
— Паша, здравствуй! Как я рад, что ты заехал ко мне! Да ещё и не один. Познакомишь со своей спутницей?
— Дядя Андрей! Это Катя, моя невеста. Я тебе рассказывал о ней.
— Здравствуйте, Андрей Борисович, очень рада с вами познакомиться!
— Мы с Катюшей подали заявление в ЗАГС, роспись через месяц!
— Какая замечательная новость! Ну что ж, пойдёмте пить чай, и вы мне расскажете всё по порядку... Так значит, вы женитесь...
— Да, но мы решили не праздновать свадьбу.
— Мы с Пашей сразу после росписи хотели обвенчаться и отправиться в небольшое свадебное путешествие.
— Интересная мысль!
— Вот только мама немного расстроилась. Она хотела разделить эту радость с близкими, собрать родню...
— Я её понимаю, Паша. В России испокон веков было принято играть свадьбы широко, с родственниками и друзьями... А сейчас всё чаще молодожёны отказываются от большого свадебного гулянья, традиции уходят в прошлое.
— А знаете, когда выходила замуж моя прабабушка, во время свадьбы её украли соседи и не отдавали прадедушке, пока он не заплатил им щедрый выкуп.
— Да, случалось и такое... Но знаете, есть один русский свадебный обычай, о котором нам с вами не стоит забывать. Я даже попытаюсь сейчас проиллюстрировать свою мысль... И покажу одну картину. Она находится в коллекции Владимиро-Суздальского музея. Сейчас я найду её в интернете. Называется «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме». Да, вот она. Её написал в 1909 году художник Иван Семёнович Куликов.
— Какая яркая, красивая работа! На ней изображена крестьянская семья. Все нарядно одеты...
— Художник изобразил старинный русский обряд — родительское благословение на венчание. Взрослая дочь стоит на коленях перед родителями. Отец держит в руках икону, а мама — хлеб да соль. Справа — близкие родственники, скорее всего, бабушка и сёстры. Одна из сестёр, похоже, уже замужем.
— А как ты это понял, дядя Андрей?
— По её одежде. Платок полностью покрывает голову, а над яркой красной юбкой надет навершник — укороченная рубашка, которую украшали тесьмой, кружевом и вышивкой. Так одевались только замужние женщины.
— А слева от старшей сестры стоит девочка лет десяти — наверное, младшая сестра невесты. Она смотрит на происходящее с любопытством. И её взгляд, как и взоры других героев картины, обращены в центр композиции, на невесту, смиренно склонившую голову перед родителями.
— Верно. Невеста на этой картине олицетворяет одну из заповедей, данных Богом человечеству, — «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле...» Поэтому родительское благословение, тем более перед венчанием, было и остаётся очень важным моментом в жизни.
— А как проходил обряд благословения?
— В разных губерниях по-разному. На этой картине, например, художник запечатлел обряд в крестьянской семье во Владимирской губернии, в городе Муроме — об этом свидетельствует название картины. Невеста и её родители стоят в Красном углу — под домашним иконостасом. Благословляя, отец и мать говорили дочери напутственные слова, желали счастливой доли.
— Они, конечно, волновались за дочку...
— Да. И главное — они молились за неё. Просили Господа и Богородицу даровать новой семье счастье и любовь. Невеста в свою очередь благодарила родителей за то, что вскормили и воспитали её. По сути, родительское благословение перед венчанием было моментом прощания с дочерью.
— Вот почему у всех, кроме маленькой девочки, на картине такие сосредоточенные и серьёзные лица! Получается, что это не просто красивый обряд, а своего рода молитва за невесту и её будущую семью. Особенный, торжественный момент!
— Паша, знаешь, я сейчас подумала... Я обязательно попрошу моих родителей благословить нас с тобой перед женитьбой...
— И может быть, всё-таки устроим небольшое торжество. Поступим по любви к родным, которые переживают и молятся о нас. Ну а свадебное путешествие можно начать с Владимирской области. Помолимся святым мощам покровителей семьи — Петру и Февронии Муромским...
— А ещё вы сможете посетить Владимиро-Суздальский музей-заповедник, где хранится работа Ивана Куликова «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме».
Картину Ивана Куликова «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме» можно увидеть во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России
18 октября. О необходимости проповеди христианства в социальных сетях

16 октября в Зале церковных соборов в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками XI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово».
В своём выступлении Предстоятель русской Православной Церкви говорил о необходимости проповеди христианства в социальных сетях.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О подвиге священномученика Дионисия, епископа Александрийского

Сегодня 18 октября. День памяти священномученика Дионисия, епископа Александрийского, жившего в третьем веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Святитель Дионисий Александрийский родился в конце II века и был сыном богатых, знатных язычников. Он получил прекрасное образование. Уверовав во Христа, он стал учеником Оригена и вскоре был рукоположен в пресвитера. 16 лет он был учителем в Александрийском огласительном училище, а затем был поставлен епископом Александрийским.
За борьбу с еретиками Савелием и Павлом Самосатским святитель Василий Великий называл его великим учителем Вселенской Церкви. Когда в Александрии началась эпидемия чумы, святитель призвал свою паству ухаживать одинаково как за больными христианами, так и за язычниками, и погребать всех умерших.
Во время гонения императора Деция святитель Дионисий был арестован, но затем освобождён. Некоторое время он руководил Александрийской Церковью из изгнания, но потом возвратился в город. В гонения императора Валериана святителя сослали в Ливию.
Творения святителя Дионисия были настолько авторитетны, что в Древней Церкви ими пользовались наравне с постановлениями Вселенских Соборов. Несмотря на то, что святитель Дионисий в истории Церкви известен преимущественно как бескомпромиссный борец с ересями и прекрасный полемист, он никогда не забывал дел любви и милосердия, к чему постоянно призывал свою паству. И это особенно важно и для нас, современных христиан, так как вокруг нас очень много тех, кто нуждается в нашей помощи и молитве.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О храме Спаса на Крови

Сегодня 18 октября. В этот день в 1883 году в Петербурге на месте убийства Александра II был заложен храм Спаса-на Крови.
О храме рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Храм Воскресения Христова на Грибоедовской набережной в Санкт-Петербурге, больше известный нам как храм Спаса на Крови, построен действительно на месте, где совершили покушение на императора Александра II, и там сохранились даже следы крови помазанника Божьего. И в память об этой кровавой жертве уже сын императора Александр III построил великолепный храм.
Он действительно пышный, и он действительно является образцом русской архитектуры в русском стиле, несколько напоминает московский храм Покрова на Рву. Они очень перекликаются. Это такой изящный, потрясающий пример русской архитектуры. Высота храма — 81 метр, что для тогдашнего Петербурга уже являлось архитектурной доминантой. Около полутора тысяч человек вмещает в себя храм.
Строительство велось с 1883 по 1907 год. Архитекторами выступили Альфред Парланд и архимандрит Игнатий Малышев. На сегодняшний день собор имеет статус музея, это музейный комплекс: государственный музей, памятник «Исаакиевский собор» и православный храм. Внутри собора действует храм, приход, община.
Надо упомянуть, что совсем не так давно сняли леса со Спаса на Крови. Долгие десятилетия он находился на реставрации. Жители Петербурга и все жители России мечтали, вместе с Александром Розенбаумом мечтали снять леса со Спаса на Крови.
Все выпуски программы Актуальная тема