
— Паша, здравствуй! Как я рад, что ты заехал ко мне! Да ещё и не один. Познакомишь со своей спутницей?
— Дядя Андрей! Это Катя, моя невеста. Я тебе рассказывал о ней.
— Здравствуйте, Андрей Борисович, очень рада с вами познакомиться!
— Мы с Катюшей подали заявление в ЗАГС, роспись через месяц!
— Какая замечательная новость! Ну что ж, пойдёмте пить чай, и вы мне расскажете всё по порядку... Так значит, вы женитесь...
— Да, но мы решили не праздновать свадьбу.
— Мы с Пашей сразу после росписи хотели обвенчаться и отправиться в небольшое свадебное путешествие.
— Интересная мысль!
— Вот только мама немного расстроилась. Она хотела разделить эту радость с близкими, собрать родню...
— Я её понимаю, Паша. В России испокон веков было принято играть свадьбы широко, с родственниками и друзьями... А сейчас всё чаще молодожёны отказываются от большого свадебного гулянья, традиции уходят в прошлое.
— А знаете, когда выходила замуж моя прабабушка, во время свадьбы её украли соседи и не отдавали прадедушке, пока он не заплатил им щедрый выкуп.
— Да, случалось и такое... Но знаете, есть один русский свадебный обычай, о котором нам с вами не стоит забывать. Я даже попытаюсь сейчас проиллюстрировать свою мысль... И покажу одну картину. Она находится в коллекции Владимиро-Суздальского музея. Сейчас я найду её в интернете. Называется «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме». Да, вот она. Её написал в 1909 году художник Иван Семёнович Куликов.
— Какая яркая, красивая работа! На ней изображена крестьянская семья. Все нарядно одеты...
— Художник изобразил старинный русский обряд — родительское благословение на венчание. Взрослая дочь стоит на коленях перед родителями. Отец держит в руках икону, а мама — хлеб да соль. Справа — близкие родственники, скорее всего, бабушка и сёстры. Одна из сестёр, похоже, уже замужем.
— А как ты это понял, дядя Андрей?
— По её одежде. Платок полностью покрывает голову, а над яркой красной юбкой надет навершник — укороченная рубашка, которую украшали тесьмой, кружевом и вышивкой. Так одевались только замужние женщины.
— А слева от старшей сестры стоит девочка лет десяти — наверное, младшая сестра невесты. Она смотрит на происходящее с любопытством. И её взгляд, как и взоры других героев картины, обращены в центр композиции, на невесту, смиренно склонившую голову перед родителями.
— Верно. Невеста на этой картине олицетворяет одну из заповедей, данных Богом человечеству, — «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле...» Поэтому родительское благословение, тем более перед венчанием, было и остаётся очень важным моментом в жизни.
— А как проходил обряд благословения?
— В разных губерниях по-разному. На этой картине, например, художник запечатлел обряд в крестьянской семье во Владимирской губернии, в городе Муроме — об этом свидетельствует название картины. Невеста и её родители стоят в Красном углу — под домашним иконостасом. Благословляя, отец и мать говорили дочери напутственные слова, желали счастливой доли.
— Они, конечно, волновались за дочку...
— Да. И главное — они молились за неё. Просили Господа и Богородицу даровать новой семье счастье и любовь. Невеста в свою очередь благодарила родителей за то, что вскормили и воспитали её. По сути, родительское благословение перед венчанием было моментом прощания с дочерью.
— Вот почему у всех, кроме маленькой девочки, на картине такие сосредоточенные и серьёзные лица! Получается, что это не просто красивый обряд, а своего рода молитва за невесту и её будущую семью. Особенный, торжественный момент!
— Паша, знаешь, я сейчас подумала... Я обязательно попрошу моих родителей благословить нас с тобой перед женитьбой...
— И может быть, всё-таки устроим небольшое торжество. Поступим по любви к родным, которые переживают и молятся о нас. Ну а свадебное путешествие можно начать с Владимирской области. Помолимся святым мощам покровителей семьи — Петру и Февронии Муромским...
— А ещё вы сможете посетить Владимиро-Суздальский музей-заповедник, где хранится работа Ивана Куликова «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме».
Картину Ивана Куликова «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме» можно увидеть во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема