Благодаря начальнику первой русской кругосветной экспедиции — Ивану Фёдоровичу Крузенштерну — в начале девятнадцатого века удалось проложить удобный морской путь через Атлантику и Тихий океан к отдаленным российским территориям. Проект был поддержан императором Александром I, а новый путь помог, в том числе, снабжать продовольствием русский Тихоокеанский флот, дальневосточные территории России и Аляску.
Иван Фёдорович стал автором и разработчиком кругосветной экспедиции, которую он готовил вместе со своим другом Юрием Лисянским. Команда отбиралась лично Крузенштерном и состояла из русских матросов, исключительно добровольцев. Экспедиция началась в августе 1803 года и продлилась несколько лет. По итогам плавания российское государство расширило свои границы на Дальнем Востоке, установило торговые отношения с Китаем.
Как характеризовал Крузенштерна участник экспедиции, учёный Йоханн Хорнер? И как сложилась карьера Ивана Фёдоровича после окончания кругосветного плавания?
Сегодня на самолете можно пересечь океан за несколько часов, а спутниковая связь ловит в любой точке земного шара. Но даже в наши дни отправиться в кругосветное путешествие через шесть морей и три океана — дело опасное. Мало, кто осмелится. Тем более, не ради денег или славы, а ради Отечества и науки.
Перенесемся ненадолго на двести лет назад. Российская империя расширяет границы, присоединяет черноморское побережье, предгорья Кавказа, русские обосновались и в Северной Америке — на Аляске. Но российские змли на американском континенте тогда не имели четко обозначенных границ. Кроме того, управление Аляской, а также дальневосточными территориями России осложнялось удаленностью от Петербурга, ведь путь через Сибирь было дорогостоящим и рискованным. Так как же России закрепиться в отдаленных владениях в Тихом океане? Решение нашел русский морской офицер Иван Федорович Крузенштерн. Он разработал проект кругосветной экспедиции. Этот проект предлагал не сухопутный, а морской путь из Петербурга через Атлантику и Тихий океан к отдаленным российским территориям. Новая дорога помогала решить ряд экономических задач, а также новый удобный путь, чтобы снабжать продовольствием русский Тихоокеанский флот, дальневосточные территории России и Аляску. Проект Крузенштерна увидел молодой император Александр, утвердил его и назначил Ивана Федоровича начальником первой русской кругосветной экспедиции.
Началась подготовка. Крузенштерн взял себе в помощники Юрия Лисянского, своего друга и единомышленника. С Лисянским они не только учились в морском корпусе, но и вместе участвовали в морских сражениях. Крузенштерн, человек вдумчивый и педантичный, сам отбирал команду. По мнению Ивана Фёдоровича, она должна была состоять не из английских, как тогда было принято, а из русских матросов, причем исключительно добровольцев. Это была его принципиальная позиция.
В августе тысяча восемьсот третьего года два корабля, «Надежда» и «Нева», небольшие, чуть больше тридцати метров длиной каждый, вышли из порта города Кронштадта. Экспедиция прошла несколько европейских городов: Копенгаген, Лондон, Фалмут. Дальше — вниз, по Атлантике, обогнули мыс Горн — крайнюю точку Южной Америки, и затем — через весь Тихий океан.
Во время плавания присутствие капитана действовало на всех благотворно. Участник той экспедиции, ученый Йоханн Хорнер писал в одном из писем: «У нас на корабле... царит беспрестанная радость и душевный подъем, и мы благодарим небо, пославшее нам капитана, который качествами своего ума и широтой сердца завоевал безусловную любовь всех».
Возвращение через Индийский океан вокруг Африки было трудным, провианта не хватало, случались поломки, приходилось идти через штормы и смертельно рисковать.
Кругосветное плавание благополучно завершилось через три года. За это время Крузенштерн и его команда открыли новые острова и архипелаги, собрали уникальную коллекцию образцов растений, рыб и насекомых. Российское государство расширило свои границы на Дальнем Востоке, установило торговые отношения с Китаем.
В двадцатых годах 19 века Иван Крузенштерн возглавил Морской кадетский корпус в Петербурге и руководил им шестнадцать лет. За это время он ввел несколько новых военных дисциплин и создал эскадру учебных военных кораблей. Он следил за всеми мелочами: ежедневно посещал классные комнаты и лазарет, в буквальном смысле знал нужды каждого воспитанника. Именно Иван Федорович отменил в корпусе телесные наказания и настоял на том, чтобы в Морской кадетский корпус принимали детей недворянского происхождения.
Матросы любили его за доброе отеческое отношение к ним. В 1839 году, когда адмирал отмечал в Санкт-Петербурге пятидесятилетие службы на флоте, на празднование пришли три матроса с корабля «Надежда», которым было уже по 80 лет. Они хотели выразить глубокое почтение своему капитану.
В тысяча восемьсот семьдесят третьем году в Петербурге напротив Морского кадетского корпуса был установлен памятник Ивану Фёдоровичу Крузенштерну. На постаменте изображен его фамильный герб и начертана фраза на латыни: «Живущий надеждой». И каждый год, в наши дни, курсанты-моряки накануне выпускного сшивают из своих тельняшек одну огромную тельняшку и надевают её на адмирала.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 317 зач., VII, 18-25.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Строить новые автомобильные дороги и ремонтировать старые можно по-разному. Можно, например, соблюдать технологию, а можно её игнорировать, и довольно глупо будет выглядеть тот человек, который, нарушив технологию строительства дорог, будет винить эту самую технологию тогда, когда дорога начнёт чрезвычайно быстро разрушаться. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 7-й главы Послания святого апостола Павла к Евреям. В этом отрывке мы ничего не услышим о дорогах и о технологии их строительства, но мы услышим о законе Ветхого Завета, к которому, как может показаться, апостол выдвигает весьма серьёзные претензии.
Глава 7.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы,
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
Этот отрывок Послания к Евреям начинается с довольно странных слов: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довёл до совершенства» (Евр. 7:18). С одной стороны, действительно, закон Ветхого Завета никого не сделал совершенным в том смысле, что он не был способен освободить человека от грехов и даровать ему всецелое прощение. Но точно ли он был немощен и бесполезен? Да и как вообще стоит понимать услышанные нами слова?
Для ответа на эти вопросы нам стоит вернуться к ранее упомянутому несоблюдению технологии строительства дорог, ведь с законом Ветхого Завета произошло нечто подобное: закон немощен и бесполезен не сам по себе, а по той причине, что люди оказались неспособны его должным образом исполнять. И это в самом деле так, здесь достаточно вспомнить многочисленные дискуссии Спасителя с исказившими понимание закона фарисеями, и вспомнить слова Спасителя по результатам этих дискуссий: «Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:3). Христос, как мы знаем из Евангелия, никого не призывал пренебрегать законом, и Сам Он тоже его исполнял. Конечно же, автор Послания к Евреям знал об этом не хуже нас, а потому его слова о законе стоит понимать не как уничижение закона Ветхого Завета, а как указание на новый, более совершенный закон, такой закон, который может даровать человеку оставление грехов и привести его в Царство Небесное: «Но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр. 7:19). Если же продолжить начатую аналогию слов Послания к Евреям с технологией строительства дорог, то можно сказать, что здесь речь идёт не о том, насколько плоха старая технология, а о том, что есть другая, более совершенная, та, которая основывается на не существовавших ранее материалах и методах ведения работ.
Странно выглядят те люди, которые, зная о новом и совершенном, продолжают держаться устаревшего и неэффективного лишь по той причине, что так делали предки. Конечно, нет никакого греха в том, чтобы использовать, скажем, традиционные методы земледелия, но если речь идёт не о временной жизни, а о вечности, то держаться того, что не способно привести к Царству Небесному не только странно, но и в высшей степени глупо. Эту мысль и пыталось донести Послание к Евреям до своих адресатов. В какой степени это удалось — вопрос дискуссионный, но так как отрывок из этого послания звучит в рождественские дни в православных храмах, то и воспринимать его стоит обращённым к нам, ведь верность закону Ветхого Завета можно понимать и как веру в спасение собственными силами, а такая вера иногда заражает и умы христиан. Дай Бог, чтобы с нами этого не произошло, и чтобы мы остались верны Господу нашему Иисусу Христу, Который «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы пожилые люди прожили зиму в тепле
Уже 10 лет в рамках акции «Подари дрова» волонтёры тверского общественного движения «Доброе дело» приходят на выручку пожилым людям из глубинки Тверской области. При участии неравнодушных людей добровольцы закупают для одиноких пенсионеров дрова и тем самым помогают им пережить холода. За всё время акции поддержку получили больше 1500 человек.
Нина Александровна — одна из тех, к кому приезжают волонтёры. Ей 87 лет. Одинокая бабушка живёт в старом и большом доме. Для его отопления необходимо много дров — это почти 8 грузовых машин на сезон. Стоимость одной партии дров примерно 20 000 рублей. Но пенсии Нины Александровны не хватает даже на половину нужного объёма. Поэтому участники акции «Подари дрова» взяли бабушку под опеку. Уже несколько лет они привозят по два КАМАЗа берёзовых дров, чтобы согревать её дом.
Этой зимой волонтёры тверского общественного движения «Доброе дело» уже успели обеспечить теплом Нину Александровну и ещё больше 200 подопечных. Однако впереди у команды добровольцев по-прежнему много работы. Всё ещё остаются одинокие пенсионеры, которые тоже нуждаются в дровах. Поэтому так важно участие отзывчивых людей.
Если вы хотите подарить тепло бабушкам и дедушкам из глубинки, переходите на сайт акции «Подари дрова».
Также помочь можно, отправив СМС на номер 3434 со словом «Дрова» и любой суммой. Например, «Дрова 300».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Рождество Христово и «Хроники Нарнии». Священник Александр Сатомский
В этой программе мы вместе с настоятелем Богоявленского храма в Ярославле священником Александром Сатомским читали и обсуждали фрагменты из книги Клайва Стейплза Льюиса «Хроники Нарнии», а также говорили о том, как рождественские сюжеты находят свое отражение в художественной литературе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер