него.

— Правда, он центр притяжения! Вон, старушка готовит что-то, но оторваться от внучонка не может. Поставила глиняный горшок на колени, в одной руке держит деревянную ложку, помешивает еду, а другой гладит малыша по ручонке. Хочет, чтоб он посмотрел в её сторону.

— Ему некогда, он общается со старшей сестрой. Мы видим девочку-подростка со спины, но можно догадаться, что она воркует, напевает ему какие-нибудь потешки.

— «Чики-чики-чикалочки, едет Ваня на палочке»! И он сияет, как масляный блин — доволен! А вот младшая сестрёнка озадачена. Не привыкла ещё, что в доме такое чудо появилось. Всё внимание ему! Но ревности нет в её взгляде.

— Заботой девочка не обделена, это видно. В руках у нее поварёшка, как у бабушки. Надо полагать, они стряпают вместе. Маленькой хозяюшке года три-четыре, не больше. Стало быть, и помощи от неё немного. Вовлекая внучку в домашние дела, старушка воспитывает её. И девочке нравится такой досуг. Посмотри, с каким доверием и любовью она положила ладонь на колено бабушки.

— Я вообще обратила внимание на цепь прикосновений на картине. Героини расположились кружком, и, словно невзначай, касаются друг друга, будто делятся теплом.

— Эта выразительная подробность подчеркивает мирные, добрые, искренние отношения в семье. Наверное, потому здесь и хозяйство в порядке, что его ведут сообща, дружно. Сияет и пол в избе, и глиняная посуда в деревянном шкафу.

— И одеты все героини чисто и даже нарядно — юбки и блузки на них ярких цветов. А у матери младенца серьги в ушах, бусы на шее. И платок ярко-красный!

— Так художник подчеркнул праздничное настроение женщины. Она довольна — после двух дочек такого богатыря родила!

— Уверена, что рождению девочек она не меньше радовалась!

— И я не сомневаюсь! Но в крестьянских семьях в девятнадцатом веке рождение мальчика давало надежду на спокойную старость. Пенсий-то не было, забота о пожилых людях полностью лежала на детях. И именно на сыновьях, ведь дочки, выходя замуж, навсегда покидали родительский дом...

— ...Чтобы обрести свои семьи и тоже стать мамами! Ах, Андрюша, сколько же любви в этой работе...

— Верно, Алла! Именно любовь — главная героиня произведения Ивана Пелевина «Ненаглядный».

Картину Ивана Пелевина «Ненаглядный» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее.


Все выпуски программы: Краски России

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем